Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области от 14 декабря 2015 г. N К-29/05
Резолютивная часть решения объявлена "09" декабря 2015 года г. Биробиджан
В полном объеме решение изготовлено "14" декабря 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
Члены комиссии: |
- <_>
- <_> |
- руководитель Еврейского УФАС;
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и закупок Еврейского УФАС, |
|
- <_>
|
- специалист-эксперт отдела контроля органов власти и закупок Еврейского УФАС, |
при участии:
- представителей Заказчика: заместителя начальника отдела лекарственного обеспечения управления здравоохранения правительства Еврейской автономной области <_> (доверенность от 08.12.2015 N б/н), экономиста по закупкам ОГБУЗ "Онкологический диспансер" <_> (доверенность от 29.10.2015 N б/н), главного врача ОГБУЗ "Онкологический диспансер" <_> (доверенность от 29.10.2015 N б/н);
- представителя Заявителя: от Общества с ограниченной ответственностью "ЭНДОМЕД" <_> (доверенность от 27.11.2015),
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ЭНДОМЕД" (195221, г. Санкт-Петербург, пр.Металлистов, 96) от 03.11.2015 вход. N 02/5-1085 на положение аукционной документации государственного заказчика - Управления здравоохранения правительства Еврейской автономной области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Оснащение ОГБУЗ "Онкологический диспансер" оборудованием в рамках реализации мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями (извещение N 0178200001315000289 от 17.11.2015), в соответствии с ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Приказом ФАС России от 11.02.1014 N 75/14, Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью "ЭНДОМЕД" (далее - ООО "ЭНДОМЕД") от 03.12.2015 вход. N 02/5-1085 на положение аукционной документации государственного заказчика - Управления здравоохранения правительства Еврейской автономной области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Оснащение ОГБУЗ "Онкологический диспансер" оборудованием в рамках реализации мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями (извещение N 0178200001315000289 от 17.11.2015).
Жалоба подана в соответствии с требованиями ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
1. В жалобе ООО "ЭНДОМЕД" указано, что при изучении Приложения N 1 к документации об аукционе электронной форме "Описание объекта закупки" было выявлено, что совокупность заявленных Заказчиком требований к товару характеризуют определенного производителя и модель аппарата соответствующего производителя (Olympus Medical System, Япония), а именно:
Гастроинтестинальный ультразвуковой видеоскоп GF-UCT140-AL5, производства: Olympus Medical System, Япония, о чем свидетельствует официальный сайт дистрибьютора компании Olympus Medical System в информационно-телекомуникационной сети Интернет -http://www.olympus.co.ru/med/endo/gastr/gf-uctl40.html.
Заявитель сообщает, что для возможности исследования товаров аналогов и сопоставления технических и качественных характеристик аналогичных медицинских изделий, им была составлена таблица сравнительных характеристик товаров-аналогов, являющаяся приложением N 1 настоящей жалобе.
Заявитель обращает внимание на то, что товары-аналоги подбирались и включались в представленную таблицу по принципу максимального удовлетворения потребностей Заказчика в соответствующем виде медицинской техники, исходя из наименования объекта закупки и требований Заказчика к товару.
По мнению Заявителя, при исследовании представленной в приложении N 1 к настоящей жалобе таблицы, можно достоверно убедиться, что установленные Заказчиком требования к товару в полной мере характеризуют оборудование конкретного производителя (Olympus Medical System, Япония), в то время как на действующем рынке эндоскопического оборудования имеется производитель, предлагающий к поставке эквивалентное медицинское оборудование, однако, в виду конструктивных особенностей, запрашиваемых Заказчиком, не имеет возможность предложить к поставке медицинское оборудование своего производства, а именно: Pentax, производства Япония.
Заявитель ссылается на нормы п.1 ч.1 ст. 64, п.1 ч.1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ.
По мнению Заявителя, разрабатывая и утверждая документацию о проведении открытого аукциона в электронной форме, заказчик не вправе устанавливать требования к товару, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки, в том числе требования к характеристикам товара, которым в совокупности соответствует исключительно товар конкретного производителя.
Заявитель ссылается на нормы ч.2 ст. 8 Закона N 44-ФЗ.
Заявитель просит принять во внимание, что поскольку предметом аукциона является не закупка товара определенной марки, а закупка товара с определенными общеизвестными потребительскими и техническими свойствами, для которого существует функционирующий рынок, то при осуществлении закупки для государственных нужд конкуренция должна бьпь обеспечена не только между поставщиками товаров, но и производителями соответствующих товаров. Таким образом, внесение требований к товару, не влияющим на его свойства и технические характеристики, такие как расположение источника света именно в дистальной головке аппарата - недопустимо, в том числе и потому, что выход светового потока в любом случае (независимо от того, где находится источник света) происходит через дистальную часть гастроскопа.
Заявитель обращает внимание, на то, что значимой технической характеристикой для данного рода медицинских изделий является соотношение светового потока и освещаемой площади, измеряемого в люксах (Лк), а не тип используемого производителем источника света.
Заявитель ссылается на нормы ч.2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ.
По мнению Заявителя, в действующей редакции описания объекта закупки заказчиком практически по всем показателям установлены точные показатели закупаемого товара без указания максимальных и (или) минимальных значений таких показателей.
2. Заявитель ссылается на нормы части 5 статьи 65 Закона N 44-ФЗ. По мнению Заказчика, разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Заявитель сообщает, что в Приложении N 1 к документации об аукционе в электронной форме "Описание объекта закупки" заказчиком сформулирован исчерпывающий перечень требований к закупаемому товару.
При этом требования о полной совместимости предлагаемого к поставке товара с уже имеющимся у Заказчика ультразвуковым сканером Aloka Alpha7 в Приложении N 1 к документации об аукционе в электронной форме "Описание объекта закупки" отсутствует.
Вместе с тем, в разъяснении положений документации об аукционе от .24.11.2014 года размещенном на официальном сайте (http://zakupki.gov.ru), Заказчик устанавливает дополнительное требование к товару, а именно: Заказчиком в рассматриваемом разъяснении сообщается следующее: "Так же хотелось бы отметить, что в данном случае закупаемое оборудование должно быть полностью совместимо с имеющимся у Заказчика ультразвуковым сканером Aloka Alpha7".
По мнению Заказчика, данным разъяснением заказчик установил новое требование к закупаемому товару, что фактически изменяет требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара.
Следовательно, участники закупки, предложив к поставке аппарат для ультразвуковых эндоскопических исследований, соответствующий требованиям Приложения N 1 к документации об аукционе, не смогли бы надлежащим образом исполнить условия контракта и удовлетворить потребность заказчика, так как требование о совместимости закупаемого товара с уже имеющимся сканером Aloka Alpha7 в документации отсутствует.
Указанные действия, по мнению Заявителя, выразившиеся в размещении на официальном сайте разъяснений положений документации об аукционе, изменяющих ее суть, нарушают часть 5 статьи 65 Закона N 44-ФЗ и не позволяют участникам закупки ни определить потребность заказчика (подобрать необходимое к поставке оборудование), ни составить заявку на участие о рассматриваемой закупки и ссылается на нормы пункта 1 части 2 статьи 64 Закона N 44-ФЗ.
3. Заявитель сообщает, что в соответствии с прочими условиями Приложения N 1 к документации об аукционе в электронной форме "Описание объекта закупки" заказчиком установлено требование: "Проведение монтажных и пуско-наладочных работ инженерами сервисной службы, имеющими Сертификат Производителя".
Заявитель ссылается на нормы части 1 статьи 2, части 3 статьи 33 Закона N 44-ФЗ.
Заявитель считает, что контрактная система в сфере закупок регулируется не только Законом N 44-ФЗ, но и иными нормативно-правовыми актами.
Заявитель ссылается на Методические рекомендации "Техническое обслуживание медицинской техники", утвержденными Письмо Министерства здравоохранения РФ N 239-22/233 от 27.10.2003 года.
Заявитель ссылается на п.17 ч.1 ст. 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", на Постановление Правительства от 03.06.2013 года N 469 "Об утверждении положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники", на часть 2 Приложения к Положению о лицензировании деятельности.
Заявитель сообщает, что в соответствии с подпунктом г пункта 7 Положения о лицензировании деятельности производству и техническому обслуживанию медицинской техники для получения лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление, к которому прилагаются документы (копии документов), указанные в пунктах 1 и 4 части 3 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также для осуществления деятельности по техническому обслуживанию медицинской техники копии: документов, подтверждающих наличие высшего или среднего профессионального (технического) образования, стажа работы по специальности не менее 3 лет и дополнительного профессионального образования (повышения квалификации не реже одного раза в 5 лег) работников соискателя лицензии, заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры, осуществляющих техническое обслуживание медицинской техники.
По мнению Заявителя, на основании вышеизложенного требования Заказчика о наличии у специалистов поставщика сертификата об обучении у производителя, является избыточным и не отвечающим требованиям, установленным ч. 3 ст. 33 Закона N 44-ФЗ.
4. Заявитель сообщает, что в соответствии с абз. 2 п.п. 18.1. п. 18 раздела N 2 аукционной документации "Информационная карта электронного аукциона" заказчиком установлены следующие требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе:
конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией аукционе и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя.
Заявитель ссылается на нормы п.п. б п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ и считает, что заказчиком допущено существенное нарушение п.2 ст. 64 Закона N 44-ФЗ, где установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответсвтии с частями 3-6 статьи 66 Закона N 44-ФЗ.
5. Заявитель ссылается на нормы части 4 статьи 34 закона N 44-ФЗ и сообщает, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Заявитель сообщает, что согласно части 8 статьи 44 Закона N 44-ФЗ, штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Данный порядок предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренного контрактом".
Согласно пункту 4 указанного Постановления Правительства, за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Однако п. 7.3.2. Приложения N 2 к документации об аукционе в электронной форме
"Проект государственного контракта" заказчиком установлен следующий порядок и размер штрафа "Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения Поставщиком обязательств (в том числе гарантийных), предусмотренных контрактом. Размеры штрафы устанавливаются в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке 10 процентов цены контракта".
Заявитель сообщает, что ни аукционная документация, ни проект государственного контракта не содержат всех возможных значений размеров штрафа, предусмотренных указанным постановлением, для каждого порогового значения цены контракта.
Заявитель сообщает, Федеральным законом N 44-ФЗ не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение документацию о проведении аукциона, победитель аукциона в случае наступления ответственности предусмотренной п. 7.3.2. проекта контракта обязан будет оплатить заказчику штраф в размере 10 процентов от цены контракта, даже если цена контракта будет составлять более 3 млн. рублей.
По мнению Заявителя, размер штрафа, указанный заказчиком в п. 7.3.2. Приложения N 2 к документации об аукционе в электронной форме "Проект государственного контракта", нарушает требования части 8 статьи 34 Закона N 44-ФЗ.
6. Заявитель ссылается на нормы п. 1 ч. 1 ст. 64, п. 1 ч. 1 ст. 22, ч. 2 ст. 22 Закона N 44-ФЗ.
Заявитель сообщает, что в таблице N 2 Приложения N 4 к аукционной документации "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта" заказчиком приведены реестровые номера контракта, в соответствии с которыми заказчиком была установлена начальная (максимальная) цена контракта.
Заявитель сообщает, что Заказчик также руководствовался требованиями Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации N 567 от 02.10.2013 "Об утверждении методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)", в частности разделом III "Обоснование НМЦК методов сопоставимых рыночных (анализ рынка)".
По мнению Заявителя, Заказчик в нарушение ч.2 ст. 22, п.1 ч.1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ и раздела III Приказа Минэкономразвития России N 567 от 02.10.2013 года, при обосновании начальной (максимальной) цены контракта использовал цену товара не соответствующего по своим функциональны, техническим характеристикам, характеристикам, установленным заказчиком к закупаемому товару, указанному в Приложении N 1 к аукционной документации "Описание объекта закупки".
В адрес Еврейского УФАС России от Заказчика представлено возражение на жалобу ООО "ЭНДОМЕД", в котором указано следующее.
Заказчик считает, что вопросы, сформированные потенциальным участником закупки, не имеют своей целью разъяснить, уточнить требования, установленные техническим заданием.
Заказчик сообщает, что в предыдущем ответе на запрос Заказчиком указано, что требования, установленные в Техническом части не являются ограничительным, установлены из учета потребностей лечебного учреждения. При этом действующее законодательство не содержит норм, обязывающих заказчика формировать требования таким образом, чтобы они удовлетворяли всех потенциальных поставщиков аналогичной продукции, а также приводить обоснования тех или иных включаемых в задание требований. В связи с этим Заказчик не считает возможным и необходимым "обосновать данные требования". Таким образом, Заказчиком дан ответ по существу задаваемого вопроса.
Заказчик считает, что мнение участника о том, что совокупности требований задания соответствует оборудование единственного производителя не подкреплено какими-либо фактами, имеющими доказательственное значение. Общедоступные сведения об обращающихся на рынке приборах, данные реестра госконтрактов, свидетельствуют о том, что удовлетворяющие потребностям заказчика приборы свободно обращаются на рынке и поставляются широким кругом поставщиков, следовательно, ограничение количества участников торгов не имеет места.
По мнению Заказчика, не в компетенции потенциального участника закупки определять, какие характеристики являются значимыми или незначимыми для Заказчика, обосновывать "экономическую эффективность" и иные характеристики.
На основании вышеизложенного, Заказчиком принято решение о том, что техническая часть аукционной документации должна остаться без изменения.
Заказчик также сообщает, что при формировании требований к закупаемой продукции заказчик руководствуется своими потребностями, при этом действующее законодательство не содержит норм, обязывающих заказчика формировать требования таким образом, чтобы они удовлетворяли всех потенциальных поставщиков аналогичной продукции, а также приводить обоснования тех или иных включаемых в задание требований.
По итогам ранее проведенного аукциона 0178200001315000249 - Оснащение ОГБУЗ "Онкологический диспансер" медицинским оборудованием в рамках реализации мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями, Аппарат ультразвуковой диагностический, с принадлежностями, экспертного класса, был приобретен Аппарат ультразвуковой диагностический, ALOKAPROSOUNDa 7 с принадлежностями. Производства: "Хитачи Алока Медикал, Лтд." Япония.
Таким образом, в рамках аукциона 0178200001315000289 приобретается аппарат для ультразвуковых эндоскопических исследований полностью совместимый с ранее приобретенным аппаратом ALOKAPROSOUNDa 7 с принадлежностями.
В ответе на запрос от 24.11.2015 года, суть которого сводилась к разъяснению причин, по которым установлены те или иные характеристики, Заказчиком было указано, функциональные, технические и качественные характеристики определены в связи с тем, что закупаемое оборудование должно быть полностью совместимо с имеющимся у Заказчика ультразвуковым сканером Aloka Alpha7.
Вместе с тем, данным разъяснением, не изменяются какие-либо требования к закупаемому оборудованию, не устанавливаются новые требования. При соответствии требованиям, установленным в техническом задании, поставляемый товар в любом случае будет совместим с ранее закупленным.
По мнению Заказчика, довод жалобы о том, что "разъяснения аукционной документации изменяют ее суть", считаем несостоятельным.
Заказчик сообщает, что поскольку аукционной документацией не установлено требование о наличии в составе первой части заявки на указание "совместимости поставляемого аппарата с Aloka Alpha7", то отклонение заявки в связи с отсутствием данного указания является незаконным и необоснованным, а указание на совместимость носит исключительно информативный и разъясняющий характер.
По мнению Заказчика, довод о "невозможности подать заявку, так как инструкция по ее заполнению не содержит требования о совместимости поставляемого аппарата с Aloka Alpha7" считаем несостоятельным.
Таким образом, требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара определены в соответствии с потребностями заказчика с учетом специфики его деятельности
Пунктом 1 части 1 и частью 3 статьи 33 Закона N 44-ФЗ установлен исчерпывающий перечень ограничений, который запрещает государственному заказчику, уполномоченному органу включать в документацию об аукционе следующие требования или указания: в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Заказчик сообщает, что требование об осуществлении монтажных и пусконаладочных работ инженерами сервисной службы, имеющими сертификат Производителя, установлено по ряду причин:
1. технологическая сложность закупаемого оборудования;
2. необходимость надлежащего исполнения гарантийных обязательств, при условии их наступления;
Заказчик сообщает, что исследование рынка товара, подлежащего поставке, показали, что большинство производителей оборудования, предоставляют гарантию на товар только при условии сертифицированного и квалифицированного монтажа. Вместе с тем, данное требование не является требованием о квалификации или опыте работы участника закупки и имеет единственной целью обеспечить безопасность и качество работ при вводе оборудования в эксплуатацию.
Таким образом, по мнению Заказчика, документация об аукционе сформирована в соответствии с требованиями законодательства, регулирующего отношения в сфере закупок.
В заседании Комиссии Еврейского УФАС России представитель Заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе в полном объеме.
В заседании Комиссии Еврейского УФАС России представители Заказчика доводы, изложенные в пояснении на жалобу, поддержали в полном объеме.
Изучив представленные документы, рассмотрев доводы жалобы, заслушав пояснения Заказчика, проведя внеплановую проверку, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе Комиссия Еврейского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с нормой, закрепленной в ст. 1 Закона о контрактной системе указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона о контрактной системе).
Статьей 8 Закона о контрактной системе установлены следующие принципы обеспечения конкуренции:
1. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
2. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, государственный заказчик - Управление здравоохранения правительства ЕАО при осуществлении закупок обязано соблюдать требования Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
17 ноября 2015 года на официальном сайте в сети "Интернет" по адресу: http://www.zaкupki.gov.ru и на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" по адресу: http://www.sberbank-ast.ru Заказчиком размещены извещение о проведении электронного аукциона N 0178200001315000289 и Документация об электронном аукционе.
Наименование объекта закупки: Оснащение ОГБУЗ "Онкологический диспансер" оборудованием в рамках реализации мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями.
Начальная (максимальная) цена контракта: 13850695.17 руб.
Дата и время начала подачи заявок: 17.11.2015 16:38
Дата и время окончания подачи заявок: 03.12.2015 18:00
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников: 04.12.2015
Дата проведения аукциона в электронной форме: 07.12.2015
Сроки поставки товара: до 23.12.2015 г.
Преимущества: Участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минэкономразвития России N 155 от 25.03.2014 - 15.0%.
Ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ (согласно пункту 4 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ) - не установлено.
Документация об электронном аукционе на оснащение ОГБУЗ "Онкологический диспансер" медицинским оборудованием в рамках реализации мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями утверждена 17 ноября 2015 года начальником Управления здравоохранения правительства ЕАО <_>.
1. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, а именно описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При этом частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям названного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Заказчиком в п. 4.2 Информационной карты Документации указано описание объекта закупки, информация о количестве поставляемого товара, а именно:
4.2. описание объекта закупки, информация о количестве поставляемого товара | ||||||||||||||
Функциональные, эксплуатационные, технические и качественные характеристики объекта закупки в соответствии с Приложением 1 к документации об электронном аукционе "Описание объекта закупки". |
В приложении N 1 к документации представлено "Описание объекта закупки", в котором указаны характеристики и требуемое значение Аппарата для ультразвуковых эндоскопических исследований - 1 шт.
- Видеоэндоскоп с цветной матрицей на дистальном конце
- Направление обзора 55о
- Угол поля зрения не менее 100о
- Глубина резкости 3-100 мм
- Диаметр дистального конца 14.6 мм
- Диаметр вводимой трубки 12.6 мм
- Диаметр инструментального канала 3.7 мм
- Минимально-видимое расстояние от дистального конца 6 мм
- Углы изгиба рабочей части 130о вверх, 90о вниз, 90о влево, 90о вправо
- Функция принудительного обмыва линз
- Длина рабочей части 1250 мм
- Общая длина 1575 мм
- Тип сканирования электронное, криволинейное (180о)
- Направление сканирования Параллельно оси введения
- Режимы сканирования B-mode, M-mode, D-mode, Flow-mode, Powerflow-mode
- Переключаемая частота (5, 6, 7.5, 10, 12 МГц)
- Тип контакта баллонный, водо-иммерсионный
- 4 точки фокусировки (между F1 и F16)
Прочие условия:
Инструкция пользователя на русском языке
Гарантийное обслуживание не менее 24-х месяцев
Проведение монтажных и пуско-наладочных работ инженерами сервисной службы, имеющими Сертификат Производителя.
Обучение специалистов правилам работы с прибором в процессе монтажа.
Товар должен обеспечивать устойчивую работу в условиях резких колебаний напряжения переменного тока электрической сети в пределах 220 (+ 10%) Вольт, частоте 50 (+ 10%) Гц.
Должен соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 N 1221 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд".
Поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства). Год производства не ранее 2015 года.
Гарантия качества должна составлять не менее 12 месяцев, что не менее срока действия гарантии производителя данного Товара.
Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром в момент его приема-передачи.
Гарантийное обслуживание товара не менее 24 месяцев с момента ввода в эксплуатацию.
Все расходы на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также осуществление монтажа и наладки товара производятся за счет средств Поставщика.
Заявитель - ООО "ЭНДОМЕД" в жалобе указывает, что установленные Заказчиком требования к товару в полной мере характеризуют оборудование конкретного производителя (Olympus Medical System, Япония).
Комиссия, считает вышеуказанные доводы, изложенные в жалобе Заявителя не обоснованными по следующим основаниям.
Из толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что при описании объекта закупки техническое задание должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наилучшей степени удовлетворяющих его потребности.
Заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющимся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам.
При составлении документации Заказчиком были указаны требования к товару, обусловленные потребностям учреждения. При формировании технического задания заказчиком заявлены только те требования, которые являются существенными для осуществления исследований больных с онкологическими заболеваниями.
Кроме того, соответствие испрашиваемого Заказчиком объекта закупки техническим характеристикам продукции только одного производителя, как считают Заявители, не является безусловным основанием, свидетельствующим об ограничении конкуренции, так как товар с предложенными заказчиком параметрами может быть поставлен неопределенным количеством поставщиков.
Заявителями к жалобам не предоставлено доказательств, подтверждающих установление Заказчиком в Документации требований к техническим характеристикам аппарата для ультразвуковых эндоскопических исследований, ограничивающих количество участников закупки и соответствующих продукции только одного производителя.
Кроме того, Заявители не являются производителями данного оборудования, а выступают как поставщики - продавцы, приобретающие товары для покупателя, и не ограничены в выборе контрагентов, у которых он может приобретать товары, в том числе по характеристикам, предложенным Заказчиком.
Следовательно, Заказчик правомерно описал объект закупки, не нарушив правила ее описания, установленные в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, поскольку при формировании технического задания заказчик включил в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и документация об электронном аукционе, разработанная и утвержденная подобным образом, не противоречит положениям Закона о контрактной системе, в том числе не приводит к ограничению количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия не усматривает в действиях государственного заказчика - Управление здравоохранения правительства ЕАО нарушений требований Закона о контрактной системе и Закона о защите конкуренции.
2. По вопросу заявителя о том, что расчет начальной (максимальной) цены контракта определен с нарушением требований Закона N 44-ФЗ, установлено следующее.
В соответствии с п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.
В соответствии с ч. 9 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации:
1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд;
2) органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;
3) органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
На основании вышеуказанного, Еврейское УФАС России не наделено контрольными полномочиями в отношении обоснования НМЦК.
В связи с тем, что контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Заявителя о том, что Заказчиком произведен расчет обоснования начальной (максимальной) цены контракта с нарушением требований Закона о контрактной системе, Комиссией не рассматривается.
Комиссией при проведении внеплановой (камеральной) проверки, в действиях государственного заказчика - Управления здравоохранения правительства Еврейской автономной области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Оснащение ОГБУЗ "Онкологический диспансер" медицинским оборудованием в рамках реализации мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями (извещение N 0178200001315000249 от 19.10.2015) нарушений требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не выявлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, 106, 107 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Приказом ФАС России от 11.02.2014 N 75/14, Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
Р Е Ш И Л А :
Жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ЭНДОМЕД" на положение аукционной документации государственного заказчика - Управления здравоохранения правительства Еврейской автономной области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Оснащение ОГБУЗ "Онкологический диспансер" медицинским оборудованием в рамках реализации мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями (извещение N 0178200001315000289 от 17.11.2015) признать необоснованной.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Еврейской автономной области.
Председатель комиссии |
|
<_> |
Члены комиссии: |
|
<_> |
|
|
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области от 14 декабря 2015 г. N К-29/05
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.12.2015