Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11. 2014 г. жалобу ООО "НПП "Рост" на действия ГБУЗ ТО "ОКБ N2" в связи с отказом в заключении договора по результатам проведения электронного аукциона N АЭ-4030/15 (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru 0167200003415004828) на поставку фармацевтических субстанций,
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 01.12.2015 г. поступила жалоба ООО "НПП "Рост" на действия (бездействие) заказчика, выраженные в отказе в заключении договора с Обществом, являющегося победителем электронного аукциона N АЭ-4030/15. Сведения о заключенном контракте с иным участником закупки на официальном сайте на момент поступления жалобы отсутствовали.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru, в адрес заказчика и заявителя направлены уведомления о рассмотрении жалобы. Рассмотрение дела назначено на 08 декабря 2015 г. в 10 часов 00 мин. (по местному времени).
В соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, на основании приказа Тюменского УФАС России от 03.12.2015 г. N 681 "О проведении внеплановой проверки", комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок будет осуществлена внеплановая проверка в отношении заказчика и уполномоченного органа в лице Управления государственных закупок Тюменской области при проведении электронного аукциона N АЭ-4030/15 (N 0167200003415004828).
В рамках проводимой внеплановой проверки по жалобе заявителя у Управления государственных закупок Тюменской области (уполномоченный орган) были затребованы все имеющиеся документы и материалы по проведению вышеуказанного открытого конкурса, которые представлены уполномоченным органом письмом от 07.12.2015 г. вх. N 9443 заблаговременно до дня заседания Комиссии.
В качестве обоснования заявленных требований заявитель указывает, что заказчик принял неправомерное и необоснованное решение об отказе в заключении контракта с Обществом, и как следствие, признании его уклонившимся от заключения контракта на том основании, что последним в нарушение части 9 статьи 37 Закона о контрактной системе не представлено не предоставлено обоснование цены контракта.
В свою очередь, заявителем были соблюдены все требования, предусмотренные законодательством о контрактной системе и положениями аукционной документации N АЭ-4030/15 при подписании контракта, в частности Обществом в регламентированные сроки были подписан проект контракта, а в качестве надлежащего обеспечения исполнения контракта представлены платежные поручения от 17.11.2015 г. N 734 и 739 и информация, подтверждающая добросовестность участника аукциона, подписанные сертификатом усиленной электронной подписи лица, имеющего право действовать от имени ООО "НПП "Рост". При этом, обоснование цены контракта содержалось в спецификации, являющемся приложением к контракту, а учитывая, что статьей 37 Закона о контрактной системе не установлено исчерпывающего перечня способов и форм такого обоснования, предложенный заявителем способ обоснования предложенной цены договора неправомерно отвергнут заказчиком.
Кроме того, 24.11.2015 г. Обществом, уже после принятого заказчиком решения об отказе в заключении договора, в адрес последнего почтовым отправлением было направлено письмо с приложенными к нему накладными и счет-фактурами, подтверждающие наличие необходимого товара на складе ООО "НПП "Рост".
Присутствовавший в заседании Комиссии представитель заказчика на доводы, изложенные в жалобе заявителя, представил в материалы дела письменные возражения, с приложением соответствующих документов. Согласно указанным пояснениям, отказ заказчика от заключения контракта является правомерным, поскольку в нарушение части 9 статьи 37 Закона о контрактной системе ООО "НПП "Рост" не было представлено обоснование цены контракта, учитывая, что такое требование напрямую вытекает из положений названного Федерального закона в случае поставки товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (в данном случае, лекарственных средств) и снижения победителем аукциона (конкурса) цены контракта на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта.
При этом, направленную обществом спецификацию к договору, невозможно расценивать как предоставление обоснование цены договора, поскольку из толкования ч.9 статьи 37 Закона о контрактной системе следует, что участник закупки обязан представить дополнительный документ, прямо поименованный в указанной норме.
В свою очередь, представленные обществом накладные и счет-фактуры, подтверждающие наличие необходимого товара, обоснованно оставлены заказчиком без внимания, поскольку поступили за пределами срока, установленного законодательством для подписания договора по результатам электронного аукциона и спустя 4 дня после опубликования на официальном сайте протокола об отказе в заключении договора с заявителем.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей заказчика и Общества, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, Управление государственных закупок Тюменской области, являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения электронного аукциона N АЭ-4030/15 в интересах государственного заказчика - ГБУЗ ТО "ОКБ N2" на поставку фармацевтических субстанций с начальной (максимальной) ценой контракта 479 632, 75 рублей.
Информация об электронном аукционе (с документацией об аукционе) 21.10.2015 г. была размещена на официальном общероссийском сайте размещения заказов в сети Интернет: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003415004828.
В п.19 извещения о проведении электронного аукциона, в разделе 14 документации об электронном аукционе N АЭ-4030/15 заказчиком во исполнение требований законодательства о контрактной системе установлено требование обеспечения исполнения контракта в размере 30 % о начальной (максимальной) цены контракта), что составляет 143 889, 82 рублей. Обеспечение контракта может обеспечиваться предоставлением безотзывной банковской гарантией, выданной банком или внесением денежных средств на счета заказчика.
Согласно протокола подведения итогов электронного аукциона N АЭ-4030/15 (0167200003415004828) от 05.11.2015 г. победителем был признан участник закупки - ООО "НПП "Рост" (порядковый номер заявки 1), сделавший наименьшее ценовое предложение при проведении аукциона и заявка которого была признана соответствующей требованиям аукционной документации. Указанный протокол опубликован на официальном сайте 06.11.2015 16:02 (МСК+2).
При этом, указанным участником в ходе проведения аукциона на электронной площадке было сделано ценовое предложение в размере 289 201, 84 рублей, то есть снижение цены договора составило более чем 25% от начальной (максимальной) ценой контракта.
Как следует из представленных документов обязанность по подписанию договора была исполнена Обществом 17.11.2015 г. в рамках регламентированного срока, что в свою очередь не оспаривается сторонами по делу. При этом, заявителем в качестве обеспечения исполнения контракта были представлены платежные поручения от 17.11.2015 г. N 734 и 739 на общую сумму 143 889, 82 рублей, информационное письмо от 11.11.2015 г. исх. N 193, подтверждающая добросовестность участника аукциона по исполнению государственных контрактов в 2014-2015 гг., подписанные сертификатом усиленной электронной подписи лица, имеющего право действовать от имени ООО "НПП "Рост".
В свою очередь 20.11.2015 15:52 (МСК+2) заказчиком на сайте оператора электронной площадки (ЗАО "Сбербанк-АСТ", адрес в сети Интернет: http: www.sberbank-ast.ru), обеспечивающего проведение аукциона, а также на официальном сайте опубликован протокол от 19.11.2015 г. об отказе от заключения контракта с ООО "НПП "Рост" и признании его уклонившимся от заключения договора, при этом в качестве основания для принятия такого решения комиссия заказчика со ссылкой на ч.9, п. ч.10 статьи 37 Закона о контрактной системе указала на то обстоятельство, что победителем электронного аукциона не предоставлено обоснование цены договора.
В силу ч. 1 статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем аукциона, а в случаях, предусмотренных статьей 70 Закона о контрактной системе, с иным участником аукциона, заявка которого на участие в аукционе признана соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе.
В течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе (ч. 2 статьи 70 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 3 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. В случае, если при проведении такого аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, оказываемой в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
В соответствии с ч. 2 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в ч. 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с ч. 3 статьи 37 Закона о контрактной системе.
При этом, согласно ч. 9 статьи 37 Закона о контрактной системе, если предметом контракта, на право заключения которого проводится аукцион, является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения в том числе лекарственные средства, участник закупки, предложивший цену контракта, которая на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, обязан представить заказчику обоснование предлагаемой цены контракта, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара, документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене.
Победитель электронного аукциона, в соответствии с ч. 13 статьи 70 Закона о контрактной системе, признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные статьей 70 Закона о контрактной системе, не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный ч. 4 статьи 70 Закона о контрактной системе, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в ч. 8 статьи 69 Закона о контрактной системе, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе (в случае снижения при проведении аукциона цены контракта на 25 процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
Согласно документации об электронном аукционе N АЭ-4030/15, объектом закупки (предметом договора) является поставка фармацевтических субстанций.
В соответствии с Федеральным законом от 12,04. 2010 N61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", фармацевтическая субстанция - это лекарственное средство в виде одного или нескольких обладающих фармакологической активностью действующих веществ вне зависимости от природы происхождения, которое предназначено для производства, изготовления лекарственных препаратов и определяет их эффективность.
Таким образом, фармацевтические субстанции следует отнести к товару, необходимому для нормального жизнеобеспечения. Соответственно, отсутствие необходимых лекарственных средств в медицинском учреждении (коим является ГБУЗ ТО "ОКБ N2") может повлечь нарушение его деятельности и негативно отразиться на процессе и качестве оказания медицинских услуг, в том числе оказания экстренной медицинской помощи.
Согласно п. 10.2 проекта договора, являющегося Приложением N документации об электронном аукционе N АЭ-4030/15 указано, что "в случае если участником закупки, с которым заключается договор, предложена цена договора на 25% и более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора, поставщик предоставляет:
- обеспечение исполнения настоящего договора в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения договора, указанный в первом абзаце настоящего пункта, или информацию, подтверждающую добросовестность поставщика на дату подачи заявки согласно ч. 3 ст. 37 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ;
- обоснование предлагаемой цены договора согласно ч. 9 ст. 37 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ.
Информация, подтверждающая добросовестность поставщика, а также обоснование предлагаемой цены договора предоставляются поставщиком при направлении Заказчику подписанного проекта договора".
Таким образом, с учетом особенностей предмета договора, а также обстоятельства снижения цены договора более чем на 25% от начальной (максимальной) цены договора, в соответствии с вышеуказанными нормами Закона о контрактной системе победитель такого аукциона должен представить не просто подтверждение исполнения договора, а именно обоснование предлагаемой цены с приложением подтверждающих документов.
В нарушение ч. 9 статьи 37 Закона о контрактной системе ООО "НПП "Рост" не представлено обоснование предлагаемой цены договора, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара, документы, подтверждающие наличие товара у ООО "НПП "Рост", иные документы и расчеты, подтверждающие возможность Общества осуществить поставку товара по предлагаемой цене.
При этом, Общество при заключении договора выполнило лишь требования ч. 2 ст. 37 Закона о контрактной системе.
Комиссия в свою очередь не может согласиться с позицией заявителя относительно того, что обоснование цены договора содержалось в спецификации к договору, а учитывая, что статьей 37 Закона о контрактной системе не установлено исчерпывающего перечня способов и форм такого обоснования, предложенный заявителем способ обоснования предложенной цены договора является надлежащим.
Так, действительно приложением к проекту договора бюджетного учреждения на поставку фармацевтических субстанций и его неотъемлемой частью является спецификация (описание объекта закупки), в которой указана информация о наименовании поставляемой продукции, в том числе цена за единицу и общая сумма по каждой позиция наименования.
По мнению Комиссии обозначенная информация не может являться обоснованием цены договора в смысле ч.9 статьи 37 Закона о контрактной системе, поскольку указывает только на цену договора, предложенной участником закупки в ходе проведения торгов.
Как следует из части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Соответственно, победитель аукциона, направив заказчику подписанный проект договора с уже ранее включенной в него информацией о цене договора, информацией о товаре, указанной в его заявке на участие в таком аукционе только лишь исполнил обязанность по подписанию договора, предусмотренную частью 3 статьи 70 Закона о контрактной системе, но не выполнил обязанность, предусмотренную частью 9 статьи 37 названного Закона.
Соответственно, в связи с выявлением факта непредставления ООО "НПП "Рост" обоснования цены договора заказчик правомерно руководствовался вышеприведенными нормативными предписаниями, положениями документации об электронном аукционе N АЭ-4030/15 и принял обоснованное решение об отказе указанному Обществу в заключении договора.
Кроме того, представленные обществом накладные и счет-фактуры обоснованно оставлены заказчиком без рассмотрения, поскольку поступили за пределами срока, установленного законодательством для подписания договора по результатам электронного аукциона N АЭ-4030/15.
С учетом изложенного, в вышеуказанных действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе, а также прав и законных интересов подателя жалобы как участника закупки.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, п. 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11. 2014 г., Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "НПП "Рост" на действия ГБУЗ ТО "ОКБ N2" в связи с отказом в заключении договора по результатам проведения электронного аукциона N АЭ-4030/15 (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru 0167200003415004828) на поставку фармацевтических субстанций необоснованной.
В соответствии с ч.9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 8 декабря 2015 г. N 286
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.12.2015