Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25 ноября 2015 г. N 2-57-10648/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя комиссии - Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Гридиной Е.В.,
Членов комиссии:
Старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Ермаковой М.В.,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Максимова И.С.,
при участии представителей:
ГБУ МФЦ города Москвы: Потатурко Т. Е., Паниной А.А.,
в отсутствие представителей ООО "АЛЬФА ТЕНДЕР", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх.NМГ/47032 от 23.11.2015)
рассмотрев жалобу ООО "АЛЬФА ТЕНДЕР" (далее - Заявитель) на действия ГБУ МФЦ города Москвы (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на комплексное техническое обслуживание и эксплуатацию административно-офисных помещений ГБУ МФЦ города Москвы. (ЗАО, ЦАО, ЗелАО, СЗАО) (Закупка N 0373200597215000171) (далее - Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 23.11.2015 NМГ/47032 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, используемым при оказании услуг.
В соответствии с п. 1, 2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В Приложении N4 к техническому заданию Заказчиком установлены требования к используемым при оказании услуг товарам, таким как:
- п.7 "Замок ГОСТ 5089" - Требования к прочности: Нагрузка прикладываемая к лицевой планке на прочность соединения с корпусом: Не менее: 4900; 1960, 980; 785 Н.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к прочности: нагрузка прикладываемая к лицевой планке на прочность соединения с корпусом, так как не предоставляется возможным указать значение удовлетворяющее требованиям аукционной документации, а также определить потребность Заказчика, что может вводить участников закупки в заблуждение.
- п.9 "Проволока стальная низкоуглеродистая оцинкованная ГОСТ 3282" - Временное сопротивление разрыву: Должно быть в диапазоне 340-1270 Н/мм2.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование к временному разрыву, так как в соответствии с п.4.7.2 ГОСТ 1497-84 "Металлы. Методы испытаний на растяжение" временное сопротивление является конкретной характеристикой и вычисляется по формуле , что может вводить участников закупки в заблуждение.
- п.92 "Предохранители с плавкой вставкой по ГОСТ Р МЭК 60269-1, ГОСТ IEC 60269-4-1" - Номинальное переменное напряжение для плавких предохранителей: 230 Вт.
На основании доводов жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установленно требование по п.92 к единице измерения, так как согласно п.5.2 ГОСТ Р МЭК 60269-1 "Предохранители низковольтные плавкие. Часть 1. Общие требования" номинальное переменное напряжение измеряется в вольтах (В), что может вводить участников закупки в заблуждение.
- п.109 "Краски масляные ГОСТ 10503-71" - Пленкообразующее вещество, входящее в состав красок: Олифа комбинированная К-2 К-3 К-4 К-5,
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование к пленкообразующему веществу входящее в состав красок, так как в графе "требуемое значение" отсутствуют знаки препинания, что не позволяет определить потребность Заказчика, а также может вводить участников закупки в заблуждение.
- п.130 "Соединители латунные для металлопластиковых труб":
-Диаметр 2: Должен быть 16 мм,
-Диаметр 1: Должен быть 1/2 дюйм,
На основании доводов жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование по п.130 "Соединители латунные для металлопластиковых труб", так как не предоставляется возможным определить потребность Заказчика в части диаметра соединителя латунного, что может вводить участников закупки в заблуждение.
- п.4 "Лак битумный по ГОСТ 5631" - Способ нанесения на поверхность: Наносится краскораспылителем; кистью; наливом; окунанием.
На основании доводов жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование к способу нанесения лака, поскольку согласно ГОСТ 5631 "Лак БТ-577 и краска БТ-177. Технические условия" наносится краскораспылителем и кистью и наливом и окунанием, при этом в инструкции по заполнению заявки указано следующее: "Символ ";" равен по значению предлогу "или", что может вводить участников закупки в заблуждение, а также не позволяет корректно сформировать заявку на участие в данном аукционе.
Согласно ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч.8 ст.105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
Вместе с тем, представитель Заказчик затруднился пояснить в соответствии с какими техническими регламентами, государственными стандартами установлены требования к характеристикам по п.7 "Замок ГОСТ 5089", п.9 "Проволока стальная низкоуглеродистая оцинкованная ГОСТ 3282", п.92 "Предохранители с плавкой вставкой по ГОСТ Р МЭК 60269-1, ГОСТ IEC 60269-4-1", п.109 "Краски масляные ГОСТ 10503-71", п.130 "Соединители латунные для металлопластиковых труб", п.4 "Лак битумный по ГОСТ 5631" также аукционная документация не содержит обоснование необходимости использования указанных показателей, требований, обозначений и терминологии.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционной документация Заказчика составлена таким образом, что в нарушение п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, участниками закупки подано 9 заявок на участие в аукционе, при этом аукционной комиссией Заказчика не принимались решения об отклонении заявок участников закупки от участия в аукционе на основании несоответствия сведений, указанных в заявках вышеуказанным требованиям Приложения N4 к техническому заданию, что свидетельствует о том, что выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.
Также в Приложении N4 к техническому заданию Заказчиком установлены требования к используемым при оказании услуг товарам, таким как:
- п.4 "Лак битумный по ГОСТ 5631": в графе "требуемый параметр" указано следующее: "Условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4) при 20.0_0.5 °С", в графе "требуемое значение" указано следующее: "Должна быть от 18 до 35 с",
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование по п.4 "Лак битумный по ГОСТ 5631", так как значение "Условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4) при 20.0_0.5 °С" установлено в графе "требуемый параметр", что не позволяет определить потребность Заказчика, а также может вводить участников закупки в заблуждение.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования по п.4 "Лак битумный по ГОСТ 5631" установлены в соответствии с п.1.3 ГОСТ 5631 "Лак БТ-577 и краска БТ-177. Технические условия", согласно которому характеристика "Условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4) при 20.0_0.5 °С" является неизменяемой.
- п.4 "Лак битумный по ГОСТ 5631" - Нижний концентрационный предел воспламенения растворителя в смеси с воздухом: Должен быть до 1.4 % (по объёму),
На основании доводов жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование к нижнему концентрационному пределу воспламенения растворителя в смеси с воздухом, так как данное требование установлено для растворителя, в то время как Заказчику требуется "Лак битумный", что может вводить участников закупки в заблуждение, а также не позволяет корректно сформировать заявку на участие в данном аукционе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные требования установлены в соответствии с п.2.2 ГОСТ 5631 согласно которому нижний концентрационный предел воспламенения растворителя в смеси с воздухом представлены для Ксилола, Сольвента, Уайт-спирита (нефрас-С4 - 155/200) и Скипидара, которые являются растворителями, что позволяет участникам закупки заполнить заявку на участие в данном аукционе в соответствии с требованиями ГОСТ 5631 и аукционной документации.
- п.8 "Цемент гипсоглиноземистый расширяющийся ГОСТ 11052" - Количество ангидрида серной кислоты (SO3) в цементе: Не должно превышать 17 %,
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком неправомерно установлено требование к количеству ангидрида серной кислоты, так как ангидрида серной кислоты имеет формулу (SO3), что может вводить участников закупки в заблуждение.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные требования установлены в соответствии с ГОСТ 11052 "Цемент гипсоглиноземистый расширяющийся. Стандарт распространяется на гипсоглиноземистый расширяющийся цемент" согласно которому Количество ангидрида серной кислоты (SO3) в цементе не должно превышать 17%, при этом предоставляется возможность определить формулу ангидрида серной кислоты.
- п.12 "Бязь ГОСТ 29298, ГОСТ 161":
-Ширина ткани: От 70 до 120 см,
-Условная длина куска ткани: От 23 м,
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования по п.12 "Бязь ГОСТ 29298, ГОСТ 161", так как вышеуказанные требования не влияет на качество выполняемой работы, а также является избыточным и излишним, что может вводить участников закупки в заблуждение, при этом аналогичные нарушения содержатся в п.15 "Ветошь ГОСТ 4644".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные требования установлены в соответствии с ГОСТ 29298 "Ткани хлопчатобумажные и смешанные бытовые. Общие технические условия", а также ГОСТ 161 "Ткани хлопчатобумажные, смешанные и из пряжи химических волокон. Определение сортности", согласно которому за условную длину куска ткани принимают: 40 м - при ширине готовых тканей до 80 см включ. и товарного суровья до 90 см включ.; 30 м - при ширине готовых тканей св. 80 до 100 см включ. и товарного суровья до 110 см включ.; 23 м - при ширине готовых тканей св. 100 см и товарного суровья св. 110 см; 20 м - при ширине ткани с разрезным ворсом до 100 см включ.; 10 м - при ширине ткани с разрезным ворсом св. 100 см.
- п.13 "Спирт этиловый технический ГОСТ 17299" - Предельно допустимая концентрация паров этилового спирта в воздухе производственных помещений: 1000 мг/м,
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования по п.13 "Спирт этиловый технический ГОСТ 17299", так как вышеуказанные характеристики являются необъективными и завышенными, что может ограничивать количество участников закупки.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные требования установлены в соответствии с п. 5.2 ГОСТ 17299 " Спирт этиловый технический. Технические условия", согласно которому предельно допустимая концентрация паров этилового спирта в воздухе производственных помещений (ПДК) - 1000 мг/м3.
- п.16 "Гвозди строительные по ГОСТ 4028-63, ГОСТ 283" - Условный диаметр стержня: 2.0 или 3.0 или 4.0 или 5.0 или 6.0 или 8.0 или 2.5 или 3.5 или 1.8 или не используется,
На основании доводов жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к условному диаметру стержня, так как не предоставляется возможным определить словосочетание "не используется", что может вводить участников закупки в заблуждение.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные требования установлены в соответствии с ГОСТ 4028-63 "Гвозди строительные. Конструкция и размеры", согласно которому для гвоздей с конической головкой нормируется только параметр "Условный диаметр стержня", в то время как для гвоздей с плоской головкой нормируется "Диаметр стержня".
- п.84 "Кронштейны чугунные ГОСТ 1153" - Состав комплекта: Два кронштейна, четыре или шесть стальных кадмированных шурупов или оцинкованных шурупов, 8х70; 6х70 по ГОСТ 1144, прокладки, есть или нет два регулировочных винта с прокладками.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования по п.84 "Кронштейны чугунные ГОСТ 1153", так как отсутствует единица измерения для шурупов, что может вводить участников закупки в заблуждение.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные требования установлены в соответствии с п.2.7 ГОСТ 1153 "Кронштейны для умывальников и моек. Технические условия" Кронштейны должны поставляться потребителю комплектно. В состав комплекта открытых чугунных кронштейнов входят: два кронштейна, четыре или шесть стальных кадмированных или оцинкованных шурупов 8 х 70 или 6 х 70 по ГОСТ 1144 и прокладки. В комплект скрытых кронштейнов дополнительно входят два регулировочных винта с прокладками, таким образом установлены требования по п.84 "Кронштейны чугунные ГОСТ 1153" не противоречат ГОСТ 1153.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседание Комиссии Управления Заявителем не предоставлены, а также в составе жалобы Заявителя отсутствуют документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы, а именно, каким образом вышеуказанные требования к товарам по п..4 "Лак битумный по ГОСТ 5631", п.8 "Цемент гипсоглиноземистый расширяющийся ГОСТ 11052", п.12 "Бязь ГОСТ 29298, ГОСТ 161", п.13 "Спирт этиловый технический ГОСТ 17299", п.16 "Гвозди строительные по ГОСТ 4028-63, ГОСТ 283", п.84 "Кронштейны чугунные ГОСТ 1153", не позволяют подать заявку на участие в аукционе, а также сведений свидетельствующих об ограничении количества участников закупки.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
2. В соответствии с доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены требования по п.19 "Шкурка шлифовальная ГОСТ 6456", п.24 "Эмаль, марка ПФ-115, пентафталевая ГОСТ 6465", которые отсутствуют в расчете начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно Приложении N4 технического задания Заказчиком установлены требования к таким материалам как:
-п.19 "Шкурка шлифовальная ГОСТ 6456",
-п.24 "Эмаль, марка ПФ-115, пентафталевая ГОСТ 6465",
Кроме того, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные товары установлены в соответствии с нормативной документацией, а также сметными расчетами, при этом вышеуказанные материалы присутствуют в сметном расчете, а также учитывались при определении начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено доказательств, подтверждающих, что вышеуказанные материалы отсутствуют в расчете начальной (максимальной) цены контракта, в том числе в части невозможности подачи заявки в соответствии с требованиями аукционной документации.
Таким образом, Комиссия управления приходит к выводу о необоснованности указанных доводов жалобы.
3. На основании доводов жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование о соответствии товаров ГОСТ 2239 "Лампы накаливания общего назначения. Технические условия", так как данный документ утратил силу с 01.01.2008 года.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что товары, соответствующие ГОСТ 2239, имеются в свободном доступе на рынке, что позволяет участникам поставить товары, используемые при оказании услуг, в соответствии с ГОСТ 2239.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Комиссией Управления установлено, что документы подтверждающие обоснованность доводов жалобы в части ограничения количества участников закупки, в составе жалобы отсутствуют. Кроме того Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований к товарам и свидетельствующие об ограничении количества участников закупки
Таким образом Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АЛЬФА ТЕНДЕР" на действия ГБУ МФЦ города Москвы обоснованной в части неправомерных требований к используемым при оказании услуг товарам по п.7 "Замок ГОСТ 5089", п.9 "Проволока стальная низкоуглеродистая оцинкованная ГОСТ 3282", п.92 "Предохранители с плавкой вставкой по ГОСТ Р МЭК 60269-1, ГОСТ IEC 60269-4-1", п.109 "Краски масляные ГОСТ 10503-71", п.130 "Соединители латунные для металлопластиковых труб", п.4 "Лак битумный по ГОСТ 5631".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияли на результат проведения закупки.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель Председателя Комиссии: Е.В. Гридина
Члены Комиссии: И.С. Максимов
М.В. Ермаковой
Максимов И.С. Тел.: (495) 784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25 ноября 2015 г. N 2-57-10648/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.12.2015