Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 16 декабря 2015 г. N 2-57-11864/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Гордуз А.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста - эксперта отдела проверок государственных закупок Попенко Т.В.,
ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Орехова Д.А.,
при участии представителя Центра специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации: Сочка Д.В.,
в отсутствие представителей ИП Петрова Александра Александровича, о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх.NМГ/46744 от 20.11.2015),
рассмотрев жалобу ИП Петрова Александра Александровича (далее - Заявитель) на действия Центра специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию охранно-пожарной сигнализации (Закупка N 0348100077715000088) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в размещении аукционной документации в нарушение положений законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 24.12.2015 NМГ/50732 документы и сведения.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документации неправомерно включено в один лот оказание технологически несвязанных услуг.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное включение Заказчиком в один лот требования об оказании услуг по техническому обслуживанию следующих систем: автоматической пожарно-охранной сигнализации (АПС и ОС), включая техническое обслуживание оборудования подключённого к пульту централизованного наблюдения (тревожная кнопка), системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ), системы газового пожаротушения (СГПТ), системы водяного (пенного) пожаротушения (СВПТ), системы автоматического порошкового пожаротушения (АПП), поскольку, по мнению Заявителя, данные системы являются технологически и функционально несвязанными, что, согласно доводам жалобы, может полечь ограничение количества участников закупки.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что закупка проводится на оказание услуг по техническому обслуживанию систем пожарно-охранной сигнализации, составляющих единую систему на основании требований РД 009-02-96 "Установки пожарной автоматики техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт" и РД 25.964-90 "Система технического обслуживания и ремонта автоматических установок пожаротушения, дымоудаления, охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Организация и порядок проведения работ", а также подключенных к единому пульту централизованного наблюдения, в связи с чем, закупка на оказание услуг по техническому обслуживанию данных систем не может осуществляться отдельными процедурами осуществления торгов.
Кроме того, Заявитель обжалует неправомерное включение в один оказания услуг на территории двух объектов Заказчика: г. Москва, ул. Поклонная, д. 17, Ленинградское шоссе д.59, стр.3 и Московская область, Раменский район п. Чулково, д.131А.
Вместе с тем, при осуществлении закупки Заказчик наделен правом самостоятельного выделения отдельных лотов (по группам, классам, видам и иным единицам), правом выставления объекта закупки единым лотом, а также правом определения его содержания (с обязательным указанием отдельных условий оказания соответствующих услуг), при этом, требования к поставляемым товарам формируются Заказчиком самостоятельно, исходя из потребностей Заказчика.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседание Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов, подтверждающих обоснованность доводов жалобы в части неправомерного включения в один лот оказания вышеуказанных услуг, а также не представлено документов и сведений, свидетельствующих об ограничении Заказчиком количества участников закупки при формировании объекта закупки вышеуказанным образом.
Кроме того, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что участниками закупки подано 5 заявок на участие в аукционе, что свидетельствует о возможности формирования заявки на участие в аукционе, а также свидетельствует об отсутствии ограничений участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком неправомерно установлены требования к товарам, применяемым при оказании услуг.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заявитель обжалует неправомерное установление Заказчиком требований к товарам, применяемым при оказании услуг, поскольку техническим заданием аукционной документации не предусмотрена поставка товарам, а также выполнение работ по монтажу новых систем, в частности, в п. 27, 28 Приложения к техническому заданию неправомерно установлены требования к двум видам товара "Насосный агрегат", при этом, техническим заданием предусмотрено техническое обслуживание одного насосного агрегата.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления установлено, что п. 3.8 Технического задания предусмотрено выполнение следующих работ: "Исполнитель производит ремонт и замену неисправного (восстановление неисправных деталей) оборудования, в том числе с истекшим ресурсом эксплуатации, прогнозирует степень износа и срок его замены и выполняет работы по графику замены оборудования. График замены оборудования согласовывается с Заказчиком", при этом представитель заказчика пояснил, что Заказчиком в аукционной документации установлены требования к запасным частям оборудования, подлежащего техническому обслуживанию
Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что перечень обслуживаемого оборудования установлен в п. 7 технического задания, в частности, указано, что на территории Заказчика установлено следующее оборудование: "Насосный агрегат CR 90-4-2, Q=90м3/ч, Н=76 м.в.с., Р=30 кВт, "Grandfos" CR90-4-2" и "Насос-жокей CR 3-17, Q=3м3/ч, Н=80 м.в.с., Р=1,5 кВт, "Grandfos" CR3-17", при этом оборудование "Насос-жокей" также является насосным агрегатом.
Кроме того, в своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком следующих требований к товарам, применяемым при оказании услуг:
- в п. 20 "Кабель-канал" установлено требование к показателю "Количество контактов", что, по мнению Заявителя, является неправомерным требованием к товару, поскольку кабель-каналы не содержат контактов;
- в п. 25 "Модуль порошкового пожаротушения" установлено требование "Инерционность в режиме самосрабатывания, при воздействии очага горения площадью 0,4 м2, °С", что, по мнению Заявителя, является неправомерным требованием к товару, поскольку инерционность измеряется в секундах, а не °С;
- в п. 27, 28 "Насосный агрегат" установлены требования к показателям "Вес нетто", "Вес брутто", что, по мнению Заявителя, является нестандартными требованиями к товару.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требование к массе нетто и брутто насосных агрегатов установлено в соответствии со сведениями производителей насосных агрегатов, а также пояснил, что участникам закупки при формировании предложения в первой части заявки на участие в аукционе по п. "Кабель-канал" необходимо указать количество контактов, которые заключаются в данный кабель-канал.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседание Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов, подтверждающих его доводы в части неправомерного установления Заказчиком требований к характеристике "Вес нетто" насосного агрегата, и к характеристике "Количество контактов" товара "Кабель-канал", а также не представлено документов и сведений, свидетельствующих о невозможности формирования заявки на участие в аукционе по вышеуказанным характеристикам товаров.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления требования к массе насосного агрегата в упаковке, в частности, затруднился пояснить каким образом масса брутто оборудования может повлиять на качество оказываемых услуг. Кроме того, представитель Заказчика согласился с доводом жалобы Заявителя в части указания в документации нестандартных единиц измерения в п. 25 "Модуль порошкового пожаротушения" Приложения к техническому заданию.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционных документаций Заказчика к п. 25, 27, 28 Приложения к техническому заданию составлены таким образом, что могут препятствовать корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значения показателей и показателей, значения которых не могут изменяться, при формировании заявки на участие в электронном аукционе и в нарушение положений п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе могут повлечь ограничение количества участников закупки.
Вместе с тем, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе участниками закупки подано 5 заявок на участие в аукционе, при этом аукционной комиссией Заказчика не принималось решений об отклонении заявок от участия в аукционе, что свидетельствует о том, что выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.
3. Согласно доводам жалобы Заявителя аукционная документация Заказчика не позволяет определить объём оказываемых услуг, а также количество товаров, используемых при оказании услуг.
В соответствии п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В силу п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
По мнению Заявителя в аукционной документации Заказчика неправомерно не определен предельный объём материалов, подлежащих замене за счет исполнителя.
Вместе с тем, в п. 3.4 технического задания аукционной документации указано: "Исполнитель должен иметь подменный фонд оборудования и запасные части к нему для оперативного восстановления вышедших из строя систем. Подменный фонд состоит из нового оборудования совместимого с установленным на объекте оборудованием и по характеристикам, не уступающим установленному оборудованию. Объем подменного фонда должен составлять не менее 10% от общего количества оборудования установленного на объектах".
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документации неправомерно не определено количество огнетушителей, подлежащих перезарядке в рамках обслуживания систем охранно-пожарной сигнализации, а также не указано количество и длина пожарных рукавов, установленных на территории Заказчика, в отношении которых необходимо выполнять во время действия государственного контракта работы по перекатке.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что техническом задании указано количество огнетушителей, расположенных на территории Заказчика. Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что согласно НПБ 152-96 "Рукава пожарные напорные. Общие технические требования. Методы испытаний" рукава пожарные производятся длиной 10, 15 и 20 метров.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседание Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов, свидетельствующих о том, что отсутствие в аукционной документации Заказчика сведений о количестве пожарных рукавов, установленных на территории Заказчика не позволяет участникам закупки сформировать ценовое предложение на участие в аукционе, а также свидетельствующих о том, каким образом вышеуказанный факт препятствует формированию заявки на участие в аукционе, а также может повлечь ограничение количества участников закупки.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП Петрова Александра Александровича на действия Центра специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации обоснованной в части установления Заказчиком неправомерных требований в п. 20, 27, 28 Приложения к техническому заданию.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результаты закупки.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя комиссии: А.В. Гордуз
Члены комиссии: Т.В. Попенко
Д.А. Орехов
Исп. Орехов Д. А.
(495) 784-75-05 (192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 16 декабря 2015 г. N 2-57-11864/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.12.2015