Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 16 декабря 2015 г. N 2-57-11808/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Гридиной Е.В.,
Членов комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Максимова И.С.,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Бруева Д.С.,
при участии представителей:
ГБУ города Москвы "Жилищник района Хорошево-Мневники": Поляковой Е.Н.,
ООО "Проект ПС": Пальмина С.А.,
ИП Семенова Н.Е: Грачев Н.М.,
рассмотрев жалобу ООО "Проект ПС" (далее - Заявитель) на действия ГБУ города Москвы "Жилищник района Хорошево-Мневники" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию и техническому обслуживанию катка с искусственным льдом в районе Хорошево-Мневники города Москвы в 2016 году (Закупка N 0373200067115000704) (далее - Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении требований в аукционной документации в нарушении Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 14.12.2015 N МГ/50646 документы и сведения.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, используемым при оказании услуг.
В соответствии с п. 1, 2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В Приложении N1 к техническому заданию Заказчиком установлены требования к используемым при оказании услуг товарам, таким как:
п.8 "Профильные трубы квадратного сечения":
-Наружный размер: 20 мм,
-Вид труб: Бесшовные горячедеформированные, бесшовные холоднодеформированные.
На основании доводов жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к наружному диаметру трубы, поскольку в инструкции по заполнению Заявки указано следующее: "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "запятая", союза "и", - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз", также согласно п.3.3 ГОСТ 8639-82 " Трубы стальные квадратные. Сортамент" трубы изготавливают: наружными размерами от 60 до 180 мм с толщиной стенки от 4,0 до 14,0 мм бесшовными горячедеформированными, что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку предоставляется возможным указать в составе первой части заявки требование удовлетворяющее требованиям аукционной документации, в то время как данное требование не будет соответствовать требованиям ГОСТ 8639-82.
п.7 "Смеси бетонные (бетон)":
-Марка по водонепроницаемости: W2 или W4,
-Параметр воздухонепроницаемости бетона: До 0,154 см3/с.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование к плотности средства, поскольку в инструкции по заполнению Заявки указано следующее: "В случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель (-и) из данного диапазона не включая крайние значения", также согласно ГОСТ 12730.5-84 "Бетоны. Методы определения водонепроницаемости" параметр воздухопроницаемости бетона для марки по водонепроницаемости W2 составляет 0,325 - 0,224 см3/с, а также параметр воздухопроницаемости бетона для марки по водонепроницаемости W4 составляет 0,223 - 0,154 см3/с, при этом Комиссией управления установлено, что параметр воздухонепроницаемости бетона не регламентируется ГОСТ 12730.5-84, что может вводить участников закупки в заблуждение.
Согласно ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч.8 ст.105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
Вместе с тем, представитель Заказчик затруднился пояснить в соответствии с какими техническими регламентами, государственными стандартами установлены требования к характеристикам по п.8 "Профильные трубы квадратного сечения", п.7 "Смеси бетонные (бетон)", также аукционная документация не содержит обоснование необходимости использования указанных показателей, требований, обозначений и терминологии.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционной документация Заказчика составлена таким образом, что в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, участниками закупки подано 11 заявок на участие в аукционе, при этом аукционной комиссией Заказчика не принимались решения об отклонении заявок участников закупки от участия в аукционе на основании несоответствия сведений, указанных в заявках вышеуказанным требованиям Приложения N1 к техническому заданию, что свидетельствует о том, что выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком дан ответ на запрос о разъяснении положений аукционной документации, который изменяет ее суть.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
На основании доводов жалобы Заявителем подан запрос о разъяснении положений аукционной документации в части товаров используемых при выполнении работ, а именно:
"Текст запроса: Профильные трубы квадратного сечения ГОСТ 8639-82. Материал N 2 из файла с названием форма 2. Заказчик требует трубы с наружным размером 20 мм, при этом трубы по виду должны быть - Бесшовные горячедеформированные, бесшовные холоднодеформированные. Данное требование указано через символ "," в соответствии с инструкцией УРЗ должен описать оба вида трубы, однако в соответствии с ГОСТ 8639-82 пункт 3. Трубы изготавливают: - наружными размерами от 60 до 180 мм с толщиной стенки от 4,0 до 14,0 мм бесшовными горячедеформированными. Данное требование нарушает статью 33 часть 2, а так же статью 64 часть 1 пункт 2 в соответствии с которым, в аукционную документацию включена инструкция по предоставлению сведений в первой части заявок. В соответствии с п. 3.1.3 Положения о системе закупок г. Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 24.02.2012 N 67-ПП "О системе закупок города Москвы", данная инструкция утверждена Межведомственной рабочей группой по проверке обоснованности заявленных потребностей с начальной (максимальной) ценой контракту от 100 млн. рублей 14.07.2015 и согласована с Управлением Федеральной антимонопольной службы по г. Москве и Главным контрольным управлением г. Москвы. Руководствуясь данной инструкцией, участник размещения закупки подготавливает заявку на участие в электронном аукционе. Требования Заказчика в отношении предоставляемой в первой части заявки информации, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе 44-ФЗ. На каком основании Вами нарушены все вышеперечисленные законы. Аналогично пункт 8 формы 2, а также пункт 15 формы 2 в котором присутствует нарушение иного характера - в случае выбора трубы бесшовной горячедеформированной с толщиной стенки 4 мм (пункт 3 ГОСТ 8639-82), УРЗ не имеет возможности предоставить требуемую далее площадь сечения, так как в соответствии с требованием Заказчика она должна быть не более 7,7 см2. Горячедеформированная труба наружным размером 60 мм и толщиной стенки 4 мм в соответствии с ГОСТ 8639-82 пункт 3 имеет площадь сечения равную 8,68 см2.
Согласно ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На основании ч.5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть
Комиссией Управления установлено, что на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.Zakupki.gov.ru опубликован ответ на поданный запрос Заявителем о разъяснении положений аукционной документации от 08.12.2015 NРД2, а именно:
Текст ответа:
1) В связи с технической ошибкой, участник вправе не указывать значения по пунктам NN 2, 8, 15 "Профильные трубы квадратного сечения". При рассмотрении первых частей заявок, отклонения по данным пунктам запрещены".
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком даны разъяснения положений аукционной документации, которые изменяют ее суть.
На заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком в нарушение ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе даны разъяснения положений документации от 08.12.2015 NРД2, которые изменяют суть положений аукционной документации.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, участниками закупки подано 11 заявок на участие в аукционе, при этом аукционной комиссией Заказчика не принимались решения об отклонении заявок участников закупки от участия в аукционе на основании несоответствия сведений, указанных в заявках в соответствии с запросом о разъяснении положений аукционной документации 08.12.2015 NРД2, что свидетельствует о том, что выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Проект ПС" на действия ГБУ города Москвы "Жилищник района Хорошево-Мневники" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33, ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияли на результат проведения закупки.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: Е.В. Гридина
Члены комиссии: Д.С. Бруев
И.С. Максимов
Исп. Максимов И.С.
(495) 784-75-05 (189)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 16 декабря 2015 г. N 2-57-11808/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.12.2015