Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 17 ноября 2015 г. N 2-57-10296/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Логиновой Т.А.,
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Гордуз А.В.,
Члена комиссии - ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Орехова Д.А.,
при участии представителей ГБУЗ города Москвы "Городская клиническая больница имени С.И. Спасокукоцкого Департамента здравоохранения города Москвы": Крупейченко С.М.,
в отсутствие представителей ООО "ПО "Панорама", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх.N11/45625 от 13.11.2015),
рассмотрев жалобу ООО "ПО "Панорама" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ города Москвы "Городская клиническая больница имени С.И. Спасокукоцкого Департамента здравоохранения города Москвы" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту помещений (электрика) в ГКБ N50 в 2015 году (Закупка N0373200002615000198) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в размещении аукционной документации, не соответствующей требованиям законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 13.11.2015 N11/45625 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. По мнению Заявителя жалобы в аукционной документации Заказчика установлены неправомерные требования к сроку действия государственного контракта.
На основании ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Кроме того, в силу ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В своей жалобе Заявитель указывает на то, что Заказчиком в проекте государственного контракта не установлены сроки действия государственного контракта, что не позволяет участникам закупки корректно определить срок действия банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения государственного контракта.
На заседании Комиссии Управления установлено, что проект государственного контракта содержит следующие положения:
"9.1 Срок действия данного обеспечения - по "__" __________ 20__ года включительно";
"12.1. Контракт вступает в силу со дня его подписания Сторонами и действует до".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода жалобы Заявителя и нарушении Заказчиком п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе, поскольку в аукционной документации, в том числе в проекте государственного контракта отсутствует, указание на срок действия контракта, что не позволяет определить срок действия банковской гарантии.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, используемым при выполнении работ, предусмотренных техническим заданием аукционной документации.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком неправомерно установлены следующие требования к товарам, применяемым при выполнении работ, предусмотренных техническим заданием аукционной документации:
по п. 9 "Шурупы" установлены требования "Диаметр резьбы: не менее 3,5 мм", "Радиус сферы R1: более 4,8 мм", "Радиус сферы R2: менее 4,8 мм", что, по мнению Заявителя, не соответствует требованиям ГОСТ 1144-80 "Шурупы с полукруглой головкой. Конструкция и размеры", согласно которому диаметр резьбы шурупа при радиусе сферы R1 большем 4,8 мм и радиусе сферы R2 меньшем 4,8 мм должен быть 3,5, 4 или 5 мм;
по п. 13 "Растворы цементно-известковые" установлены требования "Водоудерживающая способность: от 89 %", "Расслаиваемость менее: 11 %", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия", согласно которому водоудерживающая способность растворов должна быть не менее 90%, расслаиваемость растворов не должна превышать 10%;
по п 14 "Шурупы" установлены требования "Диаметр резьбы: более 4 мм", "Шаг резьбы: не более 2,5 мм", "Диаметр головки: менее 12 мм", "Радиус сферы R1: менее 11 мм", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 1146-80 "Шурупы с полупотайной головкой. Конструкция и размеры", согласно которому диаметр резьбы шурупов при указанных шаге резьбы, диаметре головки и радиусе сферы R1 может быть равен только 5 мм;
по п. 24 "Сталь полосовая" установлено требование "Масса: не легче 3,768 кг", "Толщина: от 5 до 11 мм", "Ширина полосы: не менее 40 мм", что, по мнению Заявителя, не соответствует требованиям ГОСТ 103-2006 "Прокат сортовой стальной горячекатаный полосовой. Сортамент", согласно которому масса стали полосовой при ширине полосы равной 55 мм и толщине проката 7 мм не соответствует требованиям аукционной документации, что, согласно доводам жалобы может вводить участников закупки в заблуждение при формировании первой части заявки на участие в аукционе;
по п. 26 "Шурупы" установлены требования "Диаметр резьбы: более 4 мм", "Шаг резьбы: не более 3,5 мм", "Диаметр головки: не более 14,5 мм", "Радиус сферы R1: более 9,3 мм", что, по мнению Заявителя, не соответствует требованиям ГОСТ 1146-80, согласно которому значениями диаметра резьбы шурупов при указанных значениях шага резьбы, диаметра головки и радиуса сферы R1 может быть только 5, 6, 8, 10 мм.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционной документации Заказчика к товарам 9, 13, 14, 24, 26 Формы 2 аукционной документации составлены таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупки и препятствовать корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значения показателей и показателей, значения которых не могут изменяться, при формировании заявки на участие в электронном аукционе и установлены в нарушение положений п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком неправомерно установлено следующее требование к товару "Растворы цементно-известковые": "Класс по прочности: более В3,5", поскольку, по мнению Заявителя, данные требования аукционной документации Заказчика являются нестандартными требованиями при описании характеристик растворов строительных.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч.8 ст.105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования к классу по прочности растворов строительных установлены Заказчиком в соответствии со сведениями производителей растворов строительных, что не противоречит п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов с ведений, свидетельствующих о том, что требования к классу растворов по прочности являются нестандартными при описании характеристик данного товара, а также свидетельствующих об ограничении количества участников закупки при установлении требований к характеристикам товара на основании сведений, полученных от производителей данных материалов.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
4. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документации установлены требования к товарам, не применяемым при выполнении работ, предусмотренных техническим заданием аукционной документации.
В соответствии п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В силу п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлены требования к товарам "Коробки", "Сталь полосовая", "Краска", "Картон асбестовый", "Бирки маркировочные", "Краски водно-дисперсионные", "Профиль стоечный", - поскольку, по мнению Заявителя, из аукционной документации не следует при выполнении каких работ, а также в каком количестве используются данные товары.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что данные товары используются при выполнении работ, предусмотренных техническим заданием, при этом объём использования данных материалов установлен в ресурсной ведомости, на основании которой сформирована локальная смета, которая является обоснованием начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов с ведений, свидетельствующих о том, что указанные материалы не применяются при выполнении работ, предусмотренных техническим заданием, а также свидетельствующих о том, что аукционная документация не позволяет определить объём использования при выполнении работ данных товаров.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ПО "Панорама" на действия ГБУЗ города Москвы "Городская клиническая больница имени С.И. Спасокукоцкого Департамента здравоохранения города Москвы" обоснованной в части отсутствия в документации о закупке срока действия государственного контракта, а также установления неправомерных требований в п. 9, 13, 14, 24, 26 Формы 2.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: Т. А. Логинова
Заместитель председателя Комиссии: А.В. Гордуз
Член Комиссии: Д.А. Орехов
Исп. Орехов Д.А.
(495) 784-75-05 (192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 17 ноября 2015 г. N 2-57-10296/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.12.2015