Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 24 ноября 2015 г. N 44-3508/15
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ГБОУ ДОД Центр эстетического воспитания детей Калининского района Санкт-Петербурга "Центр на Брянцева" (далее - Заказчик):
ООО "КБ-248" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 24724 от 18.11.2015) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение ремонтных работ в здании Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Центр эстетического воспитания детей Калининского района Санкт-Петербурга "Центр на Брянцева" (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 28.10.2015 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200224515000011. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 649 510,28 рублей.
В жалобе ООО "КБ-248" указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном отказе ему в допуске к участию в электронном аукционе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 1 от 17.11.2015 участнику закупки, подавшему заявку с порядковым номером 1, отказано в допуске к участию в электронном аукционе на основании п.1 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Анализ документации об аукционе, в том числе Приложения N 2 "Требования к товарам, использующимся при выполнении работ" к Техническому заданию показал, что к товару по позиции 35 "Смесь сухая тип 1" Заказчиком установлено требование: "При высыхании шпаклевки должна образовываться плотная не мелящаяся шелковистая поверхность белого цвета, практически не требующая шлифования и пригодная для последующей покраски, оклеивания стен обоями и отделки любым типом покрытия".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать инструкцию по заполнению заявки участника закупки.
Инструкция по заполнению первой части заявки установлена Заказчиком в п. 13 части II "Информационная карта аукциона" документации об аукционе.
Положениями данной инструкции Заказчиком установлено, что "Участник не должен сопровождать значения показателей используемого для выполнения работ товара словами: "требуемый", "обязательный", "эквивалент", "планируемый", "возможный", "необходимый", "типа", "нужный", "должен иметь", "должен быть", "рекомендуемый", "допустимо", "может быть", "может иметь", "может", "предусмотренный", "возможность", "должный", "запрашиваемый", и их производными с приставкой "не" или без нее".
Анализ заявки участника закупки с порядковым номером 1 показал, что по позиции 35 им предложен товар "Смесь сухая тип 1" с указанием следующей характеристики: "При высыхании шпаклевки образовывается плотная не мелящаяся шелковистая поверхность белого цвета, не требующая шлифования и пригодная для последующей покраски, оклеивания стен обоями и отделки любым типом покрытия".
Таким образом, сведения представленные участником закупки формально не соответствуют требованиям установленной Заказчиком инструкции по заполнению первой части заявки.
На основании вышеизложенного Комиссия УФАС приходит к выводу, что аукционная комиссия Заказчика имела основания для отказа участнику закупки, подавшему заявку с порядковым номером 1, в допуске к участию в электронном аукционе на основании п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе. Таким образом, жалоба является необоснованной.
В результате проведения внеплановой проверки закупки установлено следующее.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать инструкцию по заполнению заявки участника закупки. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Инструкция по заполнению первой части заявки установлена Заказчиком в п. 13 части II "Информационная карта аукциона" документации об аукционе.
Положениями данной инструкции Заказчиком установлено, что "Участник не должен сопровождать значения показателей используемого для выполнения работ товара словами: "требуемый", "обязательный", "эквивалент", "планируемый", "возможный", "необходимый", "типа", "нужный", "должен иметь", "должен быть", "рекомендуемый", "допустимо", "может быть", "может иметь", "может", "предусмотренный", "возможность", "должный", "запрашиваемый", и их производными с приставкой "не" или без нее".
Анализ документации об аукционе, в том числе Приложения N 2 "Требования к товарам, использующимся при выполнении работ" к Техническому заданию показал, что к товару по позиции 35 "Смесь сухая тип 1" Заказчиком установлено требование: "При высыхании шпаклевки должна образовываться плотная не мелящаяся шелковистая поверхность белого цвета, практически не требующая шлифования и пригодная для последующей покраски, оклеивания стен обоями и отделки любым типом покрытия".
В рассматриваемом случае без сопровождения словами "не требующая" характеристика "шлифования" теряет смысл и не отражает качественные и функциональные свойства товара, предлагаемого к использованию. Таким образом в данной части инструкция содержит требования, влекущие за собой ограничение количества участников такого аукциона (ограничение доступа к участию в таком аукционе), а также отказ участникам закупки в допуске к аукциону по формальным основаниям.
Также положениями инструкции по заполнению первой части заявки содержит следующие указания: "Участник не должен сопровождать значения показателей используемого для выполнения работ товара словами: "требуемый", "обязательный", "эквивалент", "планируемый", "возможный", "необходимый", "типа", "нужный", "должен иметь", "должен быть", "рекомендуемый", "допустимо", "может быть", "может иметь", "может", "предусмотренный", "возможность", "должный", "запрашиваемый", и их производными с приставкой "не" или без нее".
К товару по позиции 4 "Портландцемент" Приложения N 2 "Требования к товарам, использующимся при выполнении работ" к Техническому заданию документации об аукционе Заказчиком установлены следующие требования: "Портландцемент по вещественному составу должен быть типа I".
Из положений инструкции следует, что данная характеристика должна быть указана без сопровождения словом "типа".
Согласно п. 4.4 ГОСТ 30515-2013 "Цементы. Общие технические условия" по вещественному составу цементы на основе портландцементного клинкера подразделяют на типы, характеризующиеся различным видом и содержанием минеральных добавок.
Таким образом, инструкция по заполнению первой части заявки составлена таким образом, что участникам закупки надлежит указывать сведения не соответствующие государственному стандарту, а именно без сопровождения слова "тип". Также без указания данного слова характеристика в целом теряет смысловое значение, что не позволяет определить качественные и функциональные свойства товара, предлагаемого к использованию.
На основании вышеизложенного Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в утверждении документации об аукционе, которая не содержит надлежащей инструкции по заполнению первой части заявок. Данное нарушение является существенным, поскольку послужило основанием для отказа участнику закупки, подавшему заявку с порядковым номером 1 в допуске к участию в электронном аукционе.
Документация об электронном аукционе в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик, при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
К товару по позиции 48 "Блок оконный тип 2" Приложения N 2 "Требования к товарам, использующимся при выполнении работ" к Техническому заданию документации об аукционе Заказчиком установлены следующие требования: "Расстояние между декоративной рамкой и поверхностью стекла должно быть не менее 1 мм. Должен соответствовать ГОСТ 24866-99".
В соответствии с п. 3.13 ГОСТ 24866-99 "Стеклопакеты клееные строительного назначения. Технические условия" расстояние между декоративной рамкой и поверхностью стекла должно быть не менее 3 мм, следовательно, требование Заказчика является нестандартным.
Обоснования использования нестандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии в документации об аукционе отсутствует, следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе, а данный довод является обоснованным.
Также вышеуказанное требование Заказчика выходит за пределы, установленные государственным стандартом, что позволяет участникам указать значение ему несоответствующее. При одновременном требовании о соответствии данного товара нормам ГОСТ 24866-99 "Стеклопакеты клееные строительного назначения. Технические условия", описание товара нарушает правило объективного описания объекта закупки в чем усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дает основания для выдачи предписания об их устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 64, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "КБ-248" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33), п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 24 ноября 2015 г. N 44-3508/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.11.2015