Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 20 ноября 2015 г. N 2-57-10444/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
членов комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
при участии представителей:
ГБУЗ "ГКБ N 79 ДЗМ": А.И. Бутина, Г.И. Косенко.
ООО "Агат": М.Ю. Саленко,
рассмотрев жалобу ООО "Агат" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ N 79 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по восстановлению и замене участков трубопроводов и арматуры горячего и холодного водоснабжения, центрального отопления и канализации по адресу: Коломенский проезд, д.4 (Закупка N 0373200027415000347) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о конкратной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении указанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. N МГ/46329 от 18.11.2015) документы и сведения.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации требований, нарушающих законодательство об осуществлении закупок, а именно, в части:
1) отсутствия в проекте государственного контракта срока действия контракта, а также срока действия обеспечения;
2) установления в аукционной документации излишних, завышенных характеристик товаров, а также требований, которые вводят участников закупки в заблуждение.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1) По мнению Заявителя в проекте государственного контракта отсутствует срок действия контракта, а также срока действия обеспечения.
Согласно с ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п.8 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В соответствии с ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Комиссией Управления установлено, что в проекте контракта указано следующее:
-п.9.1 "Срок действия данного обеспечения - по "___" __________ 2016 года включительно.";
-п.12.1 Контракт вступает в силу со дня его подписания Сторонами и действует до "___" __________ 2016 г".
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что в проекте контракта отсутствуют существенные условия, подлежащие обязательному включению в документацию об аукционе.
Таким образом, вышеуказанные положения проекта контракта, которые в нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, не определены Заказчиком могут повлечь ограничение количества участников закупки.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком 16.11.2015 внесены изменения в аукционную документацию, а именно Заказчиком устранены неправомерные требования по пп. 9.1, 12.1 проекта контракта: -"Срок действия данного обеспечения - по "31" мая 2016 года включительно."; -Контракт вступает в силу со дня его подписания Сторонами и действует до "30" апреля 2016 г.".
2) По мнению Заявителя в аукционной документации установлены излишние, завышенные характеристики товаров, а также требования к товарам, которые вводят участников закупки в заблуждение.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы Заявителя требования к товарам установлены в нарушение Закона о контрактной системе:
1) п.1 "Растворы цементные, марка 100": "Марка вяжущего: Г-2/Г-3/Г-4/Г-5/Г-6/Г-7/Г-10/Г-13/ Г-16/Г-19/Г-22/Г-25; Предел прочности образцов - балочек размерами 40x40x160 мм в возрасте 2 ч: при сжатии 2(20)-25(250) МПа(кгс/см2); При изгибе 1,2(12)8,0(80) МПа(кгс/см2); Индекс сроков твердения А/Б/В; Степень помола-может быть грубого помола, среднего помола или тонкого помола; Индекс степени помола - I-III; Максимальный остаток на сите сразмерами ячеек в свету 0,2 мм; для извести Активные СаО+МgО без добавок/с добавками; Активный МgО; Co2 без добавок/с добавками; Не погасившиеся зерна; Предел прочности образцов через 28 суток твердения: При изгибе для слабогидравлической/ сильногидравлической извести; При сжатии для слабогидравлической/ сильногидравлической извести; Портландцемент и шлакопортландцемент по вещественному составу цемент портландцемент (без минеральных добавок)/портландцемент с добавками (с активными минеральными добавками не более 20
%) и шлакопортландцемент (с добавками гранулированного шлака более 20 %); По прочности при сжатии в 28-суточном возрасте цемент может быть портландцемент-400/500/550/660 и шлакопортландцемент-300/400/500 или портландцемент быстро твердеющий-400/500 и шлакопортландцемент быстротвердеющий-400, масса одной упаковки сухой растворной смеси; срок хранения сухой растворной смеси; упаковка должны быть полиэтиленовой пленки; бумажные мешки.
Вместе с тем, представители Заказчика затруднились пояснить в соответствии с какими регламентами, стандартами установлены указанные показатели, а также затруднились обосновать необходимость использования указанных показателей при описании объекта закупки.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя в Технической части аукционной документации по п.1 "Растворы цементные, марка 100" отсутствует единица измерения по характеристике "Содержание вяжущего в сухой смеси", что вводит участников закупки в заблуждение и нарушает ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к вышеуказанному товару установлены в нарушение ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
2) п.2 "Шпатлевка масляно-клеевая универсальная" Заказчиком установлены следующие требования: "Разбавление: олифой или уайт-спиритом". Однако, согласно п. 1.3.2 ГОСТ 10277-90 "Шпатлевки. Технические условия", на который ссылается Заказчик указано: "Для разбавления шпатлевки ХВ-004 применяют растворители Р-4, Р-4А или Р-5, Р-5А по ГОСТ 7827, шпатлевок НЦ-008, НЦ-0038 - растворители 645 или 646 по ГОСТ 1818Р, шпатлевки МС-006-ксилол по ГОСТ 9410 пли ГОСТ 9949, шпатлевки ПФ-002 - уайт-спирит (нефрас-С4-155/200) по ГОСТ 3134, скипидар по ГОСТ 1571 или смесь уайт-спирита с сольвентом по ГОСТ 1928 или ГОСТ 10214 в соотношении 1 : 1 (по массе)", что, по мнению Заявителя может ограничить количество участников закупки, поскольку при выборе разбавителя "олифа" участник закупки будет соответствовать требованиям аукционной документации, но не будет соответствовать требованиям ГОСТ 10277-90.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную частью 8 статьи 105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить в соответствии с какими регламентами, стандартами установлены указанные показатели, а также затруднились обосновать необходимость использования указанных показателей при описании объекта закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционной документации Заказчика составлены таким образом, что могут вводить в заблуждение и в нарушение положений п.1, 2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе повлечь ограничение количества участников закупки.
3) Согласно доводам жалобы Заявителя при составлении аукционной документации Заказчик по п.3 Поковки строительные (скобы,закрепы,хомуты) Технической части аукционной документации включил параметр "Должны быть оцинкованы цинком Ц1 или Ц0" в графу "Требуемый параметр", содержащую описание характеристики и не подлежащую корректировке участником закупки, а в графе "Требуемое значение" установил следующую характеристику: "Цинка не менее 98.7%, алюминия не более 0.010%, свинца не более 1.0%, кадмия не более 0.2%, мышьяка не более 0.01%, железа не более 0.05%, олово не более 0.002%, меди не более 0.005%, сурьмы не более 0.02%, общее содержание примесей: неболее 0.40%", содержащую диапазон максимальных и минимальных значений, который должен заполнить участник закупки.
Также в жалобе Заявителя указано, что вышеукзанные характеристики являются излишними, завышенными, что вводит участников закупки в заблуждение.
Кроме того, по мнению Заявителя, Заказчик при описании поковок не конкретизирует какого вида ему необходимы поковки, что вводит участников закупки в заблуждение.
Вместе с тем, представители Заказчика затруднились пояснить в соответствии с какими регламентами, стандартами установлены указанные показатели, а также затруднились обосновать необходимость использования указанных показателей при описании объекта закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционной документации Заказчика составлены таким образом, что могут вводить в заблуждение и в нарушение положений п.1, 2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе повлечь ограничение количества участников закупки.
4) п.9 "Кран шаровой" Заказчиком установлены требования: "Кол-во в упаковке не должно быть менее 50 шт", что противоречит предмету контракта, так как объектом закупки является выполнение работ по восстановлению и замене участков трубопроводов и арматуры горячего и холодного водоснабжения, центрального отопления и канализации.
Кроме того, Заказчиком установлены следующие требования: "Массовая доля элементов в латуни Сu менее 65,Рb более 0.03, Fe- более 0.05, Sn менее 0.5, Bi более 0.0002, Р не менее 0.015, Zn менее 100".
Вместе с тем, представители Заказчика затруднились пояснить в соответствии с какими регламентами, стандартами установлены указанные показатели, а также затруднились обосновать необходимость использования указанных показателей при описании объекта закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционной документации Заказчика составлены таким образом, что могут вводить в заблуждение и в нарушение положений п.1, 2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе повлечь ограничение количества участников закупки.
5) п.10 "Пленка полиэтиленовая" Заказчиком в графе "Требуемый параметр" установлено следующее требование "Количество м2в1кгпленки должнабытьболее7 м2", что, по мнению Заявителя вводит участников закупки в заблуждение, поскольку участнику закупки не представляется возможным корректно определить минимальные и (или) максимальные значения показателей, что может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционной документации Заказчика составлены таким образом, что могут вводить в заблуждение и в нарушение положений п.1, 2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе повлечь ограничение количества участников закупки.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком 16.11.2015 внесены изменения в аукционную документацию, а именно Заказчиком устранены неправомерные требования по п.1 "Растворы цементные, марка 100", п.3 Поковки строительные (скобы,закрепы,хомуты), п.10 "Пленка полиэтиленовая", п.9 "Кран шаровой: Массовая доля элементов в латуни Сu менее 65,Рb более 0.03, Fe- более 0.05, Sn менее 0.5, Bi более 0.0002, Р не менее 0.015, Zn менее 100".
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "Агат" на действия ГБУЗ "ГКБ N 79 ДЗМ" обоснованной.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, 2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии: Р.Г. Осипов
Д.С. Грешнева
Исп.: Осипов Р.Г. Тел.: (495) 784-75-05 доб. 166
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 20 ноября 2015 г. N 2-57-10444/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.12.2015