Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 21 декабря 2015 г. N 04-07/205-2015
Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
|
|
|
|
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комлоджик" (далее - ООО "Комлоджик", Заявитель, Общество) исх. N 11/12/01 от 11.12.2015 года (вх. N 6774 от 15.12.2015 года) на действия Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник "Куликово поле" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса на право заключить государственный контракт на оказание услуг по созданию программно-аппаратного выставочного комплекса с поставкой мультимедийного оборудования (закупка N 0366100011715000072) (далее - Открытый конкурс), руководствуясь статьёй 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Административный регламент), в присутствии:
УСТАНОВИЛА:
15.12.2015 года в Тульское УФАС России поступила жалоба ООО "Комлоджик" на действия Заказчика при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения Открытого конкурса.
По мнению Заявителя, характеристики товара, содержащиеся в конкурсной документации, в совокупности соответствуют товару конкретного производителя, что является нарушением положений статей 33 и 50 Закона и влечет за собой ограничение количества участников закупки.
Представители Заказчика, присутствующие на заседании Комиссии, не согласились с доводами жалобы Заявителя, считая действия Заказчика соответствующими требованиям Закона, представили письменные пояснения.
Также представители Заказчика пояснили, что необходимый к поставке товар находится в свободном обращении; при обосновании начальной цены контракта Заказчику поступили предложения от 3-х потенциальных участников определения поставщика (подрядчика, исполнителя), что свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников данной закупки.
Документация о проведении открытого конкурса на право заключить государственный контракт на оказание услуг по созданию программно-аппаратного выставочного комплекса с поставкой мультимедийного оборудования (далее - конкурсная документация) утверждена заместителем директора по финансовым вопросам 23.11.2015 года.
Извещение и конкурсная документация (закупка N 0366100011715000072) размещены 02.12.2015 года на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт).
Объектом данной закупки является создание программно-аппаратного выставочного комплекса с поставкой мультимедийного оборудования.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 21 686 437, 12 рублей.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Частью 3 статьи 33 Закона также установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Исходя из смысла пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Следовательно, Заказчик самостоятельно принимает решение по формированию предмета торгов в соответствии с потребностями, спецификой деятельности и с учетом ограничений, установленных законодательством.
Таким образом, Законом не предусмотрено ограничение по включению в конкурсную документацию требований к товару (услуге), которые являются значимыми для Заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций.
Более того, указание в конкурсной документации требований к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам объекта закупки прямо предусмотрено положениями Закона. При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки.
Необходимо отметить, что Заказчик не имеет возможности устанавливать требования к техническим характеристикам товара (в том числе необходимого для оказания услуг), которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки, а, в свою очередь, положения Закона не обязывают Заказчика при определении характеристик товара устанавливать в конкурсной документации такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Представитель Заказчика в ходе заседания Комиссии также пояснил, что требования к товарам с максимальными и (или) минимальными значениями показателей, а также значениями показателей, которые не могут изменяться, установленные в разделе III "Требования к качественным, функциональным и экологическим характеристикам выполняемых работ, поставляемого товара/оказываемых услуг" конкурсной документации, сформированы Заказчиком в полном соответствии с пунктами 1, 7 части 1 и части 2 статьи 33 Закона и исходя из собственных потребностей Заказчика. В описании объекта закупки указывались функциональные, технические и качественные характеристики, позволяющие определить соответствие товара, используемого при оказании услуг по созданию программно-аппаратного выставочного комплекса с поставкой мультимедийного оборудования установленным заказчиком требованиям с указанием максимальных и (или) минимальных значений таких показателей, а также значений показатели, которые не могут изменяться.
Также представители Заказчика пояснили, что Заказчиком не были включены в техническое задание конкурсной документации товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя. Слово "или эквивалент" не использовалась в связи с отсутствием в техническом задании товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя.
В подтверждение своей потребности в приобретении товара с характеристиками, указанными в конкурсной документации, Заказчиком представлено, в том числе Техническое решение по аудиовизуальному и мультимедийному оснащению экспозиции "Сказание о мамаевом побоище" Новое прочтение. Уровень - 1. Государственного военно - исторического природного музея - заповедника "Куликово поле" - "Поле Куликовской битвы", а также Обоснование потребности Заказчика по конкурсу "Оказание услуг по созданию программно-аппаратного выставочного комплекса с поставкой мультимедийного оборудования".
Комиссией установлено, что в соответствии с требованиями статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона, исходя из потребности Заказчика в приобретаемом товаре, в части 1 "Общие положения" раздела III "Требования к качественным, функциональным и экологическим характеристикам выполняемых работ, поставляемого товара/оказываемых услуг" конкурсной документации установлены требования к товару, необходимому к поставке при оказании услуг по созданию программно-аппаратного выставочного комплекса с поставкой мультимедийного оборудования.
При этом в части 1 "Общие положения" раздела III "Требования к качественным, функциональным и экологическим характеристикам выполняемых работ, поставляемого товара/оказываемых услуг" конкурсной документации отсутствует указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя поставляемого товара.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Из приведенных положений Закона следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
Учитывая, что предметом данного определения поставщика (подрядчика, исполнителя) является право на заключение контракта не на изготовление, а на оказание услуг по созданию программно-аппаратного выставочного комплекса с поставкой мультимедийного оборудования, то участником данной закупки может выступить любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель (в том числе и не являющийся производителем требуемого к поставке товара), готовые поставить товар, отвечающий требованиям конкурсной документации и удовлетворяющий потребности Заказчика.
Заявителем на заседание Комиссии не представлено объективных доказательств того, что обращение товара, указанного в части 1 "Общие положения" раздела III "Требования к качественным, функциональным и экологическим характеристикам выполняемых работ, поставляемого товара/оказываемых услуг" конкурсной документации, на соответствующем рынке невозможно или затруднено. Равно как не представлено доказательств того, что установление указанных требований фактически ограничивает число потенциальных участников данной закупки, либо создает одним участникам закупки преимущество перед другими.
Комиссия полагает, что требования к поставляемому товару, используемому при оказании услуг по созданию программно-аппаратного выставочного комплекса с поставкой мультимедийного оборудования формируются Заказчиком самостоятельно, исходя из потребности Заказчика и целей приобретения Заказчиком товара указанного в части 1 "Общие положения" раздела III "Требования к качественным, функциональным и экологическим характеристикам выполняемых работ, поставляемого товара/оказываемых услуг" конкурсной документации, в том числе, необходимостью обеспечения взаимодействия имеющегося у Заказчика оборудования для использования и внедрения указанного товара.
Следовательно, указание в описании объекта закупки требуемых значений необходимого к поставке поставляемого товара для оказания услуг по созданию программно-аппаратного выставочного комплекса с поставкой мультимедийного оборудования не противоречит нормам Закона, а доводы Заявителя о нарушении Заказчиком положений Закона путем установления в документации требований к товару, влекущих за собой ограничение количества участников закупки, являются недоказанными и, как следствие, необоснованными.
Таким образом, довод жалобы о нарушении Заказчиком требований Закона в ходе заседания Комиссии не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комлоджик" исх. N 11/12/01 от 11.12.2015 года (вх. N 6774 от 15.12.2015 года) на действия Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник "Куликово поле" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса на право заключить государственный контракт на оказание услуг по созданию программно-аппаратного выставочного комплекса с поставкой мультимедийного оборудования (закупка N 0366100011715000072) необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 21 декабря 2015 г. N 04-07/205-2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.12.2015