Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 2 декабря 2015 г. N 44-3595/15
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГКУ "Управление Заказчика по строительству и капитальному ремонту объектов инженерно-энергетического комплекса" (далее - Заказчик):
Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга
в отсутствие представителей:
ООО "Стройтехгрупп" (далее - заявитель), надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения жалобы по существу;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 25280 от 26.11.2015) на действия заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ строительству газопроводов в Пушкинском районе, в т.ч.: пос. Александровская, г. Павловск (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 09.11.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002515000274.
Начальная (максимальная) цена контракта - 61 857 103,32 рублей.
В жалобе ООО "Стройтехгрупп" указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В соответствии с ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в ч. 4 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации перечень (перечень видов работ, утвержденный Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624), лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В соответствии с ч. 1 ст. 706 Гражданского кодекса Российской Федерации, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Согласно п. 1.1 Раздела 4 Части II конкурсной документации Заказчиком установлены следующие требования к участникам закупки: "Участник должен соответствовать обязательным требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом конкурса: Наличие свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства по предмету конкурса, выданного саморегулируемой организацией в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации (Опубликован: Российская газета, N 290, 30.12.2004, "Собрание законодательства РФ", 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст.16),"Парламентская газета", N 5-6, 14.01.2005, далее - ГрК РФ), и в соответствии с Перечнем видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденным Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", Российская газета, N 88, 26.04.2010) (далее также - Приказ N 624), на следующие виды работ:
"33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.6. Объекты газоснабжения".
Требование установлено частями 3, 3.1 статьи 52, частью 1 статьи 55.8 главы 6.1 ГрК РФ, Приказом N624".
Следовательно, данное требование установлено, в соответствии с Законом о контрактной системе.
Таким образом, данный довод жалобы является несостоятельным.
2. Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В п. 3.13 проекта государственного контракта указано следующее: "Заказчик в течение 60 календарных дней с даты заключения контракта производит авансирование части стоимости работ в размере 10 процентов от стоимости государственного контракта, но не более 10 процентов лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год после предоставления Подрядчиком счёта на перечисление аванса и запроса на получение аванса.
Последующее авансирование выполняемых работ производится после подтверждения выполнения предусмотренных контрактом (в соответствии с графиком погашения аванса) работ в объеме произведенного авансового платежа.
Авансирование осуществляется в следующем порядке:
- Подрядчик направляет в адрес Заказчика письменный запрос с указанием размера запрашиваемого аванса и порядка погашения аванса.
- в течение 10-ти рабочих дней после поступления письменного запроса Подрядчика, Заказчик заключает с Подрядчиком дополнительное соглашение к контракту, в котором устанавливаются сумма перечисляемого аванса, а также срок и порядок погашения аванса с приложением Графика погашения аванса.
Заказчик в установленные настоящим пунктом сроки вправе отказать Подрядчику в выплате аванса в случае наличия претензий со стороны Заказчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему контракту.
Подрядчик обязан использовать аванс для оплаты расходов, указанных в запросе на получение аванса.
Сумма выданного аванса учитывается Подрядчиком и Заказчиком при промежуточных расчетах за выполненные и принятые объемы работ путем вычетов пропорциональных сумм из сумм очередных платежей, причитающихся Подрядчику. Зачет аванса составляет не менее 30% от стоимости каждой предъявляемой Справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3) до полного погашения аванса. Выданный Подрядчику аванс может быть единовременно в полном объеме зачтен Сторонами в счет оплаты работ, выполненных и принятых Заказчиком в порядке, установленном контрактом.
Выданный аванс подлежит погашению в соответствии с Графиком погашения аванса в срок, установленный в дополнительном соглашении о выдаче аванса.
Обязательным условием для получения аванса является обеспечение его возврата банковской гарантией. При этом размер авансового платежа не может превышать размер обеспечения исполнения контракта, указанный в п. 6.12. настоящего контракта.
В случае досрочного расторжения контракта Подрядчик обязан возвратить Заказчику неиспользованный (полностью или в части) аванс в течение 10 (Десяти) календарных дней с даты получения письменного требования Заказчика".
Таким образом, порядок выплаты аванса не противоречит Закону о контрактной системе.
3. Заявитель в жалобе указал на неправомерное установление, по его мнению, в документации о закупке обязанности подрядчика предоставить Заказчику надлежащее обеспечение исполнения контракта взамен недействительного.
В соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В соответствии с ч. 5 ст. 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Следовательно, Законом о контрактной системе установлено, что действие банковской гарантии должно обеспечивать весь срок исполнения обязательств по контракту.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что целью банковской гарантии является непрерывное обеспечение прав Заказчика на получение денежных сумм, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации в случае неисполнения подрядчиком обязательств по контракту. Прекращение действия банковской гарантии влечет негативные правовые последствия для Заказчика в части невозможности требования уплаты денежных сумм, обеспеченных банковской гарантией.
Таким образом, в данной части жалоба признана необоснованной.
4. Остальные доводы жалобы не нашли своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 32, 33, 50 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Стройтехгрупп" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 2 декабря 2015 г. N 44-3595/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.12.2015