Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 2 декабря 2015 г. N 2-57-10924/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - Зместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Гордуз А.В.,
Члены комиссии:
Ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Максимова И.С,
Специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Кондратьевой А.О.,
при участии представителей:
ГБУЗ города Москвы "Психиатрическая клиническая больница N 15 Департамента здравоохранения города Москвы" - Широкова А.Ю., Никитина В.Ф., Косенковой О.Г.,
ООО "Ригель" - Косенкова К.М.,
рассмотрев жалобу ООО "Ригель" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ города Москвы "Психиатрическая клиническая больница N 15 Департамента здравоохранения города Москвы" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку кондиционеров (Закупка N0373200026315000138) (далее - Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
На заседание Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 26.11.2015 N МГ/47810 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам Заявителя в техническом задании аукционной документации Заказчиком неправомерно установлены требования к товарам, которые отсутствуют в сметном расчете.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в аукционной документации установлены характеристики товаров, необходимых для использования при поставке кондиционеров, в частности, для таких товаров как "Комплект кронштейнов", "Помпа дренажная", "Электроизоляционный материал", "Ацетон чистый", "Олифа натуральная", "Кабель коммутационный силовой", "Краска масляная густотертая", "Болт", "Гайка", "Шайба", "Припой", "Ветошь", "Краска акриловая", "Растворитель", "Герметик", "Спирт технический", "Пена монтажная", "Краски масляные", "Дюбель", "Болты с гайками и шайбами", "Пропан-бутан", "Кислород технический", "Клипсы для крепления изоляции", "Ацетилен", "Очиститель - Разбавитель", "Очиститель на основе этилацетата".
В соответствии с п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги.
Комиссией Управления установлено, что в аукционной документации присутствует обоснование начальной (максимальной) цены контракта, сформированное методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в составе аукционной документации также представлен сметный расчет, составленный в соответствии со Сборником стоимостных нормативов (СН-2012). Метод сопоставимых рыночных цен использован для четырех видов кондиционеров и для их монтажа. Требование на проведение работ по монтажу кондиционеров отражено в Техническом задании аукционной документации, а именно "при проведении монтажных работ в помещениях Поставщик использует пылесос и защитные чехлы. При проведении работ Поставщик обязан загерметизировать все отверстия в строительных конструкциях, восстановить лакокрасочные покрытия, загерметизировать стыки между кабель-каналами. В случаи если монтаж сплит-системы попадает на места установки неиспользуемых метало-конструкций, произвести их ручной демонтаж, или резку используя ацетиленовую смесь либо смесь пропан-бутан с кислородом. А также выполнить при необходимости доработку поставляемых кронштейнов под размеры и форму необходимую для монтажа внешних блоков. Работы по установке, подключению электропитания и наладке оборудования выполняются материалами и техническими средствами Поставщика и включаются в стоимость установки, которая подразделяется в соответствии с мощностями кондиционера по охлаждению. Цена контракта включает в себя: стоимость товара, стоимость расходных материалов, транспортные расходы, стоимость погрузочно-разгрузочных работ, расходы по установке и пуско- наладочным работам, заправка и диагностика, накладные расходы, сопутствующие работы (разборка, сборка подвесного потолка, заделка отверстий и т.д.), расходы по уборке упаковочной тары и строительного мусора, накапливаемого в процессе монтажных работ, а также налоги и другие обязательные платежи, установленные законодательством РФ, в том числе страхование, уплата таможенных пошлин, налогов, сборов. В стоимость работ также включены перестановка мебели при выполнении работ, материалы для укрытия техники и необрабатываемых поверхностей, уборка и вывоз мусора".
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявителем на заседании Комиссии Управления в соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе не представлены документы и сведения, подтверждающие довод жалобы и каким образом вышеуказанные требования не позволяют подготовить заявку на участие в Аукционе, а также, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Кроме того, на заседании Комиссии Управления установлено, что на участие в вышеуказанном аукционе подано 4 заявки, что также свидетельствует о возможности сформировать ценовое предложение и об отсутствии ограничений количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в нарушении формирования начальной (максимальной) цены контракта, а именно, применение проектно-сметного метода, а также метода сопоставимых рыночных цен.
Комиссией Управления установлено, что в составе аукционной документации присутствует обоснование начальной (максимальной) цены контракта, представленное в виде метода сопоставимых рыночных цен, а также проектно-сметного метода.
Согласно ч. 3 ч. 8 ст.99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного ч.10 ст.99 Закона о контрактной системе) в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.
В соответствии с п.2 ч.9 ст.99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с ч.8 ст.99 Закона о контрактной системе осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.
Таким образом, рассмотрение жалобы участника закупки на предмет неправомерности формирования начальной (максимальной) цены контракта не относится к компетенции Московского УФАС России.
3. По мнению Заявителя, Заказчиком даны разъяснения положений аукционной документации, которые изменяют суть аукционной документации.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Как следует из положений ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Согласно доводам Заявителя, Заказчику поступил запрос 16.11.2015: "На основании каких нормативных документов Вы используете при закупке товаров смету, как способ определения начальной максимальной цены контракта? На основании каких нормативных документов Вы устанавливаете требования к материалам не являющимися объектом закупки?". Заказчиком дан ответ на данный запрос 16.11.2015, в котором Заказчик поясняет следующее: "Будут внесены изменения".
Также, согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчику поступил запрос 19.11.2015: "В файле с именем "Ф2 кондиционеры (1).pdf" присутствует материал: 20. Ацетон чистый, который не является объектом закупки, следовательно неправомерно устанавливать требования к данному товару". Заказчиком дан ответ на данный запрос 23.11.2015, в котором Заказчик поясняет следующее: "Ацетон технический применяется в качестве растворителя нитролаков, нитроэмалей и обезжиривания поверхностей или изделий используемых в промышленности и в быту, а так же может быть использован как очиститель от монтажной пены. Если Участник может обойтись без данного растворителя, то заполнение характеристик на Ацетон технический не обязательно".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные разъяснения положений аукционной документации Заказчика изменяют суть аукционной документации, что может вводить в заблуждение участников закупки и препятствовать корректному формированию заявки на участие в электронном аукционе, что в нарушение положений ч. 4, 5 ст. 65 Закона о контрактной системе влечет ограничение количества участников закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 11.19.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Ригель" на действия ГБУЗ города Москвы "Психиатрическая клиническая больница N 15 Департамента здравоохранения города Москвы" обоснованной в части нарушения порядка разъяснений положений аукционной документации.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений ч. 4, 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела в Главное контрольное управление г. Москвы в части обжалования Заявителем жалобы неправомерного обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
4. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя Комиссии: А.В. Гордуз
Члены Комиссии: А.О. Кондратьева
И.С. Максимов
исп. Кондратьева А. О. (495) 784-75-05 доб. 186
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 2 декабря 2015 г. N 2-57-10924/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.12.2015