Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 18 января 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС по КЧР) в составе:
Председателя Комиссии - А.С. Уракчиева- руководителя управления
Членов Комиссии - Г.П. Авраховой - зам.руководителя- начальника отдела контроля
закупок и рекламы управления;
Д.М. Керейтовой - зам. начальника отдела контроля закупок
и рекламы управления;
- Ф.А. Кубановой - специалиста - эксперта отдела;
при участии: представителя Управления имуществом и коммунальным комплексом города мэрии муниципального образования города Черкесска Мамец А.А. по доверенности (Заказчик), в отсутствии ООО "СТРОЙИНВЕСТ", надлежаще уведомлен, не явился (Заявитель), рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика, содержащие, по мнению Заявителя, признаки нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении открытого аукциона в электронной форме по предмету: "Реконструкция МКДОУ общеразвивающего типа "Детский сад N 35 "Росинка" с увеличением количества мест по адресу:г. Черкесск, ул. Тихая, 37а" (номер извещения на официальном сайте zakupki.gov.ru N0379300001215000158 и в результате осуществления внеплановой поверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево - Черкесской Республике (далее - Карачаево - Черкесское УФАС) 13.01.2016 г. поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме по предмету: "Реконструкция МКДОУ общеразвивающего типа "Детский сад N 35 "Росинка" с увеличением количества мест по адресу: г. Черкесск, ул. Тихая, 37а" (номер извещения на официальном сайте zakupki.gov.ru N0179200001915000837), начальная (максимальная) цена контракта 63 2422 632 рублей.
Аукционная документация утверждена начальником Управления имуществом и коммунальным комплексом города мэрии муниципального образования города Черкесска Озовым А.В.Ответственное должностное лицо - Мамец А.А.
По мнению Заявителя, Заказчиком при разработке аукционной документации, допущены нарушения Закона о контрактной системе, а именно, в состав работ, предусмотренных документацией входят работы по монтажу противопожарной сигнализации, однако заказчиком не установлено требование о наличии лицензии МЧС на этот вид деятельности; заказчиком не указываются виды работ, на которые требуется допуск СРО, в случае, если участник будет выполнять работы по объекту самостоятельно, без привлечения субподрядных организаций; в техническом задании аукционной документации содержится указание на товарные знаки без обязательной оговорки об эквивалентности применяемых товаров.
Представитель Заказчика Мамец А.А. представил возражения относительно доводов жалобы и указал на следующее.
Довод N1. Федеральным Законом и Разъяснениями ФАС России запрещено требовать в составе аукционной документации от Участников закупки одновременно и лицензию МЧС на монтаж пожарной сигнализации и СРО. Заказчику разрешается в составе документации требовать только наличие собственного допуска СРО на генеральный подряд (в данном случае п. 33.3. Жилищно-гражданское строительство). Генеральный подрядчик, имеющий свидетельство СРО п. 33.3 имеет право привлекать на субподряд граждан и организации имеющие все необходимые лицензии, в случае отсутствия у него таковых.
Письмо ФАС РФ от 07.07.2011 NИА/26163 разъясняет в первую очередь положения Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции", действующему в настоящее время.
Довод N2. Заказчик правомерно требует предоставления в составе заявки свидетельство СРО с п. 33.3 Жилищно-гражданское строительство.
Письмо ФАС от 2 ноября 2015 г. N АЦ/60557/15 разъясняет порядок установления требования к участникам закупки о наличии допуска СРО. Согласно данному Разъяснению Заказчик обязан устанавливать в аукционной документации исключительно допуск СРО на организацию строительства (п. 33.3 Жилищно-гражданское строительство, в данном случае).
Довод N3. В инструкции по заполнению заявок аукционной документации (стр. 34 абз. 1) сказано "В случае если в Разделе 3 Техническое задание аукционной документации и проектно-сметной документации содержится указание на товарные знаки, считать, что данное указание сопровождается словами "или эквивалент"" данное положение полностью опровергает довод подателя жалобы.
Комиссия УФАС по КЧР, изучив материалы дела, выслушав доводы стороны пришла к следующим выводам.
1. По первому доводу жалобы необходимо отметить, что в соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в открытом аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1, ч.ч. 2, 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе (при наличии таких требований), или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого аукциона требованиям, установленным в соответствии с п.п. 3-9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В пункте 23 раздела 2 "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации определены требования, устанавливаемые в соответствии с законодательством в сфере закупок к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг, наличия действующего свидетельства о допуске к видам работ, выданное саморегулируемой организацией согласно приказа от 30.12.2009 г. N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", в том числе работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) (п. 33.3 Жилищно-гражданское строительство. Стоимость по одному договору должна соответствовать требованиям ч. 1.1 ст. 55.8 ГрК РФ).
Согласно ч. 3 ст. 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям документации.
Данной нормой также предусмотрена возможность выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно лицом, осуществляющим строительство, и (или) с привлечением других лиц.
Вместе с тем, Закон о контрактной системе не содержит запрета на привлечение субподрядчиков для исполнения государственного или муниципального контракта.
Так, согласно документации об аукционе допускается привлечение генподрядчиком к исполнению государственного контракта субподрядчиков, которые имеют действующую лицензию на выполнение работ по монтажу противопожарной сигнализации. Кроме того, необходимо учесть, что предметом контракта является выполнение реконструкции объекта как основного вида работ, определенного государственными нуждами и требование Заказчиком о наличии у участника закупки помимо допуска СРО на организацию строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) еще и лицензии МЧС на выполнение работ по монтажу противопожарной сигнализации, явилось бы поводом для ограничения количества участников закупки.
2. По второму доводу необходимо отметить, что в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в в указанный в ч.4 ст. 55.8 ГрК РФ перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
П. 10 ч. 1 ст. 1 ГрК РФ установлено, что под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства утвержден Приказом Минрегионразвития РФ от 30.12.2009 г. N 624.
Таким образом, при проведении заказчиком закупки по строительству, реконструкции или капитальному ремонту объекта капитального строительства, участник такой закупки должен иметь свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Данная позиция содержится также в письме ФАС России от 02.11.2015г.N АЦ/60557/15.
3.В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки ( при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменные наименований, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам, при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В техническом задании конкурсной документации, предусмотрено использование прибора "Сигнал 20П". Вместе с тем, Заказчиком и в инструкции по заполнению заявок и в техническом задании, которые являются неотъемлемыми частями аукционной документации, есть примечание о том, что указанные в аукционной документации ссылки на товарные знаки и марки сопровождаются словами "или эквивалент".
Таким образом, в аукционной документации заказчика при применении товаров с товарными знаками и марками есть указание слов "или эквивалент" в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.С. Уракчиев
Члены Комиссии Г.П. Аврахова
Д.М. Керейтова
Ф.А. Кубанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 18 января 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2016