Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 10 декабря 2015 г. N 294-01
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комисси), рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11. 2014 г. жалобу ООО НЧОО "Арсенал" на действия ФБУН ТНИИКИП Роспотребнадзора и его аукционной комиссии при проведении при проведении электронного аукциона N 62/15 ЭА (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru 0367100003015000087) на оказание услуг контроля тревожной сигнализации и реагирования подвижной группы охраны в 2016 году (далее - электронный аукцион),
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 04.12.2015 г. поступила жалоба заявителя на действия аукционной комиссии заказчика при проведении электронного аукциона N 62/15 ЭА. Сведения о заключенном контракте по результатам электронного аукциона на официальном сайте на момент поступления жалобы отсутствуют.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru, в адрес заказчика и заявителя направлены уведомления о рассмотрении жалобы.
В соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, на основании приказа Тюменского УФАС России от 07.12.2015 г. N 693 "О проведении внеплановой проверки", комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий заказчика и его комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона N 62/15 ЭА (N0367100003015000087).
В рамках проводимой внеплановой проверки по жалобе заявителя у заказчика были затребованы все имеющиеся документы и материалы по проведению вышеуказанного электронного аукциона, которые представлены в заседание Комиссии.
Согласно жалобе, заявитель не согласен с действиями аукционной комиссии в связи с признанием его заявки не соответствующей требованиям аукционной документации в части непредставления в составе заявки лицензии на осуществление частной охранной деятельности, действующей на весь период оказания услуг.
В качестве обоснования своих доводов заявитель ссылается на то обстоятельство, что приложенная в составе заявки ООО НЧОО "Арсенал" на участие в электронном аукционе лицензия на осуществление охранной деятельности являлась действующей на момент проведения электронного аукциона и соответствовала всем требованиям, установленным в соответствии с законодательством к осуществлению данного вида деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 11.2 Закона Российской Федерации от 11.0З.1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует на всей территории Российской Федерации.
Срок действия лицензии ООО НЧОО "Арсенал" N 72-037, выданной 15.11.2012 г. Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области установлен до 27.01.2016 г., после чего в соответствии с п. 1 ч. 1 и ч.2 ст.11.4 Закона Российской Федерации О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации лицензия подлежит переоформлению в связи с продлением срока ее действия путем подачи заявления в орган, выдавший лицензию.
В настоящее время ООО НЧОО "Арсенал" не имеет законных оснований требовать от лицензирующего органа досрочной выдачи лицензии в связи с участием в электронном аукционе, поскольку срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата только по окончании срока действия лицензии.
В свою очередь, Обществом 26.11.2015 г. в лицензирующий орган были поданы документы для продления срока действия лицензии.
Согласно п.4 ст. 11.4 Закона Российской Федерации от 11.0З.1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление частной охранной деятельности, производится в порядке, предусмотренном для предоставления лицензии, в срок не более тридцати дней, на период переоформления действие лицензии не приостанавливается, соответственно, лицензия ООО НЧОО "Арсенал" будет являться действующей на весь период оказания услуг, который предусмотрен аукционной документацией.
Заказчик с доводами, изложенными в жалобе заявителя не согласился, факт нарушения Закона о контрактной системе не признал, считает, что аукционная комиссия при принятии оспариваемого решения действовала в соответствии с положениями Закона о контрактной системе и требованиями, установленными в документации об аукционе, согласно которых в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе, участник должен представить действующую на весь срок оказания услуг лицензию на осуществление частной охранной деятельности. В свою очередь, ООО НЧОО "Арсенал", представил соответствующую лицензию со сроком действия до 27.01.2016 г., несмотря на то, что срок оказания услуг, указанный в документации об аукционе с 01.01.2016 г. по 31.12.2016 г.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей заказчика и Общества, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Процедура определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения открытого аукциона в электронной форме регламентирована разделом 2 главы 3 Закона о контрактной системе.
В силу положений части 2 статьи 24 и части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе аукцион в электронной форме (электронный аукцион) относится к конкурентным способам определения поставщиков и под ним понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с п.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе определено, что в извещении в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в частности, требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1 и ч. 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе такой перечень должен содержаться и в документации электронного аукциона.
Таким образом, соответствие участника закупки требованиям, предъявляемым законодательством к лицам, осуществляющим поставки товаров и оказывающим услуги для государственных нужд, и которые предусмотрены документацией об аукционе, является обязательном условием для участия в публичных процедурах, предусмотренных законодательством о контрактной системе. При этом, в извещении о проведении электронного аукциона, равно как и в документации об аукционе должен быть указан исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона в соответствии с п. 1 и 2 ч. 1 ст. 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Однако отдельные виды деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может осуществлять только на основании специального разрешения (лицензии).
Согласно ч. 3 ст. 49 ГК РФ, право юридического лица на осуществление предпринимательской деятельности, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии.
Статьей 1 Закона Российской Федерации от 11.0З.1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее- Закон о частной охранной деятельности) установлено, что частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.
Таким образом, оказание услуг в соответствии со статьей 11 Закона о частной охранной деятельности разрешено только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел.
Статьей 69 Закона о контрактной системе установлен порядок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе.
Согласно частям 1, 2 указанной статьи аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
Как усматривается из материалов дела, ФБУН ТНИИКИП Роспотребнадзора во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 г. N 1309 и в целях осуществления мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности названного учреждения был объявлен электронный аукцион N 62/15 ЭА на оказание услуг контроля тревожной сигнализации и реагирования подвижной группы охраны в 2016 году с начальной (максимальной) ценой контракта 20 000,00 рублей.
Информация об электронном аукционе (с документацией об аукционе) 17.11.2015 г. (MSK+2) была размещена на официальном общероссийском сайте размещения заказов в сети Интернет: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0367100003015000087.
До окончания указанного в извещении срока подачи заявок на участие в аукционе N 62/15 ЭА (25.11.2015 17:00) ООО НЧОО "Арсенал" посредством программно-аппаратного функционала оператора электронной площадки - АО "ЕЭТП" подало заявку на участие в названном электронном аукционе, которой был присвоен порядковый номер 2.
По результатам рассмотрения первых частей заявок, заявка данного участника была признана соответствующей требованиям аукционной документации и допущена к участию в электронном аукционе.
Данный участник принял участие в аукционе и сделал наименьшее ценовое предложение в размере 17 800, 00 рублей (протокол проведения электронного аукциона от 30.11.2015 г.)
Как следует из решения аукционной комиссии по подведению итогов электронного аукциона, оформленного протоколом от 01.12.2015 г. заявка Общества была отклонена на основании п.1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе - - непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 ч. 2 ст. 62, ч. 3 и 5 ст. 66 указанного Закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе. В качестве обоснования такого решения, комиссия указала, что лицензия на осуществление частной охранной деятельности данного участника не является действующей на весь период оказания услуг, согласно требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Однако, каким именно требованиям документации об электронном аукционе N 62/15 не соответствует представленная Обществом лицензия на осуществление охранной деятельности, в названном протоколе не указано.
Согласно ч.8 статьи 69 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе. Указанный протокол в числе прочих сведений, должен содержать решение о соответствии или о несоответствии заявок на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о нем, с обоснованием этого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, которым не соответствует участник такого аукциона, положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем, информацию о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждой заявки на участие в таком аукционе.
Вместе с тем, в протоколе подведения итогов электронного аукциона N 62/15 ЭА (N0367100003015000087) в нарушение требований установленных частью 8 статьи 69 Закона о контрактной системе, не содержится указания конкретных положений аукционной документации, которым не соответствует заявка ООО НЧОО "Арсенал" на участие в электронном аукционе, что в свою очередь образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2.1 статьи 7.30 КоАП РФ.
Как следует из пояснений заказчика, в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе, участник должен представить действующую на весь срок оказания услуг лицензию на осуществление охранной деятельности.
Однако, ООО НЧОО "Арсенал" представил соответствующую лицензию со сроком действия только до 27.01.2016 г., несмотря на то, что срок оказания услуг, указанный в документации об аукционе с 01.01.2016 г. по 31.12.2016 г.
Из материалов дела усматривается, что по условиям извещения о проведении электронного аукциона N 62/15 заказчиком были установлены единые требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, однако соответствующего перечня документов, которые должны быть представлены участниками аукциона в подтверждении своего соответствия в извещении не содержится.
Как указано в п. 1.7.3 документации электронного аукциона N 62/15 участник закупки должен соответствовать единым требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п.п.2 п.3.2.3. документации вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, перечисленным в пункте 1.7.3. настоящей документации и установленные пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) федерального закона от 5 апреля 2013года N44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 федерального закона от 5 апреля 2013года N44-ФЗ;
В п.9. информационной карты электронного аукциона (раздел III аукционной документации), поименованным как "Требования к участникам закупки" указано, что необходимые документы указаны в пункте 1 раздела II "Общие условия проведения электронного аукциона" настоящей документации. Однако, каким именно требованиям, установленным заказчиком, участник аукциона должен подтвердить свое соответствие указанный пункт информационной карты не содержит.
В свою очередь, п. 13 информационной карты (требования к содержанию и составу заявки) аналогичным образом отсылает на общую часть аукционной документации, а именно п.3 раздела II "Общие условия проведения электронного аукциона", без конкретизации перечня документов применительно к проводимому аукциону.
Пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) названного Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 названного Федерального закона.
Таким образом, совокупное толкований условий аукционной документации позволяет сделать вывод, что заказчиком не было установлено требование к участникам названного электронного аукциона о необходимости представления в составе заявки действующей на весь срок оказания услуг лицензии на осуществление частной охранной деятельности. При этом, единственное упоминание о данной лицензии имеется только в Техническом задании (Приложение N 1 к документации), в котором, в частности, указано что оказание услуг исполнителем осуществляется в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 13.07.15г.) и на основании действующей весь срок оказания услуг лицензии на осуществление частной охранной деятельности, выданной МВД РФ. Срок оказания услуг: с 01.01.2016 года по 31.12.2016 года включительно.
Соответственно, обозначенное требование о наличии лицензии, покрывающей весь срок оказания услуг, предъявлено заказчиком непосредственно к исполнителю данных услуг в рамках уже действующего договора, а не к участнику аукциона в соответствии с п.1. части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
При таких обстоятельствах, факт наличия (или отсутствия) в составе заявки ООО НЧОО "Арсенал" лицензии на осуществление частной охранной деятельности в рассматриваемом случае не имеет никакого правового значения для разрешения вопроса о соответствии заявки данного участника требованиям аукционной документации.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что аукционная комиссия неправомерно отклонила заявку ООО НЧОО "Арсенал" по причине непредставления действующей на весь период оказания услуг лицензии на осуществление частной охранной деятельности данного участника, что является нарушением п. 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать специализированной организации, заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По мнению Комиссии допущенное аукционной комиссией нарушение повлекло за собой нарушение прав и законных интересов заявителя как участника закупки, заявка которого соответствовала требованиям предъявляемым законодательством о контрактной системе и аукционной документации, в связи, с чем существует необходимость выдачи аукционной комиссии, заказчику и оператору электронной площадки обязательного для исполнения предписания об устранения нарушения законодательства о контрактной системе путем отмены протокола подведения итогов аукциона от 01.12.2015 г. N 62/15 ЭА (N0367100003015000087) и проведении процедуры рассмотрения заявок участников аукциона в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе с учетом выводов, изложенных в настоящем решении.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, п. 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11. 2014 г., Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО НЧОО "Арсенал" на действия ФБУН ТНИИКИП Роспотребнадзора и его аукционной комиссии при проведении при проведении электронного аукциона N 62/15 ЭА (N 0367100003015000087) на оказание услуг контроля тревожной сигнализации и реагирования подвижной группы охраны в 2016 году обоснованной.
2.Признать аукционную комиссию ФБУН ТНИИКИП Роспотребнадзора нарушившей п. 1 части 6, часть 8 статьи 69 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона N 62/15 ЭА (N0367100003015000087).
3. Выдать ФБУН ТНИИКИП Роспотребнадзора и его аукционной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения пункта 2 части 6, части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе путем отмены протокола подведения итогов аукциона от 01.12.2015 г. N 62/15 ЭА (N0367100003015000087) и проведении процедуры рассмотрения заявок участников аукциона в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
4. Оператору электронной площадки АО "Единая электронная торговая площадка" (АО "ЕЭТП", адрес в сети Интернет: http://roseltorg.ru ) обеспечить техническую возможность для осуществления действий по исполнению предписания и проведения электронного аукциона N 62/15 ЭА (N0367100003015000087).
В соответствии с ч.9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 10 декабря 2015 г. N 294-01
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.12.2015