Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 10 декабря 2015 г. N 2-57-12287/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
Ведущего специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок Т.В. Попенко,
при участии представителей:
ГБУЗ "ГП N 195 ДЗМ": И.И. Шевченко, И.К. Илькина,
Департамента города Москвы по конкурентной политике: В.В. Сахно,
Департамента здравоохранения города Москвы: А.А. Гоморева,
ИП Дмитриевой Н.Н.: Д.А. Воробьева,
рассмотрев жалобу ИП Дмитриевой Н.Н. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГП N 195 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственных контрактов на оказание услуг по гардеробному обслуживанию для медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы (Закупка N0173200001415001194) (далее - Конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении открытого конкурса.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/49497 от 07.12.2015.
В результате рассмотрения жалоб, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в размещении конкурсной документации в нарушение законодательства об осуществлении закупок.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
На основании ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в п. 1.2.4 ч. 11.2 Технического задания конкурсной документации установлено следующее: "Обязанности Гардеробщика: Оказывать помощь по очистке колес от грязи инвалидам, передвигающимся на инвалидных колясках".
Согласно доводам Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено вышеуказанное требование, поскольку согласно Квалификационному справочнику профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, утвержденным Поставлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 N 58/3-102 очистка колес от грязи инвалидам, передвигающимся на инвалидных колясках не является обязанностью гардеробщика, что может ограничивать количество участников закупки.
В силу ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную настоящего Федерального закона. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что данные требования установлены к исполнителям по государственным контрактам (юридическим и физическим лицам), выполняющим работы и услуги, а также пояснил, что с целью эффективной организации работы гардеробов, достижения высокого качества обслуживания, обеспечения сохранности верхней одежды, головных уборов и других личных вещей работников и посетителей учреждения, гардеробное обслуживание включает в себя как прием, хранение и выдача вещей, так и влажная уборка, удаление пятен, пыли, грязи с поверхности гардеробной стойки, с полок, а также необходимый сервис лицам с ограниченными возможностями, что свидетельствует об отсутствии в конкурсных документациях требований к участникам закупки, влекущих ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено доказательств и сведений, подтверждающих обоснованность довода жалобы, и свидетельствующих об ограничении количества участников закупки, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм законодательства об осуществлении закупок.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
2. Заявитель обжалует установление в конкурсной документации неправомерного порядка оценки заявок по нестоимостному критерию оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Согласно п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно п. 25 Правил оценки показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Согласно п. 11 Правил оценки для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с п. 29 Правил оценки для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в соответствии с п. 10 Правил оценки в отношении нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" в документации о закупке Заказчиком предусмотрены показатели "описание порядка оказания услуг по гардеробному обслуживанию" и "Информация по мероприятиям, обеспечивающим повышение качества оказания услуг по гардеробному обслуживанию".
Комиссия оценивает предложение участника конкурса в отношении объекта закупки по описанию порядка оказания услуг по гардеробному обслуживанию в учреждении, по информации по мероприятиям, обеспечивающим повышение качества оказания услуг по гардеробному обслуживанию, в том числе комиссия оценивает предложение в отношении закупки на соответствие:
- содержания предложения участника закупки объекту закупки;
- достоверности представленной участником закупки информации.
Баллы по показателю "описание порядка оказания услуг по гардеробному обслуживанию" выставляются следующим образом: Предложение участника закупки по порядку оказания услуг по гардеробному обслуживанию в учреждении оценивается от 0 до 100 баллов.
Количество баллов, присваиваемых Комиссией каждой заявке, устанавливается исходя из следующей шкалы предельных величин значимости показателей оценки:
- Оценка в 0 баллов (минимальная оценка) по показателю присваивается заявке участника, в составе которой не представлено описание порядка оказания услуг по гардеробному обслуживанию.
- Оценка в 10 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлено описание не по всему комплексу оказываемых услуг по гардеробному обслуживанию в учреждении и без учёта специфики оказания услуг в учреждениях здравоохранения в отношении объекта закупки;
- Оценка в 25 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлено описание не по всему комплексу оказываемых услуг по гардеробному обслуживанию в учреждении и с учётом специфики оказания услуг в учреждениях здравоохранения в отношении объекта закупки;
- Оценка в 50 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлено описание по всему комплексу оказываемых услуг по гардеробному обслуживанию и без учёта специфики оказания услуг в учреждении здравоохранения в отношении объекта закупки;
- Оценка в 100 баллов (максимальная оценка) по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлено описание по всему комплексу оказываемых услуг и с учётом специфики оказания услуг в учреждении здравоохранения в отношении объекта закупки.
Баллы по показателю "Информация по мероприятиям, обеспечивающим повышение качества оказания услуг по гардеробному обслуживанию" выставляются следующим образом:
Предложение участника закупки по мероприятиям, обеспечивающим повышение качества оказания услуг по гардеробному обслуживанию оценивается от 0 до 100 баллов.
Количество баллов, присваиваемых Комиссией каждой заявке, устанавливается исходя из следующей шкалы предельных величин значимости показателей оценки:
- Оценка в 0 баллов (минимальная оценка) по показателю присваивается заявке участника, в составе которой не представлена информация по мероприятиям, обеспечивающим повышение качества оказания услуг по гардеробному обслуживанию.
- Оценка в 10 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлена информация по мероприятиям, обеспечивающим повышение качества оказания услуг по гардеробному обслуживанию не по всему комплексу оказываемых услуг и без учёта специфики оказания услуг в учреждении здравоохранения в отношении объекта закупки;
- Оценка в 25 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлена информация по мероприятиям, обеспечивающим повышение качества оказания услуг по гардеробному обслуживанию не по всему комплексу оказываемых услуг и с учётом специфики оказания услуг в учреждении здравоохранения в отношении объекта закупки;
- Оценка в 50 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлена информация по мероприятиям, обеспечивающим повышение качества оказания услуг по гардеробному обслуживанию по всему комплексу оказываемых услуг и без учёта специфики оказания услуг в учреждении здравоохранения в отношении объекта закупки;
- Оценка в 100 баллов (максимальная оценка) по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлена информация по мероприятиям, обеспечивающим повышение качества оказания услуг по гардеробному обслуживанию по всему комплексу оказываемых услуг и с учётом специфики оказания услуг в учреждении здравоохранения в отношении объекта закупки.
По мнению Заявителя жалобы, из установленного в конкурсных документациях вышеуказанного порядка оценки участникам закупки не представляется возможным определить перечень документов, необходимых для представления в составе конкурсной заявки.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что предметом конкурсов является оказание услуг по гардеробному обслуживанию для медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы, при этом, в п. 8, п. 9, п. 11 Технического задания конкурсных документации подробно описан комплекс оказываемых услуг и видов услуг. Таким образом, для получения максимального балла, в частности, по показателю "описание порядка оказания услуг по гардеробному обслуживанию" участникам закупки необходимо представить описание по всему комплексу оказываемых услуг с учетом специфики в отношении объекта закупки.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, Заявителем жалобы не предоставлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода жалобы, а также документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанного порядка оценки по показателям нестоимостного критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
3. Согласно доводам Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование к товарам, используемым при оказании услуг товарам.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, в силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в п. 8 технического задания конкурсной документации указаны два вида услуг по гардеробному обслуживанию, а именно хранение предметов верхней одежды и ежедневная влажная уборка помещения гардероба. При этом, в п. 9.4 Технического задания установлено: "Перечень дезинфицирующих средств должен быть согласован с Заказчиком". При этом в конкурсной документации отсутствуют максимальные и (или) минимальные значения показателей дезинфицирующих средств, используемых при оказании услуг, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено вышеуказанное требование, поскольку Заказчиком не установлены максимальные и (или) минимальные значения показателей товаров, используемых при оказании услуг, а также значения показателей, которые не могут изменяться, что не позволяет участникам закупки предоставить соответствующий перечень дезинфицирующих средств и получить согласование Заказчика, а также вышеуказанное требование не позволяет определить объем используемых при оказании услуг товаров, что может ограничить количество участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком в нарушение п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 42 Закона о контрактной системе не установлены максимальные и (или) минимальные значения показателей дезинфицирующих средств, используемых при оказании услуг, а также значения показателей, которые не могут изменяться, а также не установлен объем используемых при оказании услуг дезинфицирующих средств.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП Дмитриевой Н.Н. на действия ГБУЗ "ГП N 195 ДЗМ" обоснованной в части установления требования о согласовании перечня дезинфицирующих средств с Заказчиком, не позволяющего определить объем используемых при оказании услуг товаров, а также в части отсутствия максимальные и (или) минимальные значения показателей дезинфицирующих средств, используемых при оказании услуг, а также значения показателей, которые не могут изменяться .
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 33, п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок не выдавать, поскольку предписание выдано по результатам рассмотрения жалобы ООО "Менаше" по делу N 2-57-11342/77-15 от 08.12.2015.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии Е.В. Гридина
Члены Комиссии С.И. Казарин
Т.В. Попенко
Исп. С.И. Казарин.
8-495-784-75-05, доб. 182
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 10 декабря 2015 г. N 2-57-12287/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.12.2015