Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 12 ноября 2015 г. N 2-57-10085/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Логиновой Т.А.,
Членов комиссии:
Специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Несиева З.У.,
Ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
при участии представителей:
ГБУ МФЦ города Москвы: Паниной А.А.,
ООО "СтройИнформ": Зубкова Д.А., Новичкова М.С.,
рассмотрев жалобу ООО "СтройИнформ" (далее - Заявитель) на действия ГБУ МФЦ города Москвы (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на комплексное техническое обслуживание и эксплуатацию административно-офисных помещений ГБУ МФЦ города Москвы (Закупка N 0373200597215000174) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о конкратной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России (N11/44852 от 09.11.2015) документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в Техническом задании Аукционной документации требований к товарам, не относящимся к объекту закупки.
Согласно доводам жалобы Заказчиком в Приложении к Техническому заданию установлены требования к товарам, не являющимся объектом закупки, в частности: п.19 "Шкурка шлифовальная ГОСТ 6456", п.23 "Электроды ГОСТ 9467,ГОСТ 9466", п.40 "Ацетилен технический ГОСТ 5457 для использования в качестве горючего газа при газопламенной обработке металлов", п.47 "Кислород газообразный технический ГОСТ 5583".
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.2 ст.42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Комиссией Управления установлено, что в Приложении к Техническому заданию Аукционной документации установлены требование к товарам необходимым при выполнении работ, в частности: п.19 "Шкурка шлифовальная ГОСТ 6456", п.23 "Электроды ГОСТ 9467,ГОСТ 9466", п.40 "Ацетилен технический ГОСТ 5457 для использования в качестве горючего газа при газопламенной обработке металлов", п.47 "Кислород газообразный технический ГОСТ 5583".
Кроме того, согласно п.11 Технического задания Аукционной документации: "Основные цели оказания услуг: Комплексное техническое обслуживание и эксплуатация административно-офисных помещений ГБУ МФЦ города Москвы".
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления, представитель Заказчика пояснил, что с учетом протокола расчета НМЦ (Локальной сметы) Заказчик устанавливает требования не только к качеству оказываемых услуг, но и к товарам, с использованием которых производятся работы и достигается качество выполненных услуг. Товары, к которым установлены требования в Приложении к Техническому заданию, имеют непосредственное отношение к объекту закупки и используются при выполнении работ, предусмотренных Техническим заданием Аукционной документации, что подтверждено сведениями из сметной документации.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседание Комиссии Управления, а также в составе жалобы, Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих обоснованость данного довода жалобы, в частности, подтверждающих каким образом указаные положения припятствовали подаче заявки на участие в аукционе, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. По мнению Заявителя, в аукционной документации не установлены объёмы используемых при выполнении работ товаров, кроме того, Техническое задание содержит сведения об объеме используемых товаров, которые ограничивают количество участников закупки.
В соответствии с п. 1. ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
В соответствии с п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно п. 1.2.7.4. Технического задания Аукционной документации: "Нижеперечисленный товар подлежит обслуживанию в полном объеме в целях обеспечения ежедневного бесперебойного функционирования, а также подлежит замене в размере 10% от общего объема на объектах, в случаях выхода из стоя, поломки и потери эксплуатационных свойств: Умывальники керамические полукруглые, Пьедесталы для умывальников, Умывальники керамические прямоугольные, Пьедесталы для умывальников прямоугольных, Унитазы с прямым выпуском, Бачки смывные фаянсовые без арматуры, Унитаз в сборе, Писсуар, Радиаторы отопления".
Кроме того, Заказчиком указано в п. 1.2.7.4. Технического задания Аукционной документации: "Товар, подлежащий использованию при оказании услуг по договору и замене в полном объеме (100%): (Трубы стальные электросварные прямошовные, ГОСТ 10705, ГОСТ 10704. Замок ГОСТ 5089. СТЕКЛО ОКОННОЕ ЛИСТОВОЕ ГОСТ Р 54170. Краны латунные шаровые муфтовые проходные по ГОСТ 9702, ГОСТ 28908 и иные товары)".
Согласно доводам Заявителя, участнику в случае возникновения неблагоприятной ситуации (авария и прочее) необходимо за свой счет полностью отремонтировать объект (заменить трубопровод, электрику и прочее), а так же восполнить склады расходных материалов заказчика. По мнению Заявителя, установленные подобным образом требования нарушают правила описания объекта закупки и ограничивают число участников закупки.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что оборудование, подлежащее обслуживанию, а также количество товаров, подлежащее замене в рамках исполнения Государственного контракта, указано в сметной документации и Техническом задании Аукционной документации. Таким образом, содержание Аукционной документации (Техническое задание и сметный расчет) позволяют сформировать ценовое предложение, определить объем выполняемых работ и подать заявку на участие в Аукционе.
Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации излишних, завышенных требований к характеристикам товаров, и в использовании нестандартных показателей при описании объекта закупки.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком в Техническом задании "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме" установлены такие требования как:
1) п."Бязь ГОСТ 29298, ГОСТ161" (Наименование ткани: Бельевые должны быть для белья нательного постельного).
2) п."Шнур асбестовый ГОСТ 1779" (Масса упаковки: (бобина или бухта) не более 60 кг, Длина отрезка в упаковке: не менее 3 м).
3) п."Лента из "Фторопласт-4" по ГОСТ 24222" (Форма выпуска: в рулонах, с пластмассовыми втулками с внутренним диаметром (76_1) мм и без втулок).
4) п."Растворы строительные ГОСТ 28013-98" (Минимальная температура наружного воздуха в момент использования растворных смесей: от 5 °С).
Согласно доводам Заявителя значения данных показателей не относятся к объекту закупки и являются избыточными, а также не могут быть представлены участником закупки в составе заявки на участие в аукционе.
В силу ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Вместе с тем, представитель Заказчика пояснил, что:
а) требование по п. "Бязь ГОСТ 29298, ГОСТ 161" (Наименование ткани: Бельевые должны быть для белья нательного постельного), является стандартным для данного товара и установлено на основании ГОСТ 29298 "Ткани хлопчатобумажные и смешанные бытовые".
б) Параметр "наименование ткани" нормируется как "Бельевые для белья нательного и постельного", ткань применяется согласно условий аукционной документации, виды работ и количество указано в сметной документации,
в) требование по п. "Шнур асбестовый ГОСТ 1779" (Масса упаковки: (бобина или бухта) не более 60 кг, Длина отрезка в упаковке: не менее 3 м) указано в соответствии с ГОСТ 1779-83 "Шнуры асбестовые. Технические условия",
г) требование по п. "Лента из "Фторопласт-4" по ГОСТ 24222" (Форма выпуска: в рулонах, с пластмассовыми втулками с внутренним диаметром (76_1) мм и без втулок) установлено в соответствии с ГОСТ 24222-80 "Пленка и лент из фторопласта-4. Технические условия",
д) требование по п. "Растворы строительные ГОСТ 28013-98" (Минимальная температура наружного воздуха в момент использования растворных смесей: от 5 °С) установлено в соответствии с ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия".
Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные требования являются стандартными, поскольку установлены в соответствии с ГОСТ (что не противоречит п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе), вышеуказанные товары используются при выполнении работ, предусмотренных Техническим заданием и Локальной сметой.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В материалах жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность указанных доводов, в том числе в части невозможности подготовить заявку на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
4. Согласно доводам жалобы Заказчиком допущены нарушения при составлении Аукционной документации, а именно, в части инструкции по заполнению первой части заявки, что, по мнению Заявителя, вводит участников закупки в заблуждение.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с - настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно доводам жалобы, Заказчиком нарушены требования Закона о контрактной системе при формировании Аукционной документации в части формирования инструкции по заполнению заявки, а именно в инструкции по заполнению заявки установлено следующее: "Требуемые значения, содержащие в требуемом параметре слова "предельные отклонения" или "предельное отклонение" или "допускаемое отклонение" или "допускаемые отклонения" должны быть указаны участником размещения заказа индивидуально для каждого конкретного товара с учетом требований нормативных документов, в том числе ГОСТ, устанавливающем нормативные требования к конкретному описываемому товару и не могут равняться "0" (нулю) или иметь значения типа "отсутствует", "нет", "-". По мнению Заявителя данное требование инструкции неправомерно, поскольку параметры "предельные отклонения", "предельное отклонение", "допускаемое отклонение", "допускаемые отклонения" характеризуют допустимый брак изделия, неточность размеров в соответствии с нормативным документом.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что параметр "предельные отклонения" не указывает на брак, а является нормируемым допуском определения ГОСТ на номинальные размеры, требуемые товары, не являются высокоточными деталями и не выпускаются с идеальными размерами.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Однако, Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность данного довода жалобы в части ограничения количества участников закупки и невозможность подготовки заявки на участие в Аукционе, с учетом требований инструкции по заполнению заявки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "СтройИнформ" на действия ГБУ МФЦ города Москвы необоснованной.
2.Снять ограничения на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения аукциона, наложенные письмом Московского УФАС России N 11/44852 от 09.11.2015.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя Комиссии: Т.А. Логинова
Члены Комиссии: З.У. Несиев
И.С. Максимов
Исп.: Несиев З.У.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 12 ноября 2015 г. N 2-57-10085/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.12.2015