Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 18 ноября 2015 г. N 2-57-10290/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Смольянова,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У. Несиева,
при участии представителей ФГБНУ НЦЗД: Воропаева Д.А., Терешкина А.А.,
в отсутствие представителей ООО "Стройтехгрупп", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх.N11/45859 от 16.11.2015),
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" (далее - Заявитель) на действия ФГБНУ НЦЗД (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на капитальный ремонт отделения раннего детского возраста (Закупка N 0373100019215000415) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в размещении аукционной документации, несоответствующей требованиям законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 16.11.2015 N 11/45859 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в нарушении норм Закона о контрактной системе при составлении Аукционной документации.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Согласно доводам жалобы в Аукционной документации Заказчика условие предусмотренное частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе не указано, что нарушает права потенциальных участников аукциона и вводит их в заблуждение относительно цены контракта.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что пунктом 1.1.1 Аукционной документации установлено, что участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, зарегистрированное на указанной в извещении электронной площадке.
Вместе с тем, на заседании Комиссией Управления установлено, что в нарушение ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в аукционной документации отсутствует в контракте условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта в случае заключения контракта с физическим лицом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы.
Наряду с этим, Комиссия Управления приходит к выводу, о том, что вышеуказанные нарушения не повлияли на результаты закупки, поскольку согласно протоколу подведения итогов открытого аукциона в электронной форме N 0373100019215000415-3 победителем Аукциона является юридическое лицо ООО "Континент".
2. Согласно доводам Заявителя в составе аукционной документации Заказчика не установлены надлежащим образом дополнительные требования к участникам закупки, установленным Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 ст. 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление) установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к постановлению.
Согласно п. 2 Приложения N 1 к Постановлению при выполнении работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
В соответствии с Приложением N1 к Постановлению "Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ".
В соответствии с Приложением N1 к Поставновлению ""<*> Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки)".
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона N 0373100019215000415 объектом закупки является капитальный ремонт отделения раннего детского возраста, что относится к коду 45.21.15.160 по ОКПД, при этом начальная максимальная цена составляет 54 470 000,00 руб.
Кроме того, в извещении о проведении электронного аукциона указано: "Требования к участникам: Требование об отсутствии в предусмотренном Федеральным законом N 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица (в соответствии с частью 1.1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ) дополнительная информация к требованию отсутствует. 2 Требование о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (в соответствии с пунктом 3 части 2 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ) дополнительная информация к требованию отсутствует. 3 Иные дополнительные требования к участникам (в соответствии с частью 2 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ) дополнительная информация к требованию отсутствует. 4 Единые требования к участникам (в соответствии с пунктом 1 части 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ) дополнительная информация к требованию отсутствует".
В соответствии с пп.3 п.3 раздела 3 Информационной карты Аукционной документации: "Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие сведения и документы:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2) документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным частями 1, 1.1, а так же частью 2 ( в соответствии с п. 2 приложения N 1 к постановлению правительства РФ от 04 февраля 2015 г. N 99) статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г., или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 10 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г.;
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе;
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
5) документы, подтверждающие соответствие участника аукциона и (или) предлагаемого им товара условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г., или копии этих документов.
6) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям (при размещении закупки для указанных организаций)".
Комиссией Управления установлено, что в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке Заказчиком в нарушение ч.4, ч.5 ст.31 Закона о контрактной системе, ненадлежащим образом установлены вышеуказанные требования к участникам закупки относительно наличия опыта выполнения вышеуказанных строительных работ.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно протоколу подведения итогов аукциона в электронной форме N 0373100019215000415-3 вторые части заявок участников закупки ООО "Континент" и ООО "СДС-сервис", допущенных к участию в Аукционе, признаны соответствующими требованиям Аукционной документации, в том числе, дополнительным требованиям к участникам закупки в соответствии с ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе, поскольку во вторых частях заявок участников закупки предоставлены копии ранее исполненных контрактов на сумму не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта и акты приемки выполненных работ, относящихся к соответствующей группе работ строительных, а именно, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что выявленные нарушения не повляли на результаты закупки.
3. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в не установлении даты начала и окончания срока предоставления участникам разъяснения положений аукционной документации.
Согласно п.11 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно доводам жалобы в Аукционной документации Заказчика информация о датах начала и окончания срока предоставления участникам разъяснений положений документации о закупке отсутствует, при этом в п. 1.8 раздела 1 общей части Аукционной документации Заказчиком установлен порядок разъяснений положений Аукционной документации.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что в действиях Заказчика присутствует нарушение п.11 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок, на участие в электронном аукционе подано 4 заявки, при этом участникам закупки подано 7 запросов о разъяснении положений Аукционной документации, на которые Заказчиком даны разъяснения положений Аукционной документации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что выявленные нарушения не повляли на результаты закупки.
4. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в нарушениях допущенных при составлении Аукционной документации, а именно, в части отсутствия информация о контрактной службе (контрактном управляющем) заказчика.
В силу п.10 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя такого аукциона или иного участника такого аукциона уклонившимися от заключения контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком нарушены положения Закона о контрактной системе, поскольку в Аукционной документации Заказчика, а также в извещении о проведении электронного аукциона отсутствует информация о контрактной службе (контрактном управляющем) заказчика.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в Аукционной документации отсутствуют сведения о контрактной службе Заказчика, кроме того, представитель Заказчика пояснил, что у Заказчика имеется контрактная служба.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушение Заказчиком п.10 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседанииКомиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в извещении о проведении электронного аукциона Заказчиком указаны контактные данные ответственных должностных лиц Заказчика.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, о том, что выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.
5. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком установлено неправомерное требование в проекте государственного контракта.
В соответствии с ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком неправомерно в проекте государственного контракта, размещенного в составе аукционной документации Заказчиком не учтена возможность заключения государственного контракта с организацией, в отношении которой действует специальный налоговый режим в соответствии с Разделом VIII.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в п. 2.1 проекта государственного контракта установлено следующее положение: "Стоимость всех выполненных работ по настоящему контракту (цена контракта) составляет _______ рублей, в т. ч. НДС ___% в сумме ____ рублей в соответствии с предложением Подрядчика при проведении аукциона и в соответствии с прилагаемой сметой (Приложение N 1 к настоящему контракту), составленной согласно требованиям документации об аукционе", что не создает препятствий для участия в закупке организаций, в отношении которых действует специальный налоговый режим в соответствии с Разделом VIII.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в частности, поскольку из положений проекта государственного контракта не следует, что сумма НДС, включенного в договорную цену контракта должна быть отличной от 0 руб.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" на действия ФГБНУ НЦЗД обоснованной в части отсутствия условий заключения контракта с физическим лицом, установление ненадлежащим образом в Аукционной документации дополнительных требований к участникам закупки, отсутствия информации о дате начала и окончания срока предоставления разъяснений, отсутствия информации о контрактной службе.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 13 ст. 34, ч.4, ч.5 ст.31, п.11 ч.1 ст.64, п.10 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3.Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияли на ход проведения закупки.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: А.В. Гордуз
Члены Комиссии: З.У. Несиев
А.А. Смольянов
Исп. Несиев З.У.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 18 ноября 2015 г. N 2-57-10290/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.12.2015