Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 30 декабря 2015 г. N 2-57-12655/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Гридиной Е.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Максимова И.С.,
ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Орехова Д.А.,
при участии представителя ООО "Фауна Плюс": Иванчикова Е.А.,
при участии представителей ГБУ города Москвы "Автомобильные дороги Юго-Восточного административного округа": Жегловой С.Н.,
при участии представителя Филиала ГКУ города Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Юго-Восточного административного округа": Зайцевой Ю.В.,
рассмотрев жалобу ООО "Фауна Плюс" (далее - Заявитель) на действия ГБУ города Москвы "Автомобильные дороги Юго-Восточного административного округа" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по вывозу и утилизации мусора, образуемого при сносе строений и сооружений, расположенных на территории районов ЮВАО г. Москвы в 2016 году (Закупка N0873200000415000947) (далее - Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в размещении аукционной документации, не соответствующей требованиям законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 28.12.2015 N11/53347 документы и сведения.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлены требования к товарам "Олифа Натуральная", "Растворы строительные", "Электроды", "Эмаль ПФ-115", "Эмаль масляно-стирольная", поскольку данные товары не относятся к предмету закупки.
На основании п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
На заседании Комиссии Управления установлено, что предметом закупки является оказание услуг по вывозу и утилизации мусора, образуемого при сносе строений и сооружений, расположенных на территории районов ЮВАО г. Москвы в 2016 году.
В силу ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную частью 8 статьи 105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость включения в документацию о закупке на оказание услуг по вывозу и утилизации мусора требований к вышеуказанным товарам.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе при установлении требований к товарам "Олифа Натуральная", "Растворы строительные", "Электроды", "Эмаль ПФ-115", "Эмаль масляно-стирольная", не относящихся к предмету закупки, что может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
2. В своей жалобе Заявитель указывает на размещение в составе аукционной документации инструкции по заполнению заявки, не соответствующей типовой инструкции, принятой Межведомственной рабочей группой по проверке обоснованности заявленных потребностей с начальной (максимальной) цены контракта от 100 млн. рублей, в частности, таблица, содержащая требования к характеристикам используемых товаров, приведена без разграничения граф, предназначенных для заполнения участником закупки.
На основании ч.2 ст.65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в частности, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе размещена в составе Приложения N3 к техническому заданию, п.3.1.3 Положения о системе закупок города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 24.02.2012 N67-ПП "О системе закупок города Москвы", Межведомственной рабочей группой по проверке обоснованности заявленных потребностей с начальной (максимальной) цены контракта от 100 млн. рублей 14.07.2015 утверждена типовая инструкция по заполнению участниками закупок формы со сведениями о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иными сведениями о товаре, представление которых предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме (далее - Форма), согласованная с управлением Федеральной антимонопольной службы по г. Москве и Главным контрольным управлением города Москвы.
Комиссией Управления установлено, что начальная (максимальная) цена контракта данного аукциона составляет 9 895 052,50 р.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе размещена в составе Приложения N3 к аукционной документации, что не противоречит п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
При этом, Комиссией Управления установлено, что размещенная Заказчиком на официальном сайте аукционная документация, не создает препятствий для ознакомления, осуществления поиска и копирования отдельных фрагментов текста, что не противоречит ч. 2 ст. 65 Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя в Приложении N3 к аукционной документации установлены требования о соответствии товаров требованиям ГОСТ, при этом не указано каким ГОСТ должны соответствовать конкретные товары, которые необходимо использовать при выполнении работ, что, по мнению Заявителя, не позволяет участникам закупки корректно заполнить заявки на участие в аукционах.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность данных доводов жалобы Заявителя, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок при включении в инструкцию по заполнению заявки вышеуказанных положений и установления требования о соответствии товаров, применяемых при оказании услуг ГОСТ без указания каким ГОСТ должны соответствовать конкретные товары.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалобы Заявителя.
3. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документации установлены неправомерные требования к товарам, используемым при оказании услуг, предусмотренных техническим заданием аукционной документации.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в частности, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
На основании ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации требований к товарам таким образом, что положения инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе препятствуют формированию заявки на участие в аукционе:
- в п. "Эмаль ПФ-115" установлено требование "Расход эмали на однослойное покрытие: не должен быть Более 180 г/м2", что, по мнению Заявителя, является неправомерным требованием с учетом следующих положений инструкции по заполнению заявки: "Расход материалов необходимо указывать диапазонным значением", "Слова "не более" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения или равный ему";
- в п. "Эмаль масляно-стирольная" установлено требование "Условная вязкость при температуре (20 _ 0,5) °С по вискозиметру типа ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм: должна быть не Менее 35 с", что, по мнению Заявителя, является неправомерным требованием с учетом следующих положений инструкции по заполнению заявки: "Условную вязкость необходимо указывать диапазонным значением", "Слова "не менее" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения или равный ему";
- в. "Эмульсии дорожные, битумные" установлено требование "Условная вязкость при 20 °С: не должна быть Менее 8 с", что, по мнению Заявителя, является неправомерным требованием с учетом следующих положений инструкции по заполнению заявки: "Условную вязкость необходимо указывать диапазонным значением", "Слова "не менее" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения или равный ему".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционной документации Заказчика к товарам "Эмаль ПФ-115", "Эмаль масляно-стирольная", "Эмульсии дорожные, битумные" составлены таким образом, что с учетом положений инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе вводят в заблуждение участников закупки и препятствовать корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значения показателей и показателей, значения которых не могут изменяться, при формировании заявки на участие в электронном аукционе и в нарушение положений п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, п. 1, 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе может повлечь ограничение количества участников закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Фауна Плюс" на действия ГБУ города Москвы "Автомобильные дороги Юго-Восточного административного округа" обоснованной в части неправомерного установления требований к товарам "Олифа Натуральная", "Растворы строительные", "Электроды", "Эмаль ПФ-115", "Эмаль масляно-стирольная", а также установления неправомерных требований к товарам "Эмаль ПФ-115", "Эмаль масляно-стирольная", "Эмульсии дорожные, битумные".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя Комиссии: Е.В. Гридина
Члены Комиссии: И.С. Максимов
Д.А. Орехов
Исп. Орехов Д.А.
(495) 784-75-05 (192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 30 декабря 2015 г. N 2-57-12655/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2016