Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 8 декабря 2015 г. N 2-57-11282/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Гордуз А.В.,
Членов комиссии:
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Кондратьевой А.О.,
Специалиста 1 разряда отдела обжалования государственных закупок Абегяна А.Г.,
при участии представителей:
Администрации поселения Марушкинское: Хлгатяна А.А., Багаудинова П.Н.,
ООО "ЭкспертПрофКонсалт": Никифорова С.А.,
рассмотрев жалобу ООО "ЭкспертПрофКонсалт" (далее - Заявитель) на действия Администрации поселения Марушкинское (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по комплексному содержанию объектов дорожного хозяйства на территории поселения Марушкинское в 2016 году (пос.с-за Крекшино, пос.ст. Крекшино, д. Крекшино, п. Красные Горки, д. Анкудиново) (Закупка N 0148300001515000071) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/48847 от 02.12.2015, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации неправомерных и излишних требований к товарам, в установлении неправомерных положений в Инструкции по заполнению первой части заявки.
Согласно п.1-2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации неправомерных требований к товарам, которые могут вводить участников закупки в заблуждение, препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, что также может привести к ограничению количества участников закупки, а именно требований к товарам:
- п. "Болты строительные с гайками": Номинальный диаметр резьбы должен быть более 8; п. "Камни бетонные бортовые": Нормы подвижности по погружению конуса до 13; п. "Краски масляные жидкотертые цветные (готовые к употреблению)": Условная светостойкость пленки не менее 2; п. "Растворитель "уайт-спирит"": Плотность не более 0,79, что, по мнению Заказчика является неправомерным, так как Заказчиком не установлено требование к единице измерения данных параметров. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом Заявителя;
- п. "Знаки из тонколистовой оцинкованной стали со световозвращающей пленкой": Коэффициент световозвращения при угле освещения 20°: от 25* до 150* кд·лк-1·м-1; п. "Камни бетонные бортовые": предельное отклонение по длине камней не должно быть более 6 % по объему; п. "Олифа для окраски комбинированная "оксоль"": кислотное число олифы должно быть менее 9 мг КГ ОН/г; п. "Профили стальные квадратного сечения": временное сопротивление разрыву не менее 333 Н/мм; п. "Растворы цементные": отклонение средней плотности раствора в сторону увеличения должно быть не более 10 % установленной кг/м3; п. "Сталь листовая": сталь марок по ГОСТ 08 или 08кп или Ст2сп или Ст3 (всех степеней раскисления) или Ст4сп и 10 лет. По мнению Заявителя, данные требования являются неправомерными, так как вышеуказанные параметрами измеряются в иных единицах измерения. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы;
- п. "Арматурные заготовки (стержни, хомуты и т.п.), не собранные в каркасы или сетки": диаметр А-I от 12* до 14*, [16-18] мм; площадь поперечного сечения не более 2,5 см2, что по мнению Заявителя не соответствует ГОСТ 5781-82 (требование о соответствии товара которому установлено в аукционной документации) арматура с диаметром 18 мм имеет площадь поперечного сечения должна быть 2,540 см2;
- п. "Диск отрезной": частота вращения как минимум до 7000* об/мин, что, по мнению Заявителя, является неправомерным и может вводить в заблуждение участников закупки;
- п. "Доски хвойных пород обрезные": толщина от 25* до 32*; от 16* до 25 мм. Согласно инструкции по заполнению первой части Заявки: "в случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель (-и) из данного диапазона не включая крайние значения"; "В случае, если требуемое значение параметра сопровождается знаком * (звездочка), в том числе значение, включенное в диапазон значений, то участник вправе указать крайнее значение требуемого параметра. При этом, не допускается указание крайнего значения параметра, не сопровождающегося знаком * (звездочка)". По мнению Заявителя, данное требование является неправомерным и может вводить в заблуждение участников закупки;
- п. "Камни бетонные бортовые": тип 1; камни - должны использоваться для отделения пешеходных дорожек и тротуаров от газонов; габариты - необходимые размеры бортовых камней (ДхВ) не должны быть: длина более 1000 мм; высота менее 300 мм, ширина 150 мм, что, по мнению Заявителя, является неправомерным так как, согласно ГОСТ 6665-91 (требование о соответствии товара которому установлено в аукционной документации) вышеуказанным характеристикам соответствует только один вид камней "БР 100.20.8", имеющий длину 1000 мм, высоту 200 мм, ширину 80 мм, что может вводить в заблуждение участников закупки;
- п. "Камни бетонные бортовые": тип 2; камни - должны использоваться для отделения пешеходных дорожек и тротуаров от газонов; габариты - необходимые размеры бортовых камней (ДхВ) не должны быть: длина более 1000 мм; высота менее 300 мм, ширина от 150 мм, что, по мнению Заявителя, является неправомерным так как, согласно ГОСТ 6665-91 (требование о соответствии товара которому установлено в аукционной документации) вышеуказанным характеристикам соответствует только один вид камней "БР 100.30.18", имеющий длину 1000 ммм, высоту 300 мм, ширину 180 мм, что может вводить в заблуждение участников закупки;
- п. "Ограждение газонное из металлической профильной трубы": наружный размер - не более 0,4 мм; не более 0,8 %, что, по мнению Заявителя является неправомерным, и может вводить в заблуждение участников закупки;
- п. "Семена газонных трав": состав: райграс пастбищный от 20* до 25* %; райграс многолетний от 20* до 25%; тимофеевка луговая от 15* до 20* %; овсяница луговая от 25* до 35* %, райграс однолетний от 10* до 20* %; а также отдельно установлено следующее требование: овсяница красная среди прочих газонных трав она должна выделяться высокой устойчивости к засухе, что, по мнению Заявителя является неправомерным, так как участнику закупки не предоставляется возможным идентифицировать наличие овсянницы красной в составе газонной смеси;
- п. "Трубы стальные водогазопроводные черные (неоцинкованные)": временное сопротивление разрыву - от 320* до 330 Н/мм2, что, по мнению Заявителя, является неправомерным, так как в соответствии с ГОСТ 1050-88 (требование о соответствии товара которому установлено в аукционной документации) временное сопротивлению разрыву труб должно быть не менее 330 Н/мм2, при этом, согласно инструкции по заполнению первой части заявки: "в случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель (-и) из данного диапазона не включая крайние значения".
- п. "Электроды": предназначены - для сварки углеродистых и низколегированных конструкционных сталей с временным сопротивлением разрыву до 50 кгс/мм2; временное сопротивлению разрыву 42, 46, 50 Н/мм2, что, по мнению Заявителя является неправомерным, так как согласно инструкции по заполнению первой части заявки: "не допускается указание крайнего значения параметра, не сопровождающегося знаком * (звездочка)";
- п. "Грунтовка глифталевая": внешний вид пленки после высыхания пленка должна быть ровной; однородной; матовой; полуглянцевой. Согласно инструкции по заполнению первой части заявки: "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или", - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ". По мнению Заявителя, данное требование является неправомерным, так как в соответствии с ГОСТ 25129-82 (требование о соответствии товара которому установлено в аукционной документации) после высыхания пленка должна быть ровной, однородной, матовой или полуглянцевой;
- п. "Краски масляные жидкотертые цветные (готовые к употреблению)": тип:1; краски должны быть цветные; марка краски МА-15; цвет зеленый, темно-красный, голубой, синий, что, по мнению Заявителя, данное требование является неправомерным, так как в соответствии с ГОСТ 10503 (требование о соответствии товара которому установлено в аукционной документации) марка МА-15 не производится в синем цвете;
- п. "Плиты бетонные тротуарные": заполнитель бетона плит - щебень крупностью свыше 20 мм, что, по мнению Заявителя, является неправомерным, так как в соответствии с ГОСТ 17608-91 (требование о соответствии товара которому установлено в аукционной документации) Наибольший размер зерен крупного заполнителя: 10 мм - для плит толщиной до 50 мм; 20 мм - для плит толщиной более 50 мм.
- п. "Трубы стальные": наружны диаметр - 15 мм; масса трубы - не менее 0,690 кгм; предельные отклонения по наружному диаметру трубы 6 мм, что, по мнению Заявителя, является неправомерным, так как в соответствии с ГОСТ 10704-91 (требование о соответствии товара которому установлено в аукционной документации) труб диаметром 16 мм массой не менее 0,690 кгм не существует; предельное отклонение
6 мм не соответствует диаметру 15 мм. Также, по мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно указана единица измерения для параметра "Предельные отклонения по наружному диаметру трубы". На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы и пояснил, что данные требования установлены вследствие технической ошибки;
- п. "Щебень из естественного камня для строительных работ": фракция 10-20 мм; полные остатке на ситах d 30 - от 30* до 60 % по массе; фракция 5-10 мм; полные остатки на ситах d 20 - от 90* до 100* % по массе; полные остатки на ситах d 30 - от 30* до 60 * % по массе, что, по мнению Заявителя является неправомерным, так как не соответствуют ГОСТ 8267-93 (требование о соответствии товара которому установлено в аукционной документации). На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы и пояснил, что данные требования установлены вследствие технической ошибки;
- п. "Кирпич керамический": общее количество дефектов должно быть меньше 3 шт, что, по мнению Заявителя, является неправомерным, так как в ГОСТ 530-2012 (требование о соответствии товара которому установлено в аукционной документации) вышеуказанный параметр не регламентируется;
- п. "Краски водно-дисперсионные поливинилацетатные": массовая доля пленкообразующих веществ от 40%; массовая доля твердых веществ менее 20%, что, по мнению Заявителя, является неправомерным, так как в ГОСТ 530-2012 (требование о соответствии товара которому установлено в аукционной документации) вышеуказанные параметры не регламентируются;
- п. "Сталь швеллерная обычная общего назначения": относительное удлинение после разрыва менее 25%, что, по мнению Заявителя, является неправомерным, так как в ГОСТ 8240-97, ГОСТ 535-2005 (требование о соответствии товара которомым установлено в аукционной документации) вышеуказанный параметр не регламентируются;
В соотвтетствии с ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать правомерность установления вышеуказанных требований аукционной документации, а также пояснить в соответствии с какими техническими регламентами и стандартами установлены вышеуказанные требования.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1, п.2 ч.1 и ч.2 ст.33, п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований аукционной документации.
2. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в нарушении порядка предоставления разъяснений положений аукционной документации.
Согласно ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Комиссией Управления установлено, что Заявителем 28.11.2015 направлен запрос в адрес Заказчика о даче разъяснений положений аукционной документации. Установлено, что Заказчиком в нарушение сроков, установленных в ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе 02.12.2015 дан ответ на вышеуказанный запрос о разъяснении положений документации об электронном аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу обоснованности данного довода жалобы и нарушению Заказчиком ч.4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ЭкспертПрофКонсалт" на действия Администрации поселения Марушкинское обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пп.1-2 ч.1 и ч.2 ст.33, п.2 ч.1 ст. 64, ч.4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: А.В. Гордуз
Члены Комиссии: А.О. Кондратьева
А.Г. Абегян
исп. Абегян А.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 8 декабря 2015 г. N 2-57-11282/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.12.2015