Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области от 10 декабря 2015 г. N К-30/05
Резолютивная часть решения объявлена "09" декабря 2015 года
В полном объеме решение изготовлено "10" декабря 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
Члены комиссии: |
- <_>
- <_> |
|
|
- <_>
|
|
при участии от Заказчика: представителя Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Облученская районная больница" <_> (доверенность от 08.12.2015),
в отсутствие представителя Заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Частная охранная организация "Стронг" (ходатайство о рассмотрении жалобы без их участия от 07.12.2015 вход. N 01/5-2046),
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Частная охранная организация "Стронг" <_> от 02.12.2015 N 01/5-2017 на действия государственного заказчика - Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Облученская районная больница" (далее - ОГБУЗ "Облученская РБ") при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Оказание услуг охраны ОГБУЗ "Облученская РБ" (извещение N 0378200009715000051 от 30.11.2015), в соответствии с ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью "Частная охранная организация "Стронг" (далее - ООО "ЧОО "Стронг", Заявитель) на действия государственного заказчика - ОГБУЗ "Облученская РБ" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Оказание услуг охраны ОГБУЗ "Облученская РБ" (извещение N 0378200009715000051 от 30.11.2015).
Жалоба подана в соответствии с требованиями ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В жалобе Заявителя указано, что установленные Заказчиком в п. 13 Технического задания Документации об электронном аукционе, объектом которого является: "Оказание услуг охраны ОГБУЗ "Облученская РБ" (извещение N 0378200009715000051 от 30.11.2015) установлено: "Исполнитель должен не менее семи лет оказывать услуги в сфере охраны учреждений и соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуги, являющийся объектом закупки". По мнению Заявителя, данное требование к участникам закупки ограничивает их количество и не дает возможность участвовать в электронном аукционе организациям, оказывающим охранные услуги менее семи лет.
В заседании Комиссии представитель Заказчика представила возражение на жалобу, в котором указано, что ОГБУЗ "Облученская РБ" является объектом массового скопления населения, и его площадь составляет 23 000 кв. м. На его территории находятся объекты жизнеобеспечения (котельная на твердом топливе и газовая котельная). В связи с повышенной террористической угрозой, при составлении аукционной документации, руководствуясь п. 3 ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе "Требования к участникам закупки" в техническом задании конкретизировалось, что: "Опыт работы в данной сфере не менее семи лет". В связи с вышеизложенным, что не имея надлежащего опыта на рынке охранных услуг, менее опытная организация не окажет квалифицированные услуги в сфере охраны.
Доводы, изложенные в возражении на жалобу, представитель Заказчика поддержала в полном объеме.
Изучив представленные документы, рассмотрев доводы жалобы, заслушав пояснения Заказчика, проведя внеплановую проверку, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с нормой, закрепленной в ст. 1 Закона о контрактной системе указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона о контрактной системе).
Статьей 8 Закона о контрактной системе установлены следующие принципы обеспечения конкуренции:
1. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
2. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, муниципальный заказчик - ОГБУЗ "Облученская РБ" при осуществлении закупок обязана соблюдать требования Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Приказом ОГБУЗ "Облучеснкая РБ" от 27.11.2015 N 77а принято решение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по охране объектов недвижимости на 2016 год для нужд ОГБУЗ "Облученская РБ".
Документация об электронном аукционе на оказание услуг по охране объектов недвижимости на 2016 год для нужд ОГБУЗ "Облученская РБ" утверждена 30.11.2015 года главным врачом ОГБУЗ "Облученская РБ" А.И. Драчевым.
30 ноября 2015 года на официальном сайте в сети "Интернет" по адресу: http://www.zaкupki.gov.ru и на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" по адресу: http://www.sberbank-ast.ru Заказчиком размещены извещение о проведении электронного аукциона N 0378200009715000051 и Документация об электронном аукционе.
Наименование объекта закупки: Оказание услуг охраны ОГБУЗ "Облученская РБ"
Начальная (максимальная) цена контракта: 7 729 920,00 руб.
Дата и время начала подачи заявок: 30.11.2015 09:59
Дата и время окончания подачи заявок: 16.12.2015 16:00
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников: 17.12.2015 Дата проведения аукциона в электронной форме: 21.12.2015
Преимущества: не установлены.
Требования к участникам: Требование о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе) - Организация должна не менее семи лет оказывать услуги в сфере охраны учреждений.
Ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Законом о контрактной системе (согласно п. 4 ст. 42 Закона о контрактной системе): не установлены.
Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона N 0378200009715000051 указан адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": http://www.sberbank-ast.ru, тогда как в п.п. 1.1.5 п. 1.1 Документации указан адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": http://www.rts-tender.ru, т.е. имеются разночтения.
1. В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе к участникам закупки предъявляется требование о том, что участник закупки не является оффшорной компанией.
В ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что документация об аукционе не содержит положений о том, что участник закупки не должен являться оффшорной компанией.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе требование, предусмотренное п.10 ч. 1 ст.31 Закона о контрактной системе, нарушают требования ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.
2. Пунктом 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1, ч.ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 настоящего Федерального закона;
Частью 3 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч. 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч.ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 3 ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Такие дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения в том числе аукционов, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99).
Таким образом, при осуществлении закупки отдельных видов товаров, работ, услуг путем проведения электронного аукциона устанавливаются дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта в соответствии с Постановлением N 99.
Заказчиком в качестве способа определения поставщика определен электронный аукцион, объектом закупки согласно извещению N 0378200009715000051 является оказание услуг охраны ОГБУЗ "Облученская РБ".
Заказчиком в п. 3 извещения о проведении электронного аукциона N 0378200009715000051 в разделе "Требования к участникам" установлено, в том числе требование о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе)
Организация должна не менее семи лет оказывать услуги в сфере охраны учреждений.
В п. 13 Технического задания Документации установлены требования к исполнителю (участнику конкурса), в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, а именно: "Исполнитель должен не менее семи лет оказывать услуги в сфере охраны учреждений".
Исходя из вышеизложенного, Заказчиком в п. 3 извещения о проведении электронного аукциона (требования к участникам), а именно: "Организация должна не менее семи лет оказывать услуги в сфере охраны учреждений" и п. 13 Технического задания Документации установлены требования к исполнителю (участнику конкурса), а именно: "Исполнитель должен не менее семи лет оказывать услуги в сфере охраны учреждений", при этом Правительством Российской Федерации не установлены к участникам закупки, осуществляющим указанную деятельность никаких дополнительных требований.
Таким образом, установленное Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона и в Документации требование к участникам закупки: "Организация должна не менее семи лет оказывать услуги в сфере охраны учреждений", является излишним и нарушает положения ч. 2 ст. 31, п. 6 ч. 5 ст. 63, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию, в том числе информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 26 ст. 95 настоящего Федерального закона.
Заказчиком в п. 15 Документации указано о возможности заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (в соответствии с ч.ч. 8-26 ст. 95 Закона о контрактной системе): "Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств", т.е. только по основанию, предусмотренному ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, тогда как Заказчиком указана возможность об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с ч.ч. 8-26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
4. Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 26 ст. 95 настоящего Федерального закона.
Заказчиком в п. 7 проекта муниципального контракта (Приложение к документации об электронном аукционе) указано следующее, в том числе:
"7.3. Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством".
В свою очередь, Заказчиком в п. 15 Документации указаны требования о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным только Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
5. Частью 4 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
При этом подпункты "а" - "г" пунктов 4 и 5 Правил содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчикам целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
Пунктом 3 Правил установлено, что размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Следовательно, в соответствии с п. 4 Правил за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
В соответствии с п. 5 Правил за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
Заказчиком в проекте контракта (Приложение к Документации) в п. 5 "Ответственность сторон" указано следующее, в том числе:
"5.1. Стороны несут ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
5.3. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом. Размер штрафа составляет 2,5 % от цены Контракта.
5.4. Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Исполнителем обязательств, за исключением просрочки исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом. Размер штрафа составляет 10% от цены Контракта".
В проекте контракта Документации Заказчиком в п.п. 5.3, 5.4 установлены размеры штрафов, не соответствующие требованиям Правил.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в проекте контракта Документации соответствующий требованиям Правил фиксированный размер штрафа за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, нарушают требования ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, 106, 107 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
Р Е Ш И ЛА:
1. Жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Частная охранная организация "Стронг" на действия государственного заказчика - Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Облученская районная больница" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Оказание услуг охраны ОГБУЗ "Облученская РБ" (извещение N 0378200009715000051 от 30.11.2015), признать обоснованной.
2. Признать государственного заказчика - Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Облученская районная больница" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Оказание услуг охраны ОГБУЗ "Облученская РБ" (извещение N 0378200009715000051 от 30.11.2015), нарушившим требования:
2.1. Пункта 10 части 1 статьи 31, части 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2.2. Части 2 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2.3. Части 8 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать государственному заказчику - Областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Облученская районная больница" предписание об устранении нарушений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" предписание о предоставлении технической возможности для устранения нарушений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
5. В соответствии с требованиями ст. 107 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Еврейской автономной области.
Председатель комиссии |
|
<_> |
Члены комиссии: |
|
<_> |
|
|
<_.>. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области от 10 декабря 2015 г. N К-30/05
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.12.2015