Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 11 декабря 2015 г. N 44-3709/15
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
Администрация Фрунзенского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик, Уполномоченный орган, Организатор закупки);
ООО "Гамма" (далее - Заявитель);
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 25955 от 04.12.2015) на действия Заказчика (Уполномоченного органа, Организатора закупки) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием на комплексную поставку продуктов питания для организации питания в учреждениях образования Фрунзенского района Санкт-Петербурга (далее - конкурс с ограниченным участием), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Изменения извещения о проведении конкурса с ограниченным участием размещено 07.12.2015 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002215000150. Начальная (максимальная) цена контракта 36 807 951,05 руб.
В жалобе ООО "Гамма" указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 3 ст. 56 Закона о контрактной системе, при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных вышеуказанной статьей.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 25 Правил оценки, показателями не стоимостного критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" могут быть исключительно три показателя:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
В соответствии с п. 27 Правил оценки, показателями не стоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что Заказчиком (Уполномоченным органом, Организатором закупки) при оценке заявок по нестоимостному критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" использованы следующие показатели:
- Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами: Наличие оснащенной продовольственной базы, обеспечивающей условия безопасности поступающих, перерабатываемых и реализуемых продуктов питания с полным набором производственных, складских, подсобных помещений для хранения, фасовки, переработки сырья, животноводческого сырья и продукции животного происхождения, работающим холодильным оборудованием для раздельного хранения различных видов продуктов питания, соответствующее температурным параметрам для каждого вида продукции, при соблюдении товарного соседства, соответствующее количеству принимаемых скоропортящихся, замороженных и особо скоропортящихся пищевых продуктов, необходимой участнику закупки для надлежащего исполнения контракта на комплексную поставку продуктов питания;
- Деловая репутация участника закупки.
1. Согласно доводам жалобы, Заказчиком (Уполномоченным органом, Организатором закупки) в рамках критерия оценки заявок "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлен показатель, противоречащий положениям Закона о контрактной системе:
- Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами: Наличие в штате организации участника конкурса работников, специалистов, квалифицированных в системе менеджмента безопасности продуктов питания, закупаемых для учреждений социальной сферы, имеющих сертификат специалиста.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что Заказчиком (Уполномоченным органом, Организатором закупки) внесены изменения в документацию о закупке, в том числе изменены критерии оценки заявок. Вышеуказанный параметр, обжалуемый Заявителем в составе документации о закупке, на дату заседания Комиссии УФАС отсутствует.
Следовательно, данный довод жалобы признается необоснованным.
2. Показатель "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами: Наличие оснащенной продовольственной базы, обеспечивающей условия безопасности поступающих, перерабатываемых и реализуемых продуктов питания с полным набором производственных, складских, подсобных помещений для хранения, фасовки, переработки сырья, животноводческого сырья и продукции животного происхождения, работающим холодильным оборудованием для раздельного хранения различных видов продуктов питания, соответствующее температурным параметрам для каждого вида продукции, при соблюдении товарного соседства, соответствующее количеству принимаемых скоропортящихся, замороженных и особо скоропортящихся пищевых продуктов, необходимой участнику закупки для надлежащего исполнения контракта на комплексную поставку продуктов питания" раскрыт в документации следующим образом:
"Участник закупки получает максимальный балл в случае, если представляет информацию о наличии достаточной материально-технической оснащенности участника в совокупности документов:
Копии (-ий) свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество либо копии (й) договора аренды недвижимого имущества, действующего на момент подачи заявки на участие в конкурсе и со сроком окончания не ранее окончания действия контракта по предмету конкурса - 31.12.2016 года, зарегистрированного в установленном порядке, с приложением копии акта передачи арендованного недвижимого имущества от арендодателя участнику закупки (арендатору), с указанием данных, позволяющих определенно установить недвижимое имущество, переданное арендатору в качестве объекта аренды с приложением копии свидетельства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на объект недвижимого имущества, переданный в аренду, или выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающей право собственности на объект недвижимого имущества;
Копии (-ий) инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6 на холодильное оборудование либо иными документами, подтверждающими законное право владения;
Копии (-ий) разрешения главного государственного ветеринарного инспектора субъекта РФ в отношении соответствия помещений продовольственной базы Закону РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии";
Описания организационно-технологической системы качества и разработанных программ предварительных мероприятий применительно к предмету конкурса, соответствующее установленным требованиям национальных стандартов РФ ГОСТ Р 54762-2011/ISO/TS 22002-1:2009 и ГОСТ Р ИСО 22000-2007 (ISO 22000:2005) из "Плана ХАССП" по системе менеджмента безопасности пищевой продукции участника конкурса, в отношении продовольственной базы участника, в том числе:
- анализ опасностей, которые угрожают безопасности пищевой продукции и которыми необходимо управлять;
- определение мероприятий по управлению опасностями;
- выбор критических контрольных точек и критических пределов;
- коррекция и корректирующие действия, которые будут предприняты, если будут превышены критические пределы;
- распределение ответственности и полномочий;
- ведение записей при мониторинге".
Наличие установленного комплекта документов в составе заявки, согласно положениям документации о закупке является достаточным для получения максимального балла по вышеуказанному критерию.
Помимо того, положениями Закона о контрактной системе, Постановления Правительства N 1085 не установлен перечень документов, используемых при оценке заявки участника по вышеуказанному показателю, следовательно, Заказчик (Уполномоченный орган, Организатор закупки) вправе самостоятельно определить перечень документов, используемых при оценке заявки участника по данному показателю.
Так же, отсутствие у потенциальных участников определенных производственных мощностей не лишает их права на участие в закупке, а так же привлечения к исполнению субподрядных организаций, обладающих необходимыми ресурсами.
В связи с изложенным, данный довод жалобы признается необоснованным.
3. В соответствии с п. 27 Правил, утвержденных Постановлением Правительства N 1085 деловая репутация участника закупки выступает в качестве одного из показателей нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения) на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возложена обязанность по осуществлению производственного контроля, которая заключается, в том числе, в соблюдении санитарно-эпидемиологических требований, проведении лабораторных исследований и испытаний, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Показатель "Деловая репутация участника закупки" раскрывается в документации следующим образом:
"Оценка производится по формуле, указанной в п. 5 настоящей статьи конкурсной документации. Значение предложения участника по показателю "Деловая репутация участника закупки" определяется как количество протоколов испытаний на продукты питания, подтверждающих их качество, проведенных участником закупки в 2012-2014 годах".
Вместе с тем, положениями Закона о контрактной системе, Постановления Правительства N 1085 не установлен перечень документов, используемых при оценке заявки участника по показателю "деловая репутация", следовательно, Заказчик (Уполномоченный орган, Организатор закупки) вправе самостоятельно определить перечень документов, используемых при оценке заявки участника по показателю "деловая репутация".
Таким образом, протоколы испытаний на продукты питания могут использоваться при оценке заявки участника по показателю "деловая репутация", т.к. содержат в себе информацию о соблюдении участником требований действующего законодательства в части оборота продуктов питания.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст., 33, 64, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Гамма" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 11 декабря 2015 г. N 44-3709/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2015