Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 1 декабря 2015 г. N 44-3534/15
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
Администрация Фрунзенского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик, Уполномоченный орган, Организатор закупки);
ООО "Спецтранссервис" (далее - Заявитель);
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 25158 от 25.11.2015) на действия Заказчика (Уполномоченного органа, Организатора закупки) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием на комплексную поставку продуктов питания для организации питания в учреждениях образования Фрунзенского района Санкт-Петербурга (далее - конкурс с ограниченным участием), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса с ограниченным участием размещено 17.11.2015 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002215000142. Начальная (максимальная) цена контракта 28 004 703,05 руб.
В жалобе ООО "Спецтранссервис" указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 3 ст. 56 Закона о контрактной системе, при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных вышеуказанной статьей.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 25 Правил оценки, показателями не стоимостного критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" могут быть исключительно три показателя:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
В соответствии с п. 27 Правил оценки, показателями не стоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что Заказчиком (Уполномоченным органом, Организатором закупки) при оценке заявок по нестоимостному критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" использованы следующие показатели:
- Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами: Наличие в штате организации участника конкурса работников, специалистов, квалифицированных в системе менеджмента безопасности продуктов питания, закупаемых для учреждений социальной сферы, имеющих сертификат специалиста;
- Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами: Наличие оснащенной продовольственной базы, обеспечивающей условия безопасности поступающих, перерабатываемых и реализуемых продуктов питания с полным набором производственных, складских, подсобных помещений для хранения, фасовки, переработки сырья, животноводческого сырья и продукции животного происхождения, работающим холодильным оборудованием для раздельного хранения различных видов продуктов питания, соответствующее температурным параметрам для каждого вида продукции, при соблюдении товарного соседства, соответствующее количеству принимаемых скоропортящихся, замороженных и особо скоропортящихся пищевых продуктов, необходимой участнику закупки для надлежащего исполнения контракта на комплексную поставку продуктов питания;
- Деловая репутация участника закупки.
1. Показатель "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами: Наличие в штате организации участника конкурса работников, специалистов, квалифицированных в системе менеджмента безопасности продуктов питания, закупаемых для учреждений социальной сферы, имеющих сертификат специалиста" раскрывается в документации следующим образом:
"Значение предложения участника по указанному показателю определяется как наличие у участника конкурса внутренних аудиторов системы менеджмента безопасности пищевой продукции в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 22000-2007 (ISO 22000:2005), включающего принципы ХАССП и ГОСТ Р ИСО 19011-2011 (ISO 19011:2011).
Для подтверждения наличия у участника конкурса трудовых ресурсов участник предоставляет информацию по форме Приложения N 5 Части II к Конкурсной документации "Сведения о наличии в штате организации необходимого количества квалифицированного персонала, имеющего сертификат внутреннего аудитора системы менеджмента безопасности пищевой продукции в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 22000-2007 (ISO 22000:2005), включающего принципы ХАССП и ГОСТ Р ИСО 19011-2011 (ISO 19011:2011)" и заполняет форму 5 Приложения N 5 Части II к Конкурсной документации".
Вместе с тем, ГОСТ Р ИСО 22000-2007 и ГОСТ Р ИСО 19011-2011 не содержит в себе требования к наличию у сотрудников юридических лиц сертификата специалиста внутреннего аудитора системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Согласно п. 3.15 ГОСТ Р ИСО 22000-2007, сертификация соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО возможна в рамках сертификации всей системы менеджмента организации, подтверждаемая получением свидетельства о безопасности пищевой продукции, подтверждающего, что "Мероприятия по управлению, осуществляемые согласно плану ХАССП и производственной программе обязательных предварительных мероприятий, способны быть результативными".
В свою очередь, наличие в штате организации необходимого количества квалифицированного персонала, имеющего сертификат внутреннего аудитора системы менеджмента безопасности пищевой продукции не свидетельствует о большем профессионализме лица по сравнению с тем участником, кто может привлечь вышеуказанных специалистов из иных организаций, специализированных на выполнение аудиторских проверок, так как законодательство предъявляет одинаковые нормативные требования в части осуществления соответствующих услуг и принятия их результата.
Так же, использование иных систем контроля пищевой продукции, нежели предусмотрены в рамках документации о закупках, не препятствует исполнению контракта надлежащим образом и так же может свидетельствовать о наличии необходимого опыта у участника закупки, позволяющего оценить его квалификацию.
Таким образом, требования, установленные Заказчиком по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" и порядок их оценки не позволяют выявить лучшее условие выполнения контракта, что является нарушением ч. 2 ст. 8 и п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
2. Доводы жалобы о возможном нарушении Заказчиком (Уполномоченным органом, Организатором закупки) антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции), вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции заявитель имеет право обратится в Санкт-Петербургское УФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства.
При этом такое заявление должно содержать сведения, предусмотренные Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, также к заявлению должны быть приложены документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства.
3. Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99) утвержден перечень случаев, при которых к участникам закупки предъявляются дополнительные требования.
Согласно п. 6 Приложения 2 Постановления Правительства N 99, при проведении закупки путем конкурса с ограниченным участием на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная цена контракта превышает 500000 рублей, к участникам предъявляется дополнительное требование в виде наличия опыта исполнения контракта на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора с бюджетным учреждением) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс.
Согласно п. 30 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 1085), в случае если в отношении участников закупки предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, такие дополнительные требования не могут применяться в качестве критериев оценки заявок (предложений).
В ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что Заказчиком (Уполномоченным органом, Организатором закупки) соблюдены положения ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе, а так же п. 30 Постановления Правительства N 1085, дополнительные требования к участникам закупки не идентичны критериям оценки заявок, установленных в документации о закупке.
Следовательно, данный довод жалобы признается необоснованным.
4. Показатель "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами: Наличие оснащенной продовольственной базы, обеспечивающей условия безопасности поступающих, перерабатываемых и реализуемых продуктов питания с полным набором производственных, складских, подсобных помещений для хранения, фасовки, переработки сырья, животноводческого сырья и продукции животного происхождения, работающим холодильным оборудованием для раздельного хранения различных видов продуктов питания, соответствующее температурным параметрам для каждого вида продукции, при соблюдении товарного соседства, соответствующее количеству принимаемых скоропортящихся, замороженных и особо скоропортящихся пищевых продуктов, необходимой участнику закупки для надлежащего исполнения контракта на комплексную поставку продуктов питания" раскрыт в документации следующим образом:
"Участник закупки получает максимальный балл в случае, если представляет информацию о наличии достаточной материально-технической оснащенности участника в совокупности документов:
Копии (-ий) свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество либо копии (й) договора аренды недвижимого имущества, действующего на момент подачи заявки на участие в конкурсе и со сроком окончания не ранее окончания действия контракта по предмету конкурса - 31.12.2016 года, зарегистрированного в установленном порядке, с приложением копии акта передачи арендованного недвижимого имущества от арендодателя участнику закупки (арендатору), с указанием данных, позволяющих определенно установить недвижимое имущество, переданное арендатору в качестве объекта аренды с приложением копии свидетельства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на объект недвижимого имущества, переданный в аренду, или выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающей право собственности на объект недвижимого имущества;
Копии (-ий) инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6 на холодильное оборудование либо иными документами, подтверждающими законное право владения;
Копии (-ий) разрешения главного государственного ветеринарного инспектора субъекта РФ в отношении соответствия помещений продовольственной базы Закону РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии";
Описания организационно-технологической системы качества и разработанных программ предварительных мероприятий применительно к предмету конкурса, соответствующее установленным требованиям национальных стандартов РФ ГОСТ Р 54762-2011/ISO/TS 22002-1:2009 и ГОСТ Р ИСО 22000-2007 (ISO 22000:2005) из "Плана ХАССП" по системе менеджмента безопасности пищевой продукции участника конкурса, в отношении продовольственной базы участника, в том числе:
- анализ опасностей, которые угрожают безопасности пищевой продукции и которыми необходимо управлять;
- определение мероприятий по управлению опасностями;
- выбор критических контрольных точек и критических пределов;
- коррекция и корректирующие действия, которые будут предприняты, если будут превышены критические пределы;
- распределение ответственности и полномочий;
- ведение записей при мониторинге".
Наличие установленного комплекта документов в составе заявки, согласно положениям документации о закупке является достаточным для получения максимального балла по вышеуказанному критерию.
Помимо того, положениями Закона о контрактной системе, Постановления Правительства N 1085 не установлен перечень документов, используемых при оценке заявки участника по вышеуказанному показателю, следовательно, Заказчик (Уполномоченный орган, Организатор закупки) вправе самостоятельно определить перечень документов, используемых при оценке заявки участника по данному показателю.
Так же, отсутствие у потенциальных участников определенных производственных мощностей не лишает их права на участие в закупке, а так же привлечения к исполнению субподрядных организаций, обладающих необходимыми ресурсами.
В связи с изложенным, данный довод жалобы признается необоснованным.
5. В соответствии с п. 27 Правил, утвержденных Постановлением Правительства N 1085 деловая репутация участника закупки выступает в качестве одного из показателей нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения) на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возложена обязанность по осуществлению производственного контроля, которая заключается, в том числе, в соблюдении санитарно-эпидемиологических требований, проведении лабораторных исследований и испытаний, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Показатель "Деловая репутация участника закупки" раскрывается в документации следующим образом:
"Оценка производится по формуле, указанной в п. 5 настоящей статьи конкурсной документации. Значение предложения участника по показателю "Деловая репутация участника закупки" определяется как количество протоколов испытаний на продукты питания, подтверждающих их качество, проведенных участником закупки в 2012-2014 годах".
Вместе с тем, положениями Закона о контрактной системе, Постановления Правительства N 1085 не установлен перечень документов, используемых при оценке заявки участника по показателю "деловая репутация", следовательно, Заказчик (Уполномоченный орган, Организатор закупки) вправе самостоятельно определить перечень документов, используемых при оценке заявки участника по показателю "деловая репутация".
Таким образом, протоколы испытаний на продукты питания могут использоваться при оценке заявки участника по показателю "деловая репутация", т.к. содержат в себе информацию о соблюдении участником требований действующего законодательства в части оборота продуктов питания.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст., 33, 64, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Спецтранссервис" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 2 ст. 8, п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 1 декабря 2015 г. N 44-3534/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.12.2015