Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25 ноября 2015 г. N 2-57-10620/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Т.А.Логиновой,
Членов комиссии:
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У.Несиева,
Специалиста 1 разряда отдела обжалования государственных закупок А.Г.Абегяна,
при участии представителей:
ГБУ "ЦГА Москвы": Баранцевич К.М., Никитина В.Е.,
ООО "CТРОЙ-СИТИ": Иванова Д.С.,
рассмотрев жалобу ООО "CТРОЙ-СИТИ" (далее - Заявитель) на действия ГБУ "ЦГА Москвы" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому и эксплуатационному обслуживанию зданий и помещений, принадлежащих ГБУ "ЦГА Москвы" (Закупки N 0373200608715000019) (далее - Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном установлении требований в аукционной документации, которые, по мнению Заявителя, влекут за собой ограничение количества участников закупки.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России N МГ/47218 от 24.11.2015.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном установлении в аукционной документации требований к товарам, которые, по мнению Заявителя, влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В силу п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с - Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно доводам жалобы, Заказчиком установлены требования к товарам, необходимым при оказании услуг, в нарушение норм Закона о контрактной системе, поскольку:
1) в требованиях к товару "Ацетилен технический" в Форме 2 Заказчиком указано: "Возможные сорта I-II", при этом, согласно инструкции: "Символы "многоточие", "тире" установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, не включая крайние значения";
2) в требованиях к товару "Краски масляные" в Форме 2, Заказчиком указано: "Марка краски сурик железный или мумия или охра", "Цвет пленки краски: Должен находиться в пределах допускаемых отклонений, установленных контрольными образцами цвета". Согласно ГОСТ 10503-71 "Краски масляные, готовые к применению. Технические условия" для данных марок краски параметр "Цвет пленки краски" имеет значение "Контрольные образцы цвета", требованию Аукционной документации "Должен находиться в пределах допускаемых отклонений, установленных контрольными" соответствуют только краски цветные;
3) в требованиях к товару "Краски масляные" в Форме 2, Заказчиком указано "Условная светостойкость пленки более 2 или не нормируется". Однако ГОСТ 10503-71 "Краски масляные, готовые к применению. Технические условия" не регламентирует такие параметры, как "Условная светостойкость пленки".
4) в требованиях к товару "Кронштейны" в Форме 2, Заказчиком указано: "Диапазон толщины не более 500 мкм", что не позволяет определить соответствие закупаемых товаров требованиям Заказчика;
5) в требованиях к товару "Кузбасслак" в Форме 2 Заказчиком указано "Стойкость пленки к статическому воздействию воды при 20_2° до 48 час". Согласно ГОСТ 5631-79 "Лак БТ-577 и Краска БТ-177. Технические условия" стойкость пленки к статическому воздействию воды при 20_2°С составляет не менее 48 часов, вместе с тем согласно инструкции по заполнению заявки: "В случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель (-и) из данного диапазона не включая крайние значения";
6) в требованиях к товару "Смеси бетонные" в Форме 2 Заказчиком указано "Требования сульфатостойкому и/или пуццолановому цементу (при использовании данных вяжущих): Марка цемента 300 - 500". Согласно инструкции по заполнению заяки "Символы "многоточие", "тире" установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, не включая крайние значения". Таким образом участнику закупки не предоставляется возможным указать марку в виде диапазона числовых значений, т.к. с учетом положений ГОСТ 22266-94 "Цементы сульфатостойкие. Технические условия" единственным значением является значение "марка 400", что не соответствует требованиям инструкции по заполнению заявки.
7) к товару "Смеси бетонные" при описании характеристик, Заказчик предъявляет требования не к самому товару "Смесям бетонным", а к товарам, из которого произведен товар: "Вид вяжущих для смеси бетонной ШПЦ / ССШПЦ / ПуццПЦ / ПЦ-Д0 / ПЦ-Д5 / ССПЦ-Д0 /ПЦ-Д20 / ССПЦ-Д20", "Тип вяжущего: портландцемент и пуццолановый цемент; сульфатостойкий цемент; шлакопортландцемент", "Требования к портландцементу и шлакопортландцементу (при использовании шлакопортландцемента)", "Марка по прочности при сжатии в 28-суточном возрасте не менее 300", "Активные минеральные добавки, всего до 80", "Активные минеральные добавки: доменные гранулированные и электротермофосфорные шлаки, менее до 80", "Предел прочности, при изгибе в возрасте, 28 сут., более 4,4", так же установлены требования к "Щебеню", "сульфатостойкаму портландцементу", "шлакопортланцементу", "пуццолановому портландцементу". Характеристики "портландцемента, щебеня, сульфатостойкого портландцемента, шлакопортланцемента, пуццоланового портландцемента" являются излишними и необъективными, поскольку товаром необходимым для выполнения работ, является товар "смеси бетонные".
8) в требованиях к товару "Смеси бетонные" в Форме 2, Заказчиком указано "Вид вяжущих для смеси бетонной ШПЦ / ССШПЦ / ПуццПЦ / ПЦ-Д0 / ПЦ-Д5 / ССПЦ-Д0 / ПЦ-Д20 / ССПЦ-Д20", "обозначения максимального содержания добавок в портландцементе Д0-5", "Активные минеральные добавки, всего до 80". Вместе с тем, согласно п. 1.4 ГОСТ 10178-85 "Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия" виду вяжущих ПЦ-20 соответствует обозначение максимального содержания добавок в портландцементе Д 20.
Вышеуказанное свидетельствует об установлении требования таким образом, что они могут вводить участников закупки в заблуждение.
9) в требованиях к товару "Смеси бетонные" в Форме 2 Заказчиком указано "обозначения максимального содержания добавок в портландцементе Д0-5", согласно п. 1.4. ГОСТ 10178-85 "Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия" данная характеристика имеет значение Д0 или Д5, как следствие, участником закупки не представлется возможным указать значения в заявки 1 или 2 или 3, которое соответствует минимальным и (или) максимальным показателям установленным в Аукционной документации, при этом не соответствует ГОСТ 10178-85 "Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия";
10) в требованиях к товару "Смеси бетонные" в Форме 2 Заказчиком указано "Марка по удобоукладываемости бетонной смеси более 2". При этом установлено требование о соответствии товара ГОСТ 7473-2010 "Смеси бетонные. Технические условия", ГОСТ 26633-91 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия", положения которого не регламентируют значение данной характеристики;
11) в требованиях к товару "Растворы строительные" в Форме 2, Заказчиком указано в графе требуемое значение "т; пуццолановый портландцемент", при этом графа требуемый параметр не содержит требований, что свидетельствует о неустановлении Заказчиком требований в соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе;
12) в требованиях к товару "Растворы строительные" в Форме 2 Заказчик предъявляет требования не к самим "Растворам строительным", а к материалу из которого был произведен товар, то есть к сырью: "включая глиеж 5/до 10/до 20", "марка 300-600", "при изгибе в возрасте 3 суток/28 суток 3,4/35 - 6,4/65", что свидетельствует о неустановлении Заказчиком требований в соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе;
13) в требованиях к товару "Растворы строительные" в Форме 2, Заказчиком указано "Морозостойкость F100-F200". Согласно ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия" Марки по морозостойкости могут быть F100, F150, F200. Согласно инструкции по заполнению заявки: "Символы "многоточие", "тире" установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, не включая крайние значения", невозможно указать морозостойкость в виде диапазона числовых значений, т.к. между F100 и F200 только одна марка. Таким образом участнику закупки не предоставляется возможным указать марку в виде диапазона, т.к. с учетом положений ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия" единственным значением является значение F100 и F200, что не соответствует требованиям инструкции по заполнению заявки.
14) в требованиях к товару "Гвозди п. 55" в Форме 2, Заказчиком, указано: "Диаметр стержня >1.6", "Длина гвоздя <36". Согласно ГОСТ 4028 вышеуказанным требованиям соответствуют гвозди с диаметром стержня 1,8; 2; 2,5; 3 и т.д., однако совокупность требований "Длина гвоздя <36" соответствуют исключительно гвозди с диаметром стержня 1,8.
15) в требованиях к товарам в Форме 2, Заказчиком, указано: "Массовая доля пленкообразующего вещества, не менее 27", "Предел прочности, при изгибе в возрасте, 28 сут., более 4,4", "Предел прочности, при сжатии в возрасте, 28 сут., более 29,4". Заказчик данными требованиями вводит в заблуждение участников закупки поскольку Заказчик включил слова и фразы: "менее", "более" в графу "Требуемый параметр", что может препятствовать определению минимальных и (или) максимальных показателей товаров.
16) Заказчиком в Приложении к Техническому заданию, установлены требования, к таким характеристикам как: "Расход", "Длина ленты". Согласно доводам Заявителя значения данных показателей не относятся к объекту закупки, поскольку не влияют на качество выполняемых работ.
Кроме того, в силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить, в соответствии с какими техническими регламентами, стандартами и иными нормативным документам, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании установлены требования к вышеуказанным товарам, а также затруднился обосновать необходимость установления вышеуказанных требований.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционной документации, в том числе требования инструкции по заполнению заявки составлены таким образом, что вводят в заблуждение участников закупки и могут препятствовать корректному формированию заявки на участие в электронном аукционе.В связи с чем в действиях Заказчика выявлены нарушения положений п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе может повлечь ограничение количества участников закупки.
2. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в предоставлении Заказчиком разъяснений положений аукционной документации, которые изменяют суть, и могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Как следует из положений ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно доводам жалобы Заказчику направлен запрос по п. "Узлы трубопроводов", в графе Требуемый параметр указано "Сталь", в графе Требуемое указано значение "Трубы должны быть", однако далее графа требуемый параметр не содержит никаких требований, а в требуемом значении "изготовлены из сталей по ГОСТ 380-2005". В свою очередь Заказчиком опубликованы "Разъяснение положений документации об электронном аукционе от 16.11.2015 NРД1", в котором указано: "Должно быть: Требуемый параметр "Сталь", а требуемое значение "Трубы должны быть изготовлены из сталей по ГОСТ 380-2005".
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные разъяснения опубликованы в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закон о конкратной системе, поскольку могут вводить в заблуждение участников закупки, и могут повлечь к ограничению количества участников закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления.
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "CТРОЙ-СИТИ" на действия ГБУ "ЦГА Москвы" обоснованной.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику, Аукционной Комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии Т.А.Логинова
Члены Комиссии З.У. Несиев
А.Г. Абегян
Исп. Несиев З.У.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25 ноября 2015 г. N 2-57-10620/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.12.2015