Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 16 ноября 2015 г. N 2-57-10258/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Гридиной Е.В.,
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Логиновой Т.А.,
Члена комиссии - ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Орехова Д.А.,
при участии представителя ГБУЗ города Москвы "Городская клиническая больница имени И.В. Давыдовского Департамента здравоохранения города Москвы": Цветкова С.Д., Зубкова Д.А.,
в отсутствие представителей ООО "УНИВЕРСАЛ-СТРОЙ", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх.N11/45433 от 12.11.2015),
рассмотрев жалобы ООО "УНИВЕРСАЛ-СТРОЙ" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ города Москвы "Городская клиническая больница имени И.В. Давыдовского Департамента здравоохранения города Москвы" (далее - Заказчик) при проведении электронных аукционов на право заключения государственных контрактов на оказание услуг (Закупки NN 0373200001215000103, 0373200001215000105) (далее - Аукционы), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанных электронных аукционов.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в размещении аукционных документаций, не соответствующих требованиям законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 12.11.2015 N11/45433 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалоб, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалоб Заявителя Заказчиком в аукционных документациях установлены неправомерные требования к форме обеспечения исполнения государственного контракта
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В силу ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
На заседании Комиссии Управления установлено, что извещением о проведении электронных аукционов, а также п. 25.1 информационных карт аукционных документаций предусмотрены следующие формы предоставления обеспечения надлежащего исполнения государственных контрактов: "Обеспечение исполнения Контракта может быть представлено в виде безотзывной банковской гарантии выданной банковскими или кредитными организациями, имеющими соответствующие разрешения, залога денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита)".
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 8 ч. 1 ст. 64, ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе при установлении требований к форме предоставлении обеспечения исполнения государственного контракта, не предусмотренной ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что участниками закупки N0373200001215000103 подано 7 заявок на участие в аукционе, а также участникам закупки N0373200001215000105 подано 8 заявок на участие в аукционе, что свидетельствует о возможности формирования заявки на участие в закупках.
2. По мнению Заявителя Заказчиком в аукционных документациях установленных неправомерный порядок оплаты оказываемых услуг.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В силу ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в п. 3 технических заданий аукционных документаций установлены следующие порядки оплаты оказываемых услуг: "Оплата по Контракту осуществляется путем безналичного расчета. Оплата производится Заказчиком ежемесячно, за фактически оказанные услуги, на основании надлежаще оформленного и подписанного обеими Сторонами Акта сдачи-приемки услуг в течение 30 (тридцати) банковских дней с даты выставления Исполнителем счета на оплату", при этом в п. 2.5 проекта государственного контракта положения о порядке оплаты оказываемых услуг установлены следующим образом: "Оплата по Контракту осуществляется путем безналичного расчета. Оплата производится Заказчиком за фактически оказанные услуги, на основании надлежаще оформленного и подписанного обеими Сторонами Акта сдачи-приемки услуг в течение 30 (Тридцати) банковских дней с даты выставления Исполнителем счета на оплату".
В своих жалобах Заявитель указывает на то, что вышеуказанные положения аукционных документаций являются противоречивыми, поскольку, по мнению Заявителя, из п. 3 технических заданий следует, что оплата оказываемых услуг осуществляется ежемесячно, однако из п. 2.5 проектов государственных контрактов следует, что оплата Заказчиком государственных контрактов осуществляется единственным платежем после исполнения всего объёма оказываемых услуг.
Вместе с тем, из п. 3 технических заданий следует, что сторонами ежемесячно оформляется акт сдачи-приемки услуг, при этом из п. 2.5 проектов государственных контрактов следует, что оплата услуг осуществляется за фактически оказанные услуги на основании оформленного указанного акта, что позволяет участникам закупок определить порядок оплаты услуг, оказываемых при исполнении государственных контрактов.
Кроме того, в своих жалобах Заявитель указывает на то, что проектами государственных контрактов не предусмотрено положение, что окончание срока действия контрактов не влечет прекращение обязательств Заказчика по приемке и оплате оказанных услуг, что, по мнению Заявителя может вводить участников закупки в заблуждении при определении порядка оплаты оказания услуг в последний месяц действия государственного контракта.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления установлено, что ст. 3 проектов государственных контрактов предусмотрен порядок оплаты и приемки оказанных услуг, согласно которому Заказчик обязуется оплатить услуги, оказанные в рамках исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных государственным контрактом, что позволяет участникам закупок определить порядок оплаты оказанных услуг после прекращения действия государственных контрактов.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы, а также на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов и сведений, свидетельствующих о включении Заказчиком в проекты государственных контрактов неправомерных положений о порядке оплаты оказываемых услуг, а также свидетельствующих о том, что положения проектов государственных контрактов могут вводить участников закупки в заблуждение при определении порядка исполнения Заказчиком обязательств по оплате услуг, оказанных исполнителем государственного контракта.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалоб Заявителя.
3. Согласно доводам жалоб Заявителя Заказчиком в проектах государственных контрактов не установлена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственных контрактов.
На основании ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В силу ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения Заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства от 25.11.2013 г. N1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
В проекта государственных контрактов Заказчика не установлены условия об ответственности заказчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактами, а именно размер штрафа в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Заказчиком и исполнителями государственных контрактов обязательств, предусмотренных контрактами.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что проекты государственных контрактов, размещенные в составе аукционных документаций являются проектами государственных контрактов, размещенных в библиотеке государственных контрактов Единой автоматизированной информационной системы торгов города Москвы, при этом, данное положение контрактов не подлежит редактированию Заказчиком при формировании Заказчиком аукционной документации.
Вместе с тем, поскольку Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени), а также условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу в случае заключения с ним контракта, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, подлежат включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу, что в аукционной документации Заказчика не установлены значения штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактами, что нарушает ч. 4, 5 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что участниками закупки подано 7 заявок на участие в аукционе N0373200001215000103, 8 заявок на участие в аукционе N 0373200001215000105, что свидетельствует о возможности формирования заявки на участие в аукционе.
4. По мнению Заявителя Заказчиком в аукционных документациях установлено неправомерное условие расторжения государственных контрактов.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
На основании п. 12 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
По мнению Заявителя Заказчиком в п. 12.3 проектов государственных контрактов неправомерно установлено следующее положение: "Изменение и дополнение настоящего Контракта возможно по соглашению Сторон", поскольку, по мнению Заявителя, данное положение проектов государственных контрактов не соответствует ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе, согласно которой при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 34 и 95 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалоб Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобы ООО "УНИВЕРСАЛ-СТРОЙ" на действия ГБУЗ города Москвы "Городская клиническая больница имени И.В. Давыдовского Департамента здравоохранения города Москвы" обоснованной в части установления неправомерных требований к обеспечению надлежащего исполнения государственного контракта, а также не установления ответственности сторон в государственном контракте.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 4, 5 ст. 34, п. 8 ч. 1 ст. 64, ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: Е.В. Гридина
Заместитель председателя Комиссии: Т.А. Логинова
Член Комиссии: Д.А. Орехов
Исп. Орехов Д.А.
(495) 784-75-05 (192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 16 ноября 2015 г. N 2-57-10258/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.12.2015