Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 8 декабря 2015 г. N 44-3609/15
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
МА МО Звездное (далее - Заказчик);
ООО "Дестроит" (далее - Заявитель);
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 25586 от 01.12.2015) на действия заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту помещений Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Центр помощи семье и детям" по адресу: Санкт-Петербург, ул. Малая Посадская, д.3, литера А (3, 6 этажи) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 18.11.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0172300007215000007. Начальная (максимальная) цена контракта -75 570 257,12 рублей.
В жалобе ООО "Дестройт" указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС пришла к следующим выводам.
1. Документация об электронном аукционе в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкции по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно пп. б п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В соответствии с извещением о проведении аукциона документацией об аукционе предметом контракта является выполнение работ по благоустройству территорий, расположенных в границах муниципального образования Муниципальный округ Звездное.
При этом, в ряде пунктов Приложения N 3 к части III "Техническое задание" документации об аукционе в электронной форме "Требования к товарам, которые используются при выполнении работ" присутствуют требования к результатам испытаний товара, варьируемые в зависимости от конкретной партии товара, предоставление сведений о котором невозможно на этапе подачи заявок на участие в закупке:
Позиция 63 "Отсев":
Содержание в песке зерен крупностью свыше десяти (10) мм. должно соответствовать требованиям:
для песка второго класса должно быть не более пяти (5) % по массе,
для песка первого класса должно быть не более нуля целых пяти десятых (0,5) % по массе.
Содержание в песке зерен крупностью свыше пяти (5) мм. должно соответствовать требованиям:
для песка второго класса должно быть не более пятнадцати (15) % по массе,
для песка первого класса должно быть не более пяти (5) % по массе.
Содержание в песке зерен крупностью менее нуля целых шестнадцати сотых (0,16) мм. должно соответствовать требованиям:
для песка первого класса должно быть более нуля (0) % по массе,
для песка второго класса должно быть более нуля (0) % по массе.
Содержание пылевидных и глинистых частиц в песке должно соответствовать требованиям:
для песка первого класса должно быть менее двух (2) % по массе,
для песка второго класса требуется менее трех (3) % по массе.
Содержание глины в комках в песке должно соответствовать требованиям:
для песка первого класса должно быть менее нуля целых и двух десятых (0,2) % по массе,
для песка второго класса требуется менее ноля целых и пяти десятых (0,5) % по массе.
Зерновой состав должен быть определен из подготовленной навески песка, просеенной через набор сит с круглыми отверстиями диаметром 2,5 (две целых и пять десятых) мм. и с сетками N 1,25; 0,63; 0,315 и 0,16, и должен соответствовать требованиям:
значение показателя частного остатка на сите N 2,5 должно быть в диапазоне значений более 7,5 (семи целых и пяти десятых) и менее 8,7 (восьми целых и семи десятых) %,
значение показателя частного остатка на сите N1,25 должно быть в диапазоне значений от 15,2 (пятнадцати целых и двух десятых) до 16 (шестнадцати) %,
значение показателя частного остатка на сите N0,63 должно быть в диапазоне значений менее 25,2 (двадцати пяти целых и двух десятых) и 24,2 (двадцати четырех целых и двух десятых) %,
значение показателя частного остатка на сите N0,315 должно быть в диапазоне до 39,4 (тридцати девяти целых и четырех десятых) и от 38,4 (тридцати восьми целых и четырех десятых) %,
значение показателя частного остатка на сите N0,16 должно быть в диапазоне значений 8,5 (восьми целых и пяти десятых) и менее 11,3 (одиннадцати целых и трех десятых) %;
значение показателя полного остатка на сите N 2,5 требуется в диапазоне значений более 7,5 (семи целых и пяти десятых) и менее 8,7 (восьми целых и семи десятых) %;
значение показателя полного остатка на сите N1,25 требуется в диапазоне значений > 23 (двадцати трех) % и 23,7 (двадцати трем целым и семи десятым) %;
значение показателя полного остатка на сите N0,63 требуется в диапазоне значений более 45 (сорока пяти) и не более 65 (шестидесяти пяти) %;
значение показателя полного остатка на сите N0,315 требуется в диапазоне значений менее 88 (восьмидесяти восьми) и более 86,2 (восьмидесяти шести целых и двух десятых) %;
значение показателя полного остатка на сите N0,16 требуется до 98,7 (девяноста восьми целых и семи десятых) и от 95,3 (девяноста пяти целых и трех десятых) %.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об аукционе требований к указанию участниками закупок состав зерен песка, ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе.
Следовательно, действия Заказчика, установившего требования к описанию участниками закупок в составе заявок веществ, используемых при изготовлении товаров, нарушают часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Соответственно данный довод жалобы признан обоснованным.
2. Документация об электронном аукционе в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкции по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно пп. б п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В соответствии с извещением о проведении аукциона документацией об аукционе предметом контракта является выполнение работ по благоустройству территорий, расположенных в границах муниципального образования Муниципальный округ Звездное.
При этом, в ряде пунктов Приложения N 3 к части III "Техническое задание" документации об аукционе в электронной форме "Требования к товарам, которые используются при выполнении работ" присутствуют требования к результатам испытаний товара, варьируемые в зависимости от конкретной партии товара, предоставление сведений о котором невозможно на этапе подачи заявок на участие в закупке:
Позиция 13 "Качель тип 2"
Трубы должны выдерживать испытание на загиб;
значение показателя угла отбортовки должно составлять 90 (девяносто) градусов для труб из стали марки 10, и 60 (шестьдесят) градусов для труб из стали марок 20 и 15ХМ; требования к размерам и характеристикам труб, обязательно используемых для выполнения работ:
Труба 1- Диаметр трубы должен быть 35,2 (тридцати пяти целых и двух десятых) мм. и
39,9 (тридцати девяти целых и девяти десятых) мм.
Толщина стенки трубы должна быть 1.7 (одной целой и семи десятых) мм. и < 2.2 (двух целых и двух десятых) мм.
Масса одного погонного метра трубы должна быть 1.650 (одной целой и шестисот пятидесяти тысячной) кг. и
1.998 (одной целой и девятисот девяноста восьми тысячных) кг.
Вместе с тем, поскольку результатом закупки является поставка конечного продукта "Качель", а так же поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об аукционе требований к указанию участниками закупок на элементы потенциально закупаемого товара, ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе. Аналогичные нарушение установлены в ходе заседания Комиссии УФАС к товарам по позициям 14-22, 24-30, 32-46, 52-58, 60-67, 69-78, 80-99 согласно доводам жалобы.
Следовательно, действия Заказчика, установившего требования к описанию участниками закупок в составе заявок веществ, используемых при изготовлении товаров, нарушают часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе, Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В доводах жалобы Заявитель указывает на наличие в предмете закупки (лота) работ, классифицирующихся под различными кодами ОКПД в рамках одного предмета закупки. На дату заседания Комиссии УФАС Закон о контрактной системе и иное федеральное законодательство не содержат положений, ограничивающих возможность Заказчика в объединении нескольких кодов общероссийских классификаторов в один лот.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под благоустройством территории муниципального образования понимается комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения мероприятий по содержанию территории, а так же по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
Согласно ст. 79 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", перечень вопросов местного значения внутригородских муниципальных образований городов федерального значения определяется законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно пп. 9 п. 2 ст. 10 Закона Санкт-Петербурга от 23.09.2009 N 420-78 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге", работу по благоустройству включают:
текущий ремонт придомовых территорий и дворовых территорий, включая проезды и въезды, пешеходные дорожки;
устройство искусственных неровностей на проездах и въездах на придомовых территориях и дворовых территориях;
организацию дополнительных парковочных мест на дворовых территориях;
установку, содержание и ремонт ограждений газонов;
создание зон отдыха, в том числе обустройство, содержание и уборку территорий детских площадок;
обустройство, содержание и уборку территорий спортивных площадок;
оборудование контейнерных площадок на дворовых территориях.
В соответствии с извещением о проведении аукциона документацией об аукционе предметом контракта является выполнение работ по благоустройству территорий, расположенных в границах муниципального образования Муниципальный округ Звездное.
Следовательно, в действиях Заказчика не установлено нарушения Закона о контрактной системе, выраженное в объединении в один лот различных видов работ.
Остальные доводы жалобы не нашли своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС.
При установленных обстоятельствах допущенные в действиях заказчика нарушения являются существенными, что дает основания для выдачи предписания об их устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 64, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Дестройт" частично обоснованной в части доводов о необъективном описании заказчиком объекта закупки по ряду товаров.
2. Признать в действиях заказчика нарушения ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 8 декабря 2015 г. N 44-3609/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.12.2015