Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 4 декабря 2015 г. N 2-57-11132/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Логиновой Т.А.,
Членов комиссии:
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Несиева З.У.,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок Скаковского В.В.,
при участии представителей:
ФГБУ "ЦКБ с поликлиникой": Ланина П.В., Михалева В.В.,
в отсутствие представителей ООО "Рестор", о времени и месте заседания Комиссии уведомлены письмом Московского УФАС России исх. NМГ/48468 от 01.12.2015,
рассмотрев жалобу ООО "Рестор" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "ЦКБ с поликлиникой" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по уборке внутренних помещений и территории (Закупка N0373100012615000213) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует положения аукционной документации, установленные в нарушение Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от исх.N МГ/48468 от 01.12.2015 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком неправомерно установлены следующие требования к товарам:
- по п.109 "Эмаль ПФ-2134" Приложения N1 к техническому заданию аукционной документации установлено требование "Цвет и внешний вид пленки: белый; светло-розовый; желто-зеленый; оранжево-бежевый, оранжевый, кремовый; светло-желтый, желтый, (пленка полуглянцевая либо глянцевая)", что вводит участников закупки в заблуждение, поскольку в соответствии с Инструкцией по заполнению заявки на участие в Аукционе, знак "запятая" означает перечисление (за исключением случаев указанных в настоящей инструкции), знак препинания "точка с запятой" означает слово "или", при этом отсутствует приоритет знаков "," и ";";
- по п.44 "Изделия санитарно-гигиенического назначения для очищения поверхностей" Приложения N1 к техническому заданию аукционной документации установлено требование "интервал индекса токсичности водной вытяжки от 70 до 120", при этом указана единица измерения - "мг/л", что, по мнению Заявителя, не соответствует Таблице 2 ГОСТ 52354-2005, согласно которой данный параметр измеряется в "%";
- по п.55 "Меламиновая губка" Приложения N1 к техническому заданию аукционной документации установлены требования: "Вещества, входящие в состав средства: Меламин", "массовая доля меламина не менее 99,7%", "массовая доля воды не более 0,2%", "массовая доля железа не более 0,0005%", что, по мнению Заявителя, является избыточным требованием, установленным в нарушение ч.3 ст.33, и вводит участника закупки в заблуждение, поскольку Заказчиком неправомерно установлено требование к составу товара, используемого при выполнении работ по предмету закупки;
- по п.71 "Чистящее средство" Приложения N1 к техническому заданию аукционной документации установлено требование "Массовая доля уксусной кислоты не менее 98 %", что, по мнению Заявителя, является избыточным требованием и вводит участника закупки в заблуждение, поскольку Заказчиком неправомерно установлено требование к составу товара, используемого при выполнении работ по предмету закупки;
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч.8 ст.105 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что заполнение заявки по п.109 "Эмаль ПФ-2134", при наличии в требованиях Заказчика таких знаков препинания, как: "запятая" и "точка с запятой" регламентируется Инструкцией по заполнению заявки на участие в Аукционе, однако, представитель Заказчика затруднился пояснить, в какой части документации установлено положение, регламентирующее приоритет вышеуказанных знаков при их совместном указании в аукционной документации.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить, на основании каких нормативных документов и стандартов и иных сведений установлено вышеуказанное требование по п.44 "Изделия санитарно-гигиенического назначения для очищения поверхностей" Приложения N1 к техническому заданию аукционной документации.
Кроме того, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить, каким образом предполагается использование товаров п.55 "Меламиновая губка" и п.71 "Чистящее средство" Приложения N1 к техническому заданию аукционной документации при выполнении работ по предмету закупки, а также представителем Заказчика не представлено документов и сведений, подтверждающих необходимость использования товаров п.55 "Меламиновая губка" и п.71 "Чистящее средство" Приложения N1 к техническому заданию аукционной документации по предмету закупки на территории Заказчика.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционной документации Заказчика к товарам, установленным в п.109 "Эмаль ПФ-2134", п.44 "Изделия санитарно-гигиенического назначения для очищения поверхностей", п.55 "Меламиновая губка", п.71 "Чистящее средство" Приложения N1 к техническому заданию аукционной документации составлены таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупки и препятствовать корректному заполнению заявки на участие в электронном аукционе, и установлены в нарушение положений ч. 1 и ч. 2 ст. 33, ч. 3 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, что также может повлечь ограничение количества участников закупки.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком неправомерно установлены следующие требования к товарам, а также положения Инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе:
- в п.4 "Краски масляные (тип 1)" Приложения N1 к техническому заданию аукционной документации установлено требование к "Плотность пленки, полученной после высыхания краски 1,4 - 2,5 г/см3", при этом ГОСТ 8292-85 "Краски масляные цветные густотертые. Технические условия" регламентирует параметр "Плотность пленки, полученной после высыхания краски, разведенной олифой до малярной консистенции", что вводит участников закупки в заблуждение;
- в п.57 "Туалетное мыло" Приложения N1 к техническому заданию аукционной документации установлены требования "марка мыла: Д, О, Н, Э" и "Массовая доля содопродуктов в пересчете на Na2O не более 0,22 или отсутствует, %", что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку Заказчиком требуются все вышеуказанные марки мыла, при этом для марки мыла "Н" не регламентируется параметр "Массовая доля содопродуктов в пересчете на Na2O";
- в п.99 "Краска водно-дисперсионные" Приложения N1 к техническому заданию аукционной документации Заказчиком неправомерно установлено требование "Предельно допустимая концентрация этиленгликоля не более 5 мг/м2", что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку согласно Таблице 2 ГОСТ 28196-89 предельно допустимая концентрация этиленгликоля нормируется в воздухе рабочей зоны производственного помещения, в воде водоемов, в атмосфере.
- в п.123 "Натуральная олифа" Приложения N1 к техническому заданию аукционной документации установлено требование "Вид олифы: конопляная или льняная", что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку, по мнению Заявителя, олифа подразделяется на следующие виды: масляные олифы, алкидные олифы и композиционные (синтетические);
- Заказчиком в Инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе установлено: "В случае указания требуемого параметра, требуемого значения с использованием символа "[ ]" вне зависимости от применения иных символов (знаков, союзов, слов), установленных настоящей инструкцией, участнику закупки необходимо представить данные требуемое значение, требуемый параметр в неизменном виде", что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку в Приложении N1 к техническому заданию аукционной документации отсутствует указание на вышеуказанный знак "[ ]";
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требование "Плотность пленки, полученной после высыхания краски 1,4 - 2,5 г/см3" п.4 "Краски масляные (тип 1)" Приложения N1 к техническому заданию аукционной документации установлено в соответствии с ГОСТ 8232-85, и применение масляных красок для отделочных работ и для окрашивания металлических и деревянных изделий производится исключительно после разведения олифой до малярной консистенции.
Кроме того, по словам представителя Заказчика требования "марка мыла: Д, О, Н, Э" и "Массовая доля содопродуктов в пересчете на Na2O не более 0,22 или отсутствует, %" установлены в соответствии с ГОСТ 28456-2002 и, в соответствии с требованиями аукционной документации, значение параметра "массовой доли содопродуктов в пересчете на Na2O" указывается для каждой марки мыла. Кроме того, согласно Инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе в случае отсутствия согласно нормативной документации по каким-либо из используемых при выполнении работ (оказании Услуг) товаров сведений по требуемым значениям показателей товара, участник закупки должен указать "не нормируется"; в случае если требуемый показатель и (или) требуемое значение показателя не применяется, исходя из предлагаемых в заявке свойств товара и (или) его характеристик, конструкции, участник закупки должен указать "не применяется" или "отсутствует".
Также, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требование "Предельно допустимая концентрация этиленгликоля не более 5 мг/м2" п.99 "Краска водно-дисперсионные" Приложения N1 к техническому заданию аукционной документации установлено в соответствии с ГОСТ 28196-89.
Согласно возражениям Заказчика, требование "Вид олифы: конопляная или льняная" п.123 "Натуральная олифа" Приложения N1 к техническому заданию аукционной документации установлено в соответствии с п.1.2 ГОСТ 7931-76.
Также, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что отсутствие знака "[ ]", значение которого регламентируется в Инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе, в Приложении N1 к техническому заданию аукционной документации не препятствует корректному заполнению заявок участниками закупки.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления установлено, что Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих отсутствие возможности корректного заполнения заявки и наличие препятствий для подачи заявки на участие в Аукционе к товарам по п.4 "Краски масляные (тип 1)", п.123 "Натуральная олифа", п.57 "Туалетное мыло", п.99 "Краска водно-дисперсионные" Приложения N1 к техническому заданию аукционной документации, а также в Инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Рестор" на действия ФГБУ "ЦКБ с поликлиникой" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам по п.109 "Эмаль ПФ-2134", п.44 "Изделия санитарно-гигиенического назначения для очищения поверхностей", п.55 "Меламиновая губка", п.71 "Чистящее средство" Приложения N1 к техническому заданию аукционной документации, а также Инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе Приложения N1 к техническому заданию аукционной документации.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 и ч.2 ст.33, ч.3 ст.33 п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, так как выдано ранее в рамках рассмотрения жалобы ООО "Строй-Сити" по делу 2-57-11000/77-15 от 26.11.2015.
Решение можт быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии Т.А. Логинова
Члены Комиссии З.У. Несиев
В.В. Скаковский
Исп. Попелышев Н.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 4 декабря 2015 г. N 2-57-11132/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.12.2015