Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 11 ноября 2015 г. N 2-57-10007/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Т.А. Логиновой,
Члена комиссии:
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У.Несиева,
при участии представителей:
ГКУ "УКРиС": Владимирович И.В.,
в отсутствии представителей ООО "Технологичный дизайн", уведомленных надлежащим образом, письмом Московского УФАС России N11/44693 от 09.11.2015,
рассмотрев жалобу ООО "Технологичный дизайн" (вх. N 39843 от 03.11.2015) на действия ГКУ "УКРиС" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на закупку офисной мебели для оснащения многофункционального центра предоставления государственных услуг города Москвы района Южное Бутово по адресу: ул. Горчакова, д. 11 Некрасовка, Московский, Красносельский, Ясенево, Тверской, Лосиноостровский, Зябликово, Преображенское, Митино, Якиманка по адресам: ул. Маресьева, д. 1, г. Московский, 3-й мкр., д. 21, ул. Верхняя Красносельская, д. 3, Новоясеневский пр-т, вл. 5-13, Настасьинский пер., д. 7, ул. Изумрудная, д. 18, ул. Мусы Джалиля, д. 21, ул. Б. Черкизовская, д. 5, корп. 8, стр. 1, Новотушинский пр-д, д. 10, Якиманский пер, д. 6, стр. 1 , Донской по адресу: 5-й Донской пр-д, д. 15, стр. 8. (Закупки N 0373200004215000401, 0373200004215000400, 0373200004215000393, 0373200004215000399, 0373200004215000392 и 0373200004215000391) (далее - Конкурсы), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном установлении требований в конкурсной документации, которые, по мнению Заявителя, влекут за собой ограничение количества участников закупки.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России N 11/44693 от 09.11.2015.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном установлении в конкурсной документации требований к товарам, которые, по мнению Заявителя, влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы, Заказчик прикладывает Инструкцию по заполнению заявки на участие в открытом конкурсе, которая не содержит требований по применению участником при заполнении технического предложения документации обозначений, символов, слов, установленных Заказчиком в Техническом задании Конкурсной документации, а именно:
1) в п.4 Приложения N1 к Техническому заданию документации к открытым конкурсам N , N , п. "Корзина для мусора" Заказчик указывает: "Цвет: черный, серый, красный", в данном случае участник закупки не может указать конкретный цвет, так как в инструкции нет правил чтения знака ",".
2) в п.12, 13 приложения N2 к Техническому заданию документации к открытому конкурсу "Стол детский", "Стул детский" установлено требование к цвету: "синий, зеленый, желтый".
3) В п.21, 22 приложения N1 к Техническому заданию документации к открытому конкурсу "Стол детский", "Стул детский" установлено требование к цвету: "синий, зеленый, желтый".
Кроме того, по мнению Заявителя Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, в нарушение норм Закона о контрактной системе, а именно:
1) в п.1 приложения N2 к Техническому заданию документации к открытому конкурсу п. "Тумба подкатная" Заказчик устанавливает требование: "Толщина топа и остальных элементов - 26 мм. Задняя стенка ЛДСП 22 мм". В п.4 "Шкаф для документов со стеклянными дверьми", в п.6 "Шкаф для одежды": "Толщина топа - 26 мм. Толщина остальных элементов - 22 мм. Задняя стенка шкафов выполнена из плиты ДСП толщиной 16 мм".
2) в п.7 приложения N2 к Техническому заданию документации к открытому конкурсу п. "Шкаф для документов" Заказчик устанавливает требование: "Шкаф для документов изготовлен из МДФ (25 и 38 мм) и ДСП (18, 25 и 38 мм)".
3) в п.15 приложения N2 к Техническому заданию документации к открытому конкурсу Заказчик устанавливает требование: "Размеры системы хранения документов определяются на объекте с учетом строительных конструкций и высоты потолка. Размеры варьируются (1600-2000 мм*500-600 мм-2200-3000)2 мм".
4) в п.6 приложения N1 к Техническому заданию документации к открытому конкурсу "Шкаф для документов со стеклянными дверьми", в п.8 "Шкаф для одежды", а также в п.18 "Шкаф для документов с фасадами из рулонного полотна и распашными дверьми": "Толщина топа - 26 мм. Толщина остальных элементов - 22 мм. Задняя стенка шкафов выполнена из плиты ДСП толщиной 16 мм".
5) В п.п. 10, 12,13, 18 приложения N1 к Техническому заданию документации к открытому конкурсу "Шкаф для одежды", а также в п.10 "Тумба приставная" и в 13 указано: "изготовлен из МДФ (25 и 38 мм) и ДСП (18, 25 и 38 мм)".
6) В п.17 приложения N1 к Техническому заданию документации к открытому конкурсу "Стойка для заполнения бумаг (круглая)" установлено: "Высота (1100 мм*1300 мм)2 мм, D - 700 мм*1000 мм)
2 мм". Исходя из предыдущих пунктов Приложения N 1 к Техническому заданию следует, что размер 700 мм*1000 мм не является диаметром, а 1100 мм*1300 мм - не является высотой, поскольку Заказчик во всех остальных пунктах трактует знак "*" в общих габаритных размерах как знак разделения: ширина*глубина*высота.
7) В п.24 приложения N1 к Техническому заданию документации к открытому конкурсу установлено: "Размеры системы хранения документов определяются на объекте с учетом строительных конструкций и высоты потолка. Размеры варьируются (1600-2000 мм*500-600 мм-2200-3000)2 мм".
8) В п.п. 2, 6, 8, 19 приложения N1 к Техническому заданию документации к открытому конкурсу Заказчик устанавливает требование: "Толщина топа - 26 мм. Толщина остальных элементов - 22 мм. Задняя стенка шкафов выполнена из плиты ДСП толщиной 16 мм".
9) В п.10 "Стол рабочий", в п.12 "Тумба подкатная" и в п.14 "Шкаф для документов" указано: "изготовлен из МДФ (25 и 38 мм) и ДСП (18, 25 и 38 мм)".
10) В п.18 приложения N1 к Техническому заданию документации к открытому конкурсу "Стойка для заполнения бумаг (круглая)" установлено: "Высота (1100 мм*1300 мм)2 мм, D - 700 мм*1000 мм)
2 мм".
11) В п.25 приложения N1 к Техническому заданию документации к открытому конкурсу установлено: "Размеры системы хранения документов определяются на объекте с учетом строительных конструкций и высоты потолка. Размеры варьируются (1600-2000 мм*500-600 мм-2200-3000)2 мм".
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч.8 ст.105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в п. 12 технических заданий документаций установлено требование о согласовании исполнителями государственных контрактов конкретных характеристик поставляемых изделий перед изготовлением данных рабочих станций на основании индивидуальных заказов Заказчика, а также чертежей поставляемого товара, размещенных в составе конкурсных документаций, а также пояснил, что характеристики товаров, указанные в Приложениях N1 к техническим заданиям приведены в качестве ориентировочных данных о размере поставляемого товара.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Однако, Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность данного довода жалобы в части ограничения количества участников закупки и невозможность подготовки заявки на участие в Конкурсах, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком при формировании инструкции по заполнению заявки норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Вместе с тем, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком установлены требования к товару по п. "Стойка для заполнения бумаг (круглая)" (Высота (1100 мм*1300 мм)2 мм, D - 700 мм*1000 мм)
2 мм) таким образом, что могут повлечь ограничение количества участников закупки, что свидетельствует о нарушении Заказчиком положений п. 1, п.2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с вышеуказанным доводом Заявителем, пояснив, что вышеуказанные нарушения допущены вследствие технической ошибки.
2. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении даты окончания срока подачи заявок на участие в открытых конкурсах в нарушение норм Закона о контрактной системе, что вводит участников закупки в заблуждение и может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно п.6 ст.42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация: срок, место и порядок подачи заявок участников закупки.
В соответствии с п.6 ч.3 ст.49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает: место, дату и время вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов этим заявкам, дату рассмотрения и оценки таких заявок.
Согласно доводам жалобы Заказчиком нарушены нормы Закона о контрактной системе, при установлении срока подачи заявок на участие в открытых конкурсах, а именно:
1) в документации к открытому конкурсу N 0373200004215000401 Заказчик устанавливает срок подачи заявок на участие в конкурсе: "с 22.10.2015 г. по 19.11.2015 г. Порядок подачи: Заявки на участие в конкурсе принимаются в рабочие дни с 10:00 до 17:00. В день окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, заявки подаются на заседании конкурсной комиссии непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками на участие в конкурсе". Однако далее указано: "Вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе состоится 19.11.2015 г., начиная с 11:15 по московскому времени".
2) в документации к открытому конкурсу N 0373200004215000400 Заказчик устанавливает срок подачи заявок на участие в конкурсе: "с 22.10.2015 г. по 19.11.2015 г. Порядок подачи: Заявки на участие в конкурсе принимаются в рабочие дни с 10:00 до 17:00. В день окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, заявки подаются на заседании конкурсной комиссии непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками на участие в конкурсе". Однако далее указано: "Вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе состоится 19.11.2015 г., начиная с 11:00 по московскому времени".
3) в документации к открытому конкурсу N 0373200004215000399 Заказчик устанавливает срок подачи заявок на участие в конкурсе: "с 22.10.2015 г. по 17.11.2015 г. Порядок подачи: Заявки на участие в конкурсе принимаются в рабочие дни с 10:00 до 17:00. В день окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, заявки подаются на заседании конкурсной комиссии непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками на участие в конкурсе". Однако далее указано: "Вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе состоится 17.11.2015 г., начиная с 11:15 по московскому времени".
4) в документации к открытому конкурсу N 0373200004215000391 Заказчик устанавливает срок подачи заявок на участие в конкурсе: "с 21.10.2015 г. по 17.11.2015 г. Порядок подачи: Заявки на участие в конкурсе принимаются в рабочие дни с 10:00 до 17:00. В день окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, заявки подаются на заседании конкурсной комиссии непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками на участие в конкурсе". Однако далее указано: "Вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе состоится 17.11.2015 г., начиная с 10:45 по московскому времени".
5) в документации к открытому конкурсу N 0373200004215000392 Заказчик устанавливает срок подачи заявок на участие в конкурсе: "с 21.10.2015 г. по 17.11.2015 г. Порядок подачи: Заявки на участие в конкурсе принимаются в рабочие дни с 10:00 до 17:00. В день окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, заявки подаются на заседании конкурсной комиссии непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками на участие в конкурсе". Однако далее указано: "Вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе состоится 17.11.2015 г., начиная с 11:00 по московскому времени".
6) в документации к открытому конкурсу N 0373200004215000393 Заказчик устанавливает срок подачи заявок на участие в конкурсе: "с 21.10.2015 г. по 17.11.2015 г. Порядок подачи: Заявки на участие в конкурсе принимаются в рабочие дни с 10:00 до 17:00. В день окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, заявки подаются на заседании конкурсной комиссии непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками на участие в конкурсе". Однако далее указано: "Вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе состоится 17.11.2015 г., начиная с 10:30 по московскому времени".
По мнению Заявителя указанные в документациях порядки вскрытия конвертов с заявками на участие в открытых конкурсах могут вводить участников закупок в заблуждение, которые намереваются подать заявки на участие в закупках в день окончания подачи заявок в период с 11:00 по 17:00, поскольку, согласно доводам жалоб, из документаций Заказчика не следует, что время окончания подачи заявок в день окончания подачи заявок ограничено началом процедуры вскрытия конкурсной комиссией Заказчика конвертов с поданными на участие в открытых конкурсах заявками.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что порядки подачи заявок на участие в открытых конкурсах содержат, в том числе, следующее положение: "В день окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, заявки подаются на заседании конкурсной комиссии непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками на участие в конкурсе", что позволяет участникам закупок определить время прекращения приёма заявок на участие в открытых конкурсах в день окончания подачи конкурсных заявок.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Однако, Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность данного довода жалобы в части ограничения количества участников закупки и невозможность подготовки заявки на участие в Конкурсах, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления.
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "Технологичный дизайн" на действия ГКУ "УКРиС" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам при описании объекта закупки.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, п.2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии Е.В. Гридина
Заместитель Председателя Комиссии Т.А. Логинова
Член Комиссии З.У. Несиев
Исп. Несиев З.У.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 11 ноября 2015 г. N 2-57-10007/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.12.2015