Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 4 декабря 2015 г. N 2-57-11091/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела проверок государственных закупок В.О. Мурашова,
Членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
при участии представителей:
ГБУЗ "Морозовская ДГКБ ДЗМ": В.В. Сафонова, Е.В. Нерсисян, Д.А. Зубкова,
ООО "Агат": М.Ю. Саленко,
рассмотрев жалобу ООО "Агат" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Морозовская ДГКБ ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту подъемных средств (Закупка N 0373200099715000598) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации излишних, завышенных характеристик товаров, и использовании нестандартных показателей при описании объекта закупки.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/48603 от 02.12.2015.
В результате рассмотрения жалобы, Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявитель обжалует установление неправомерных требований в Извещении о проведении электронного аукциона о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, а именно к наличию статуса субъекта малого предпринимательства (далее - статус СМП).
Согласно ч.1 ст.30 Закона о контрактной системе Заказчики обязаны осуществлять с учетом положений ч. 5 ст. 30 Закона о контрактной системе закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей. Такие закупки осуществляются путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Согласно ч.3 ст.30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в ч.1 ст.30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что данный аукцион проводится в соответствии с ч.1 ст.30 Закона о контрактной системе среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
При этом, на заседании Комиссии Управления установлено, что в Извещении о проведении электронного аукциона установлены преимущества для участников закупки, являющихся субъектами малого предпринимательства, вместе с тем, ограничения в отношении участников закупки, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не установлены.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и нарушении Заказчиком положений ч.3 ст.30 Закона о контрактной системе.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные нарушения устранены Заказчиком самостоятельно путем внесения изменений в аукционную документацию 02.12.2015.
2. По мнению Заявителя жалобы в п.2.5 проекта государственного контракта (далее - проект ГК) установлено, что Заказчик поэтапно оплачивает услуги Исполнителя, оказанные на соответствующем этапе Календарного плана. Также п.8.1 проекта ГК предусмотрено условие для расторжения государственного контракта Заказчиком в одностороннем порядке: если подрядчик не приступает к исполнению контракта в срок, установленный контрактом или нарушает график выполнения работ, предусмотренный контрактом. Вместе с тем, в аукционной документации отсутствует установленный календарный план выполнения работ.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В силу п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
На заседании Комиссии Управления установлено, что аукционная документация не содержит установленного календарного плана (графика выполнения работ), что может вводить участников закупки в заблуждение, что является нарушением п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления установлено, что вышеуказанные нарушения устранены Заказчиком самостоятельно путем внесения изменений в аукционную документацию 02.12.2015, а именно в проекте ГК установлено, что срок выполннения работ определяется в соответствии с Техническим заданием аукционной документации.
3. Заявитель обжалует установление неправомерных требований к товарам:
- п.8 "Этиловый технический спирт" - категория и группа взрывоопасной смеси этилового спирта с воздухом [ПА-Т2]; температура самовоспламенения >400°С. Вместе с тем, согласно положениям ГОСТ 12.1.011-78 "Смеси взрывоопасные. Классификация и методы испытаний" значение температуры самовоспламенения для группы Т2 установлено в диапазоне свыше 300 до 450°С включительно. Таким образом, по мнению Заявителя жалобы, Заказчиком установлены требования к товару, не соответствующие положениям ГОСТ 12.1.011-78;
- п.9 "Ацетон технический" - температура вспышки ниже минус 17°С. Вместе с тем, согласно положениям ГОСТ 2768-84 "Ацетон технический. Технические условия" установлено конкретное значение указанного показателя: минус 18°С. Таким образом, по мнению Заявителя жалобы, Заказчиком установлены требования к товару, не соответствующие положениям ГОСТ 2768-84;
- п.18 "Краски масленые сурик железный" - массовая доля летучего вещества < 15 %. Вместе с тем, согласно положениям ГОСТ 10503-71 "Краски масляные, готовые к применению. Технические условия" значение показателя "массовая доля летучего вещества" составляет не более 14,5%. Таким образом, по мнению Заявителя жалобы, Заказчиком установлены требования к товару, не соответствующие положениям ГОСТ 10503-71;
- п.27 "Смеси сухие сложные штукатурные цементно-известковые с добавками" - Заказчиком по показателю "наибольшая крупность зерен заполнителя не более 2,5" не установлены единцы измерения, что не позволяет участникам закупки идентифицировать потребность Заказчика и сформировать заявку на участие в аукционе.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с вышеуказанными доводами жалобы об установлении неправомерных и излишних требований к товарам п.8 "Этиловый технический спирт", п.9 "Ацетон технический", п.18 "Краски масленые сурик железный" и п.27 "Смеси сухие сложные штукатурные цементно-известковые с добавками".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования по вышеуказанным позициям установлены в нарушение положений п.1-2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе и могут вводить в заблуждение участников закупки, что также может привести к ограничению количества участников закупки.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления установлено, что вышеуказанные нарушения устранены Заказчиком самостоятельно путем внесения изменений в аукционную документацию 02.12.2015.
4. Заявитель обжалует установление неправомерных требований по позициям:
- п.28 "Кабель силовой с пластмассовой изоляцией" - значение показателя токсичности продуктов горения полимерных материалов для внутренней и наружной оболочек более 40 г/м. По мнению Заявителя жалобы данное требование является избыточным, так как установлено в отношении сырья, из которого производится указанный товар;
- п.27 "Смеси сухие сложные штукатурные цементно-известковые с добавками" - наибольшая крупность зерен заполнителя не более 2,5. По мнению Заявителя жалобы данное требование является избыточным, так как установлено в отношении сырья, из которого производится указанный товар.
На заседании Комиссии Управления установлено, что требования по п.28 установлены в соответствии п.6.3.6 ГОСТ Р 53769-2010 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ. Общие технические условия", согласно которому значение показателя токсичности продуктов горения полимерных материалов для внутренней и наружной оболочек и защитного шланга кабелей исполнений "нг-LS", "нг-HF", "нг-FRLS" и "нг-FRHF" должно быть более 40 г/м. Вышеуказанные требования по п.27 установлены в соответствии с п.4.4.2 ГОСТ 33083-2014 "Смеси сухие строительные на цементном вяжущем для штукатурных работ. Технические условия", согласно которому наибольшая крупность зерен заполнителя должна быть не более 2,5 мм для смесей, наносимых механизированным способом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу что данные доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
5. По мнению Заявителя жалобы, в аукционной документации отсутствуют сведения о количестве товаров: п.1, п.3, п.5, п.6-п.17, п.19, п.21-п.23, п.25-п.27, п.29-31 кроме того, данные товары не учтены в сметной документации. Таким образом, по мнению Заявителя жалобы, участникам закупки не представляется возможным определить объем работ и сформировать ценовое предложение.
В соответствии с п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении о проведении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст.33 Закона о контрактной системе. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
На заседании Комиссии Управления установлено что в составе аукционной документации не определено количество и объем необходимых товаров для оказания услуг в рамках исполнения контракта, таким образом, участникам закупки не представляется возможным сделать однозначный вывод о количестве необходимых материалов и объеме выполняемых работ.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п.1 ч.1 ст.33 и п.2 ст.42, так как отсутствие объема необходимых товаров может привести к ограничению количества участников закупки так как препятствует формированию ценового предложения.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Агат" на действия ГБУЗ "Морозовская ДГКБ ДЗМ" обоснованной части отсутствия в аукционной документации ограничений в отношении участников закупки, не являющихся субъектами малого предпринимательства, в части установления неправомерных положений в проекте ГК, а также в части установления неправомерных требований по п.8 "Этиловый технический спирт", п.9 "Ацетон технический", п.18 "Краски масленые сурик железный" и п.27 "Смеси сухие сложные штукатурные цементно-известковые с добавками", а также в части отсутствия в аукционной документации сведений о количестве используемых товаров (п.1, п.3, п.5, п.6-п.17, п.19, п.21-п.23, п.25-п.27, п.29-31 аукционной документации).
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений п.1-2 ч.1, ч.2 ст.33, п.2 ст.42, ч.3 ст.30 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии В.О. Мурашов
Члены Комиссии: Р.Г. Осипов
Е.А. Дейнега
исп. Е.А. Дейнега тел. 8-495-784-75-05, доб. 192
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 4 декабря 2015 г. N 2-57-11091/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.12.2015