Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 декабря 2015 г. N 44-3900/15
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
Администрации Кронштадтского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик);
ООО "Центр инженерных систем" (далее - Заявитель),
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 26755 от 14.12.2015) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса на оказание услуг по охране объектов и имущества, обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов на объектах государственных учреждений Кронштадтского района Санкт-Петербурга в 2016 году (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении открытого конкурса размещено 25.11.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0172200002815000108. Начальная (максимальная) цена контракта - 33 061 648,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования законодательства о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
Заявитель в жалобе указал на несоответствие документации о закупке требованиям статьи 30 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с пп. и) п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать декларация о принадлежности участника открытого конкурса к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом ч. 1.1 ст. 30 Закона о контрактной системе, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно извещению о проведении закупки N 0172200002815000108 Заказчиком установлено преимущество для участия в закупке субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям (в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе).
Согласно извещению о проведении закупки N 0172200002815000108 начальная (максимальная) цена контракта составляет 33 061 648,00 рублей, что не соответствует требованиям п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе.
По мнению Заказчика, п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе распространяет свое действие в случае, если заключается один контракт на сумму не более 20 млн. рублей. Вместе с тем, согласно конкурсной документации Заказчиком проводятся совместные торги в соответствии с ч. 1 ст. 25 Закона о контрактной системе, а следовательно, начальная (максимальная) цена контракта составляет сумму цен каждого из контрактов.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что по смыслу нормы п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе следует, что при проведении закупки начальная (максимальная) цена контакта вне зависимости от количества контрактов, предусмотренных документацией о закупке, не может составлять более 20 млн. рублей.
Довод Заказчика признан несостоятельным в связи с тем, что при проведении совместных торгов, начальная (максимальная) цена контракта которых составляет более 20 млн. рублей, но цена каждого из контрактов менее 20 млн. рублей, Заказчиком искусственно завышаются финансовые затраты потенциального участника закупки, в том числе, при предоставлении обеспечения заявки и обеспечения исполнения контракта. Следовательно, дополнительные обременения делают невозможным участие в закупке участника, который может исполнить обязательства по контракту, цена которого составляет, например, 3 млн. рублей, но не исполнить обязательства по контракту, цена которого составляет 33 млн. рублей.
Таким образом, в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Заявитель в жалобе указал на несоответствие требований, предъявляемых к участникам закупки, законодательству Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям: средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек.
Согласно жалобе Заявитель указал на то, что при оказании услуг, являющихся предметом контракта необходимый минимум численности сотрудников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации составляет 122 человека.
Согласно пояснениям Заказчика критерий субъекта малого предпринимательства на момент фактического оказания услуг, предусмотренных предметом контракта, может не соответствовать количеству сотрудников, установленному отчетностью за предыдущий календарный год в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". На момент рассмотрения жалобы по существу на участие в открытом конкурсе подано 4 заявки.
Таким образом, в данной части жалоба признана необоснованной.
Остальные доводы также не нашли своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС.
Комиссия УФАС приняла решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием на момент заседания Комиссии УФАС доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 2, 30, 50, 51, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Центр инженерных систем" частично обоснованной в части довода об установлении начальной (максимальной) цены контракта не в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
2. Признать в действиях конкурсной комиссии Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 декабря 2015 г. N 44-3900/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.12.2015