Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 3 декабря 2015 г. N 2-57-11172/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Гордуз А.В.,
Члена комиссии:
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Кондратьевой А.О.,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Дейнеги Е.А,
при участии представителей:
ГКУ города Москвы - Центр организации дорожного движения Правительства Москвы: Ткаченко О.И., Белоуса Ю.Ю., Деминской Т.В., Лабутина А.В., а также ООО "Солвита": Селиверстовой М.В.,
рассмотрев жалобы ООО "Солвита" (далее - Заявитель) на действия ГКУ города Москвы - Центр организации дорожного движения Правительства Москвы (далее - Заказчик) при проведении электронных аукционов на право заключения государственных контрактов на выполнение работ по демонтажу и установке (Закупки NN 0373200001615000343, 0373200001615000344, 0373200001615000339, 0373200001615000341) (далее - Аукционы), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанных электронных аукционов.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционных документаций в нарушение Закона о контрактной системе.
На заседание Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 02.12.2015 N МГ/48625 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалоб, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам Заявителя, расчет начальной (максимальной) цены контрактов произведен без учета работ по демонтажу дорожных знаков, информационных щитов и стоек для дорожных знаков, что вводит участников закупок в заблуждение и ограничивает количество участников закупок (закупки NN0373200001615000344, 0373200001615000339, 0373200001615000341).
В соответствии с п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги.
На основании п. 1 ч. 9 ст. 22 Закона о контрактной системе проектно-сметный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Комиссией Управления установлено, что в аукционных документациях присутствует обоснование начальной (максимальной) цены контракта, сформированное проектно-сметным методом. Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с распоряжением Департамента экономической политики и развития города Москвы от 30.12.2014 N 55-Р "Об утверждении Сборника стоимостных нормативов" при определении стоимости работ по содержанию и эксплуатации сооружений городского хозяйства необходимо применять "Сборник стоимостных нормативов по содержанию и эксплуатации зданий и сооружений городского хозяйства, содержанию памятников культурного наследия, праздничному и тематическому оформлению, капитальному ремонту жилого фонда города Москвы (СН-2012)". В СН-2012 расценки на демонтаж дорожных знаков, информационных щитов и стоек для дорожных знаков отсутствуют. Вместе с тем, в п. 3 "Количество поставляемого товара, выполняемых работ и услуг для каждой позиции, вида, номенклатуры или ассортимента" технических заданий аукционных документаций указан объем данных работ:
"3.1 "Демонтаж существующих стоек для ДЗ и существующих ДЗ по заявкам Заказчика"
3.1.1. Демонтаж существующих стоек для ДЗ:
- стойка для ДЗ: 62 шт.;
3.1.2.Демонтаж существующих ДЗ:
- ДЗ установленный на стойке для ДЗ: 15 шт.;
КСОДД с местами их демонтажа, будут предоставлены Подрядчику не позднее 3-х дней с момента подписания государственного контракта.
3.2. Установка новых стоек для ДЗ и ДЗ:
3.2.1. Установка стоек для ДЗ:
Стойка для ДЗ оцинкованная: 727 шт.
КСОДД с местами их установки, будут предоставлены Подрядчику не позднее 3-х дней с момента подписания государственного контракта.
3.2.2. Установка новых ДЗ II-го типоразмера:
- ДЗ квадратной формы II-го типоразмера: 348 шт.;
- ДЗ круглой формы II-го типоразмера: 301 шт.;
- ДЗ прямоугольной формы горизонтального формата (350х700 мм): 995 шт.
КСОДД с точным изображением и номерами ДЗ в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004, а также места их установки, будут предоставлены Подрядчику не позднее 3-х дней с момента подписания государственного контракта.
3.3. Установка комплекта информационных щитов:
- 419 комплектов (в комплект входят: информационные щиты в количестве 2 шт.).
КСОДД с точным изображением, а также местами их установки, будут предоставлены Подрядчику не позднее 3-х дней с момента подписания государственного контракта.
Для монтажа дорожного знака к стойке использовать 2 крепежных комплекта.
Для монтажа 1-го комплекта информационных щитов использовать 2 крепежных комплекта. Общее количество используемых крепежных комплектов должно быть: 4126 шт".
Кроме того, в составе расчета начальной (максимальной) цены контрактов содержится сводный сметный расчет стоимости строительства на выполнение работ по демонтажу и установке дорожных знаков, информационных щитов и стоек для дорожных знаков от ТТК до МКАД (сектор 1).
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявителем на Заседании Комиссии в соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе не представлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность доводов жалоб и каким образом, по мнению Заявителя, положения аукционных документаций Заказчика, не позволяют участникам закупок сформировать ценовые предложения, а также, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в Приложениях N 1 технических заданий аукционных документаций количественных требований по товарам "Крепежный комплект" (функция монтажа дорожного знака к стойке оцинкованной: наличие; количество хомутов в составе крепежного комплекта: не менее 1 шт.; количество болтов строительных тип 1 в составе крепежного комплекта: не менее 1; количество гаек строительных под болт тип 1 в составе крепежного комплекта: не менее 1; количество болтов строительных тип 2 в составе крепежного комплекта: не менее 2 шт.; количество гаек строительных под болт тип 2 в составе крепежного комплекта: не менее 2 шт.; количество шайб в составе крепежного комплекта: не менее 2 шт.), а также по мнению Заявителя, общее количество используемых крепежных комплектов в п. 3.3 технических заданий аукционных документациях (4134 шт. закупки NN0373200001615000341, 0373200001615000339), (4126 шт. закупка N0373200001615000344), (2980 шт. закупка N0373200001615000343) отличается от информации по данному количеству в локальных сметах (4134 т закупки NN0373200001615000341, 0373200001615000339), (4126 т закупка N0373200001615000344), (2980 т закупка N0373200001615000343), что вводит участников закупок в заблуждение.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссиии Управления представитель Заказчика пояснил, что точное количество используемых крепежных комплектов указано в п. 3.3 технических заданий аукционных документациях. Кроме того, локальные сметные расчеты относится к обоснованию начальной (максимальной) цены контрактов. Также, в аукционных документациях установлены все необходимые показатели, служащие для определения соответствия закупаемых товаров и работ в строгом соответствии требованиям Закона о контрактной системе. Кроме того, все указанные в аукционной документации показатели отражают качество товара, его функциональные характеристики, в том числе надежность и долговечность, при этом все показатели формируют цену контрактов, установленную Заказчиком в аукционных документациях.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявителем на Заседании Комиссии в соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе не представлены документы и сведения, подтверждающие довод жалоб и каким образом, вышеуказанные требования в п. 3.3 технических заданий аукционных документациях, а также в локальных сметах вводят участников закупки в заблуждение, не позволяют подготовить заявку на участие в Аукционах, а также, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
3. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации излишних, завышенных характеристик товаров, и использовании нестандартных показателей при описании объекта закупки.
В Формах 2 аукционных документаций установлены требования к материалу из которого изготовлены товары "Квадратный дорожный знак со сторонами 700х700мм II типоразмера", "Круглый дорожный знак II типоразмера", "Прямоугольный дорожный знак горизонтального формата со сторонами 350x700 мм", "Информационный щит", в том числе требования к механическим и качественным характеристикам оцинкованной стали, а именно, "временное сопротивление разрыву оцинкованной стали SB, глубина сферической лунки оцинкованной стали, марка цинка для цинкования по ГОСТ 3640-94, класс оцинкованной стали в зависимости от толщины покрытия, масса 1 м2 слоя покрытия, нанесенного с двух сторон, толщина покрытия". Согласно доводам Заявителя установленные Заказчиком характеристики являются избыточными.
В соответствии с ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования к механическим и качественным характеристикам оцинкованной стали, а именно, "временное сопротивление разрыву оцинкованной стали SB, глубина сферической лунки оцинкованной стали, марка цинка для цинкования по ГОСТ 3640-94, класс оцинкованной стали в зависимости от толщины покрытия, масса 1 м2 слоя покрытия, нанесенного с двух сторон, толщина покрытия" установлены Заказчиком для определения соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика, исходя из полученных сведений от производителей дорожных знаков и информационных щитов.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления Заявителем не представлено доказательств и сведений, подтверждающих обоснованность данного довода Заявителя жалоб, в том числе, подтверждающие, каким образом вышеуказанные требования влекут за собой ограничение количества участников закупки и не позволяют подготовить заявку на участие в Аукционах, а также, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанный довод Заявителя необоснован.
4. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
По мнению Заявителя, Аукционные документации не содержат расширенных инструкций по заполнению первой части заявки, а именно, в инструкциях по заполнению первой части заявки отсутствуют указания на то, каким образом следует указывать характеристики товаров, если требования к ним установлены с одновременным использованием словосочетания "в пределах", "в интервале" и предлогов "от", "до", символов "-".
Комиссия Управления установила, что Формах 2 аукционных документаций содержатся инструкции по заполнению первой части заявки, в которых содержатся следующие требования, в частности, "слова "Не выше" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, не более указанного значения; Символ "" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения или равный ему; Символ "*" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель равный указанному или с отклонением в большую или меньшую сторону в пределах указанного предельного отклонения".
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие, предусмотренное ч. 3, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное ч. 3, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также, согласие, предусмотренное ч. 3, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлены документы и сведения подтверждающие, каким образом отсутствие в инструкциях по заполнению первой части заявки словосочетаний "в пределах", "в интервале" и предлогов "от", "до", символов "-" не позволяют участникам закупки сформировать заявку на участие в аукционах.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода Заявителя.
5. Согласно доводам Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к товарам "Смесь бетонная" Форм 2 Технических заданий аукционных документаций.
По мнению Заявителя, требования Заказчика для товаров "Смесь бетонная" (соотношение фракций в диапазоне 5-9 мм к общему объему заполнителя: в пределах от 25 до 40; соотношение фракций в диапазоне 10-20 мм к общему объему заполнителя: в пределах от 60 до 75) не соответствуют требованиям ГОСТ 26633-2012 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия", требование о соответствии которому установлено в аукционных документациях, поскольку согласно таблицы 3 ГОСТ 26633-2012 содержание фракций в крупном заполнителе составляет от 5 (3) до 10 мм % массы, св. 10 до 20 мм % массы.
В соответствии с ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
Вместе с тем, представитель Заказчика затруднился пояснить в соответствии с какими техническим регламентами, стандартами установлены вышеуказанные требования для товара "Смесь бетонная", а также обосновать необходимость установления вышеуказанных требований.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционные документации составлены таким образом, что в нарушение п. 1,2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе может вводить в заблуждение и повлечь за собой ограничение количества участников закупок.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 11.19.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "Солвита" на действия ГКУ города Москвы - Центр организации дорожного движения Правительства Москвы обоснованными в части установления неправомерных требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1,2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя комиссии А.В. Гордуз
Члены комиссии: А.О. Кондратьева
Е.А. Дейнега
Исп. Кондратьева А.О. (495) 784-75-05 186
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 3 декабря 2015 г. N 2-57-11172/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.12.2015