Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 7 декабря 2015 г. N 44-3601/15
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет)" (далее - Заказчик);
в отсутствие представителей:
ООО "Инжиниринговая компания Корвет" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленных о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 25484 от 30.11.2015) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ монтажу системы автоматической пожарной сигнализации и оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на объектах федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет)" (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 19.11.2015 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100046515000007. Начальная (максимальная) цена контракта 14 900 204,92 руб.
В жалобе ООО "Инжиниринговая компания Корвет" указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Заказчиком, в пп. 1-5 Раздела 5 "Порядок заполнения формы "Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках объекта закупки", рекомендуемой участнику закупки, для представления в I части заявки на участие в аукционе" Части Ш "Техническое задание" документации о закупке установлены требования к порядку заполнения первой части заявки на участие в закупке:
"Если в техническом задании (описании объекта закупки) (далее - техническое задание) Раздела "Техническое задание (описание объекта закупки) и обоснование начальной (максимальной) цены контракта" значение показателей предлагаемого к поставке товара или товара, используемого при выполнении работ, оказании услуг, являющихся предметом контракта, является минимальным (более, не менее, от), максимальным (менее, не более, до), сопровождается словами "не менее", "более", "не более", "менее", "не выше", "выше", "не ниже", "ниже", "не хуже", "типа", "от", "до", "от до включая диапазон", "включая диапазон", "или", "и/или", "либо" и знаками "+/-", участник закупки указывает конкретные (точные) значения показателей без слов "не менее", "более", "не более", "менее", "не выше", "выше", "не ниже", "ниже", "не хуже", "типа", "от", "до", "от до включая диапазон", "включая диапазон", "не уже", "уже", "не шире", "шире", знаков "+/-", "+", "-" и иных слов и словосочетаний, не позволяющих определить точное значение характеристик товаров, за исключением случаев, указанных в пункте 2 инструкции, показатели не являются указанием конкретных показателей товара";
"В случае если Заказчиком установлен показатель со словом "более", "выше", "шире" и т.п. то Участнику необходимо указать конкретное значение данного показателя, которое должно быть больше значения, установленного Заказчиком, исключая его".
Таким образом, инструкция по заполнению первых частей заявок не конкретизирует, какие слова и словосочетания, используемые при описании объекта закупки Заказчиком, не позволяют определить точное значение характеристик товаров.
Так же, в рамках описания объекта закупки использовано словосочетание "При наличии" (позиции 3, 67, 98 Приложения N2 к Части III "Требования к товарам, использующимся при выполнении работ"), не раскрытое в инструкции по заполнению первых частей заявок. В рамках документации о закупке не представляется возможным установить, должно ли сопровождаться конкретное значение показателя в составе заявки данным словосочетанием, следует ли заменить его словом "Отсутствует", если конкретное значение показателя невозможно представить.
Таким образом, Заказчик допустил нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении противоречивых требований в документации об аукционе в электронной форме.
2. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Заказчиком, в пп. 1-5 Раздела 5 "Порядок заполнения формы "Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках объекта закупки", рекомендуемой участнику закупки, для представления в I части заявки на участие в аукционе" Части Ш "Техническое задание" документации о закупке установлены требования к порядку заполнения первой части заявки на участие в закупке:
"В случае если Заказчиком установлен показатель со словом "менее", "ниже", "уже" и т.п. то Участнику необходимо указать конкретное значение данного показателя, которое должно быть меньше значения, установленного Заказчиком, исключая его;
В случае если Заказчиком установлен показатель со словом "более", "выше", "шире" и т.п. то Участнику необходимо указать конкретное значение данного показателя, которое должно быть больше значения, установленного Заказчиком, исключая его;
В случае если в соответствии с нормативной документацией Заказчиком установлены требования к значению показателя в виде диапазона (например - к отклонениям), то Участнику аукциона необходимо указать конкретные значения границ диапазона".
Вместе с тем, инструкция по заполнению первых частей заявок не содержит указание, какие из показателей, представленных в составе Технического задания, представляют собой диапазон значений, а какие выражены предельным значением.
Так, товар по позиции 1 "Пульт контроля и управления" требует в составе заявки характеристику: "Напряжение питания, В: от более 10,0 до не более 30,0". Согласно инструкции по заполнению первой части заявки, показатели "От более 10,0" и "До не более 30,0" представляют собой два независимых значения, каждое из которых описывается отдельно. Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии УФАС представителем Заказчика даны пояснения, что данные показатели следует читать во взаимосвязи и указать в составе заявки диапазон значений (например: "Напряжение от 12 до 24 В"), что противоречит требованиям инструкции по заполнению первой части заявки.
Таким образом, Заказчик допустил нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении противоречивых требований в документации об аукционе в электронной форме.
3. Документация об электронном аукционе в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик, при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст. 33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком в Приложении N2 к Части III "Требования к товарам, использующимся при выполнении работ" документации об аукционе к товару по позиции 126 "Герметик монтажный" установлены требования: "Потребительская маркировка должна содержать следующие меры предосторожности и предупредительные надписи: "Предохранять от воздействия прямых солнечных лучей и нагревания выше ... °С!" (температура должна быть указана в нормативном или техническом документе на средство)".
Вместе с тем, требование о предоставлении в составе первой части заявки при описании объекта закупки информации о показателях, не описанных в документации о закупке в соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе в форме минимальных и (или) максимальных значений показателя, или значений показателя, которые не могут изменяться, нарушает правило объективного описания объекта закупки.
Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, а данный довод жалобы признается обоснованным.
4. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства от 25.04.2015 N 390, при монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и специальных технических условий. На объекте должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта".
Согласно п. 1.1. РД 78.145-93 "Системы и комплексы охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Правила производства и приемки работ" установлено требование об осуществлении работ по монтажу технических средств сигнализации в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией или актом обследования, рабочей документацией и указанными Правилами.
Согласно извещению о проведении закупки, предметом государственного контракта является выполнение работ по монтажу системы автоматической пожарной сигнализации и оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на объектах федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет)".
Вместе с тем, как установлено в ходе заседания Комиссии УФАС, Заказчиком при формировании Технического задания документации о закупке товары по позициям 73, 74, 115 "Трубы стальные", 94, 99 "Автоматические выключатели" по техническим характеристикам не соответствуют характеристикам, установленным в проектной документации.
Следовательно, в действиях Заказчика установлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контактной системе, выраженное в описании объекта закупки не в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Иные доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС.
Таким образом, жалоба признается частично обоснованной.
При установленных обстоятельствах допущенные в действиях заказчика нарушения являются существенными, что дает основания для выдачи предписания об их устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст., 33, 64, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Инжиниринговая компания Корвет" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 ч. 1 ст. 33), ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 7 декабря 2015 г. N 44-3601/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2015