Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 24 декабря 2015 г. N 2-57-12224/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Члены Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Бруева,
при участии представителей:
МАИ: Сычева И.А.,
ООО "ФИРМА "НИТА": Ладыгина Ю.Ю.,
рассмотрев жалобу ООО "ФИРМА "НИТА" (далее - Заявитель) на действия МАИ (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на модульный командно-диспетчерский пункт в базовой комплектации, сертифицированный для управления полетами государственной экспериментальной и гражданской авиации (Закупка N 0373100065615000170) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует положения аукционной документации, установленные в нарушение Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/52120 от 22.12.2015, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
1. Согласно доводам жалобы, Заказчиком установлено требование о предоставлении во второй части заявки декларации о принадлежности участника закупки к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям, тогда как ограничения, предусмотренные ч.3 ст.30 Закона о контрактной системе не установлены.
В соответствии с ч.3 ст.30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в ч.1 ст.30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно п.7 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного ч.3 ст.30 Закона о контрактной системе.
В силу ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.3 и ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
На заседании Комиссии Управления установлено, что согласно п.14 "Единые требования к участникам электронного аукциона" информационной карты установлено, следующее: "Декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям", а также в п.16 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению" информационной карты установлено следующее: "декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям".
Представитель Заказчика пояснил, что ограничения, предусмотренные ч.3 ст.30 Закона о контрактной системе, в Извещении о проведении аукциона не установлены, таким образом, предоставление в составе второй части заявки указанной декларации не требуется.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
2. Согласно доводам Заявителя в аукционной документации Заказчиком установлены требования к используемым при оказании услуг товарам, без указания "или эквивалент", а именно п. 1 "Система коммутации речевой связи":
-Лицензия на системное программное обеспечение XP Embeded - 4 шт,
-Лицензия на системное программное обеспечение Win 7 - 1 шт,
-Лицензия на прикладное программное обеспечение "Система обработки команд, кодирования и передачи аудио информации VCC" - 2 шт,
-Лицензия на прикладное программное обеспечение "Система конфигурации и контроля работоспособности комплекса коммутации речевой связи VCM" - 1 шт,
-Лицензия на прикладное программное обеспечение "Многоканальная система приема и передачи аудио информации с генерацией сигналов сигнализации различных типов VCX" - 2 шт.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В п. 1 "Система коммутации речевой связи" раздела 1.2 "Требования к качеству товара, технические и функциональные характеристики товара" установлены следующие требования к используемым при оказании услуг товарам, а именно:
-Лицензия на системное программное обеспечение XP Embeded - 4 шт,
-Лицензия на системное программное обеспечение Win 7 - 1 шт,
-Лицензия на прикладное программное обеспечение "Система обработки команд, кодирования и передачи аудио информации VCC" - 2 шт,
-Лицензия на прикладное программное обеспечение "Система конфигурации и контроля работоспособности комплекса коммутации речевой связи VCM" - 1 шт,
-Лицензия на прикладное программное обеспечение "Многоканальная система приема и передачи аудио информации с генерацией сигналов сигнализации различных типов VCX" - 2 шт, с указанием товарного знака без сопровождения словами "или эквивалент".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные товары не содержат словосочетания "или эквивалент", по причине необходимости обеспечения совместимости с имеющимся оборудованием Заказчика, а также системой, закупка которой осуществляется путем проведения электронного аукциона на поставку многофункциональных интегрированных технических средств спутникового наблюдения, позиционирования, навигации и связи (Закупка N0373100065615000169).
Вместе с тем Комиссией Управления установлено, что из аукционной документации Заказчика не следует необходимость совместимости требуемых лицензий с имеющимся оборудованием Заказчика, а также системой.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком, в нарушение положений п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, установлены требования, влекущие за собой ограничение количества участников закупки.
3. Согласно доводам жалобы Заявителя, в аукционной документации Заказчика установлены противоречивые требования в техническом задании.
Комиссией Управления установлено, что в техническом задании аукционной документации установлено следующее: "6. Подготовка площадки для установки модульных конструкций (фундамент блочный)", а также в разделе 1.2 "Требования к качеству товара, технические и функциональные характеристики товара" установлены следующие требования: "Модуль должен устанавливаться на площадку, подготовленную Заказчиком", что может вводить участников закупки, поскольку Заказчиком установлены противоречивые требования.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционной документации Заказчика составлены в нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, поскольку могут вводить участников закупки в заблуждение и повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
4. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком включены работы которые не учтены при расчете начальной (максимальной) цены контракта, что не позволяет однозначно сформировать свое ценовое предложение на участие в данном аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
На основании доводов жалобы Заявителя в техническом задании аукционной документации предусмотрены работы, которые не учитывались при расчете начальной (максимальной) цены контракта, а именно: "5. Подведение коммуникаций (электрика, интернет, пожарная сигнализация, система климат-контроля, освещение); Подготовка площадки для установки модульных конструкций (фундамент блочный); Благоустройство территории вокруг модульных конструкций", что может повлечь за собой ограничение количества участников, что не позволяет сформировать ценовое предложение для участия в данном аукционе.
Согласно ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч.8 ст.105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
Вместе с тем, представитель Заказчика затруднился пояснить на каком основании установлены вышеуказанные виды работ, предусмотренные техническим заданием, а также затруднились обосновать необходимость включения в документации о закупке вышеуказанные требования.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что отсутствует указание на объем, а также при выполнении каких работ используются данные товары, что нарушает п.1 ч.1 ст.33, п.2 ст.42 Закона о контрактной системе и может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ФИРМА "НИТА" на действия МАИ обоснованной в части установлении требования к используемым при оказании услуг товарам, без указания "или эквивалент", а также установлении противоречивых требований в техническом задании.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений п.1 ч.1 ст.33, п.2 ст.42, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
р
Заместитель Председателя Комиссии Е.В. Гридина
Член Комиссии И.С. Максимов
Д.С. Бруев
исп. Максимов И.С. тел. 8-495-784-75-05, доб. 189
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 24 декабря 2015 г. N 2-57-12224/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2016