Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 4 декабря 2015 г. N 2-57-11137/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Логиновой Т.А.,
Членов комиссии:
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Несиева З.У.,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок Скаковского В.В.,
при участии представителей:
ГКУЗ ПТО КРиС ДЗМ: Е.С. Латышевой, О.Д. Ищенко,
Департамента города Москвы по конкурентной политике: Д.Ф. Гильмановой,
в отсутствие представителей ООО "МКТЕНДЕР", о времени и месте заседания Комиссии уведомлены письмом Московского УФАС России исх. NМГ/48472 от 01.12.2015,
рассмотрев жалобу ООО "МКТЕНДЕР" (далее - Заявитель) на действия ГКУЗ ПТО КРиС ДЗМ (далее - Заказчик) при проведении электронных аукционов на право заключения государственных контрактов на выполнение работ (Закупки NN0373200053815000248, 0373200053815000250, 0373200053815000257, 0173200001415000906) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанных электронных аукционов.
Заявитель обжалует положения аукционных документаций, установленные в нарушение Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от исх.NМГ/48742 от 01.12.2015 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Заявитель жалобы обжалует положения аукционных документаций Заказчика в части дополнительных обязанностей для участников закупки о замене обеспечений контрактов в п.9.2.9 проектов государственных контрактов, что может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно п.9.2.9 проектов государственных контрактов в случае если по каким-либо причинам обеспечение исполнения Контракта перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Генподрядчиком его обязательств по Контракту, соответствующий Генподрядчик обязуется в течение 10 (десяти) банковских дней с момента, когда соответствующее обеспечение исполнения обязательств по Контракту перестало действовать предоставить Государственному Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение Контракта на тех же условиях и в том же размере, которые указаны в настоящей статье Контракта.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно 9.2.2 проектов государственных контрактов обеспечение исполнения Контракта предоставляется на весь объем предусмотренных Контрактом обязательств, за исключением обеспечения обязательств по предоставлению гарантии качества на выполненные работы. По словам представителя Заказчика, положения п.9.2.2 проектов государственных контрактов установлены с целью действия банковских гаранти на протяжении всего периода исполнения государственных контрактов, и данные положения не устанавливают дополнительных обязанностей для участников закупки.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления, а также в составе жалобы не представлено документов, подтверждающих обоснованность вышеуказанного довода жалобы, а также документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
2. Согласно довода жалобы Заявителя, в аукционных документациях установлены избыточные и нестандартные требования к товарам, что вводит участников в закупки в заблуждние и является необъективным описанием объекта закупки, а именно в Приложениях N5 к техническим заданиям аукционных документаций установлены перечни государственных стандартов и иных нормативных документов. Также, согласно доводам жалобы Заявителя, в аукционных документациях отсутствует обоснование требований к конкретным характеристикам товаров, используемых при выполнении работ по предметам закупок.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования к характеристикам товаров, указанных в Приложении N5 к техническим заданиям аукционных документаций, установлены в соответствии с государственными стандартами, и соответствие сведений заявок участников закупок установленным стандартам и нормативным документам необходимо для идентификации Заказчиком товаров, предлагаемых к использованию при выполнении работ участниками закупок.
Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что требования к конкретным характеристикам товаров, используемых при выполнении работ по предметам закупок установлены в соответствии с государственными стандартами и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Также, Заявитель жалобы обжалует отсутствие в составе аукционных документаций порядка оплаты товаров, указанных в Приложениях N5 к техническим заданиям аукционных документаций.
Согласно ч.13 ст.34 если контракт заключается на срок более чем три года и цена контракта составляет более чем сто миллионов рублей, контракт должен включать в себя график исполнения контракта.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что предметом данных закупок является выполнение строительно-монтажных работ, и работы принимаются по актам КС-2 и КС-3, следовательно, оплата работ производится по факту выполнения работ, а не поставки товаров, используемых при выполнении работ.
3. Заявитель жалобы обжалует неправомерное наличие требований к товарам, использование которых при выполнении работам по предметам данных закупок не предполагается, а именно к следующим товарам:
- по электронному аукциону N0373200053815000250: п.1 "Мастика герметизирующая", п.3 "Олифа", п.4 "Краска" Приложения N5 к техническому заданию аукционной документации;
- по электронному аукциону N0373200053815000257: п.3 "Олифа", п.5 "Шайбы к высокопрочны м болтам", п.6 "Шурупы", п.7 "Шайбы бронзовые пружинные" Приложения N5 к техническому заданию аукционной документации;
- по электронному аукциону N0373200053815000248: п.7 "Шурупы", п.8 "Шайбы бронзовые пружинные", п.9 "Гвозди строительные", п.18 "Резина техническая" Приложения N5 к техническому заданию аукционной документации.
В силу ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч. 8 ст. 105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что все товары, требования к которым установлены в Приложениях N5 к техническим заданиям аукционных документаций, являются необходимыми для выполнения работ, и необходимость, объемы применения и стоимость зафиксированы в локальных сметных расчетах, а именно в Приложениях N4 к техническим заданиям аукционных документаций (в подтверждение чего Заказчиком представлены сведения из сметной документации с указанием использования вышеуказанных товаров).
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
4. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком неправомерно установлены следующие требования к товарам:
- по п. "Мастика герметизирующая" Приложений N5 к техническим заданиям аукционных документаций установлены требования "адгезионная прочность" и "содержание нелетучих веществ";
- по п. "Плиты минераловатные" Приложений N5 к техническим заданиям аукционных документаций установлены требования "прочность на сжатие при 10%-ной деформации после сорбционного увлажнения" и "массовая доля нелетучих веществ";
- по п. "Краски водно-дисперсионные" Приложений N5 к техническим заданиям аукционных документаций установлены требования "степень перетира, рН";
- по п. "Олифа" Приложений N5 к техническим заданиям аукционных документаций установлены требования "температура вспышки в закрытом тигле";
- по п. "Щиты из досок" Приложений N5 к техническим заданиям аукционных документаций установлены требования "величина критической поверхностной плотности теплового потока".
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч.8 ст.105 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования "адгезионная прочность" и "содержание нелетучих веществ" п. "Мастика герметизирующая" Приложений N5 к техническим заданиям аукционных документаций установлены в соответствии данными производителей и напрямую влияют на качество сцепления мастики с бетоном, а содержание нелетучих веществ влияет на качество самой мастики.
Кроме того, по словам представителя Заказчика в п. "Плиты минераловатные" Приложений N5 к техническим заданиям аукционных документаций отсутствует параметр "массовая доля нелетучих веществ", а остальные требования к данному товару установлены в соответствии с ГОСТ 22950-95 "Плиты минераловатные повышенной жесткости на синтетическом связующем. Технические условия"; требования "степень перетира, рН" п. "Краски водно-дисперсионные" Приложений N5 к техническим заданиям аукционных документаций установлены в соответствии с ГОСТ 28196-89 "Краски водно-дисперсионные. технические условия", требования "температура вспышки в закрытом тигле" п. "Олифа" Приложений N5 к техническим заданиям аукционных документаций установлены в соответствии с ГОСТ 28196-89.
Также, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования "величина критической поверхностной плотности теплового потока" п. "Щиты из досок" Приложений N5 к техническим заданиям аукционных документаций установлены в соответствии с Федеральным законом N123 от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления установлено, что Заявителем не представлено документов и сведений, в соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактой системе, подтверждающих отсутствие возможности корректного заполнения заявки и наличие препятствий для подачи заявок на участие в Аукционах с учетом требований к товарам по п. "Мастика герметизирующая", п. "Плиты минераловатные", п. "Краски водно-дисперсионные", п. "Олифа", п. "Щиты из досок" Приложений N5 к техническим заданиям аукционных документаций.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности вышеуказанных доводов жалобы.
5. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционных документациях излишних, завышенных характеристик товаров, и использовании нестандартных показателей при описании объекта закупки в Приложениях N5 к техническим заданиям аукционных документаций, в частности по:
- п. "Смола каменноугольная" - "массовая доля веществ, нерастворимых в толуоле (-фракция) в пересчете на безводную смолу каменноугольную", "массовая доля веществ, нерастворимых в хинолине (
1-фракция) в пересчете на безводную смолу каменноугольную";
- п. "Сухие смеси" - "норма подвижности по погружению конуса";
- п. "Доски подоконные" - "сопротивление теплопередаче".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования "норма подвижности по погружению конуса" п. "Сухие смеси" Приложений N5 к техническим заданиям аукционных документаций установлены в соответствии с ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия", а требования "сопротивление теплопередаче" п. "Доски подоконные" Приложений N5 к техническим заданиям аукционных документаций установлены в соответствии с ГОСТ 30673-2013 "Профили поливинилхлоридные для оконных и дверных блоков. Технические условия".
Согласно ст.456 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
Вместе с тем, Комиссией Управления установлено, что ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия" не регламентирует характеристики товара п. "Сухие смеси" Приложений N5 к техническим заданиям аукционных документаций, ГОСТ 30673-2013 "Профили поливинилхлоридные для оконных и дверных блоков. Технические условия" не регламентирует характеристики товара п. "Доски подоконные" Приложений N5 к техническим заданиям аукционных документаций, а представление участниками закупок сведений по параметрам "массовая доля веществ, нерастворимых в толуоле (-фракция) в пересчете на безводную массу", "массовая доля веществ, нерастворимых в хинолине (
1-фракция) в пересчете на безводную массу" п. "Смола каменноугольная" Приложений N5 к техническим заданиям аукционных документаций возможно исключительно после купли-продажи данных товаров.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционных документаций Заказчика к товарам, установленным в п. "Смола каменноугольная", п. "Сухие смеси", п. "Доски подоконные" Приложений N5 к техническим заданиям аукционных документаций составлены таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупки и препятствовать корректному заполнению заявки на участие в электронном аукционе, и установлены в нарушение положений ч. 1 и ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, что также может повлечь ограничение количества участников закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "МКТЕНДЕР" на действия ГКУЗ ПТО КРиС ДЗМ обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам по п. "Смола каменноугольная", п. "Сухие смеси", п. "Доски подоконные" Приложений N5 к техническим заданиям аукционных документаций.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение можт быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии Т.А. Логинова
Члены Комиссии З.У. Несиев
В.В. Скаковский
Исп. Попелышев Н.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 4 декабря 2015 г. N 2-57-11137/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.12.2015