Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 20 ноября 2015 г. N 142
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС по КЧР) в составе:
Председателя Комиссии - А.С. Уракчиева- руководителя управления
Членов Комиссии - Д.М. Карасовой - зам. начальника отдела контроля закупок
и рекламы управления;
-И.Р. Ахба - главного специалиста-эксперта отдела;
- Ф.А. Кубановой - специалиста -эксперта отдела;
при участии: представителей КЧР КП "Дирекция капитального строительства" Бедной Г.И. Хутова Р. А.-К. по доверенности (Заказчик), в отсутствии ООО "СТРОЙТЕХГРУПП", надлежаще уведомлен, не явился (Заявитель), рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика, содержащие, по мнению Заявителя, признаки нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении открытого конкурса на Организацию выполнения работ по объекту: "Строительство онкологического диспансера в г. Черкесск, КЧР" (номер извещения на официальном сайте zakupki.gov.ru N0179200001915000837 и в результате осуществления внеплановой поверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево - Черкесской Республике (далее - Карачаево - Черкесское УФАС) 16.11.2015 г. поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении открытого конкурса на Организацию выполнения работ по объекту: "Строительство онкологического диспансера в г. Черкесск, КЧР" (номер извещения на официальном сайте zakupki.gov.ru N0179200001915000837), начальная (максимальная) цена контракта 425 731 668 рублей.
Конкурсная документация утверждена первым заместителем директора КЧР КП "ДКС" Филиппенко Е.Е. Ответственное должностное лицо - Бедная Г.И.
По мнению Заявителя, Заказчиком при разработке конкурсной документации, допущены нарушений Закона о контрактной системе, а именно, в техническом задании конкурсной документации содержится указание на товарные знаки без обязательной оговорки об эквивалентности применяемых товаров; в состав работ, предусмотренных сметной документацией входят работы по монтажу элементов противопожарного водоснабжения, а также по монтажу противопожарной сигнализации. Однако Заказчиком не установлено требование о наличии лицензии МЧС на этот вид деятельности.
Представители Заказчика представили возражения относительно доводов жалобы и указали на следующее.
1. Здания стационара запроектированы в монолитных железобетонных конструкциях. Стеновые ограждающие конструкции выполнены из кирпича полнотелого марки М100 толщиной 250 мм, утепленные с наружной стороны плитами минераловатными FRE 75 толщиной 100 мм, с последующей облицовкой асбестоцементными плитами - 8 мм на металлическом каркасе.
Обозначение FRE 75 - это маркировка плотности минераловатной плиты, а не ссылка на товарный знак, т.е. и соответственно оговорки на эквивалентность не требуется.
Наружное освещение автомобильных проездов и территории диспансера предусмотрено светильниками SGP340 SON-T250W с лампами ДНаТ-250.
Обозначение SGP340 SON-T250W - первое обозначение - размеры цоколя светильника, второе - его мощность, а не ссылка на товарный знак, т.е. и соответственно оговорки на эквивалентность не требуется.
По остальным доводам жалобы по существу вопроса сообщаем, что ссылки на товарные знаки в аукционной документации сопровождаются словами "или эквивалент".
2. О лицензировании. П.2 Жалобы - "Об установлении требования к участникам о наличии лицензии МЧС в конкурсной документации". В данном конкурсе заказчик установил требование о наличии действующего свидетельства о допуске к видам работ которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в частности п. 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
В соответствии с п.3 ст. 52 Градостроительного кодекса "Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям документации и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц" субподрядчиков, имеющих лицензии на данный вид работ. В случае установления в документации о закупке еще и требования на лицензию по обеспечению пожарной безопасности Заказчик нарушит закон о конкуренции, выдвигая излишние требования к участнику. Разъяснительное письмо МЧС России от 22.04.2013 г. N 43-1744-19 указывает, что деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем и средств противопожарной защиты осуществляется только на основании соответствующей лицензии. Поэтому генподрядчик, если не имеет такой лицензии должен привлекать субподрядную организацию, имеющую данную лицензию, к выполнению работ по монтажу систем и средств противопожарной защиты, так как они являются одним из видов деятельности, подлежащих лицензированию в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений". Установление Заказчиком, требования о наличии данной лицензии в конкурсной документации было бы неправомерно и трактовалось, как излишние требования к участникам.
Комиссия УФАС по КЧР, изучив материалы дела, выслушав доводы стороны пришла к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки ( при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменные наименований, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам, при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В техническом задании конкурсной документации, а именно в разделе "Стационар" предусмотрено использование товара "плиты минераловатные "FRE75", в разделе "Электроснабжение" светильники "SGP340 SON-T250W", в разделе "Водоснабжение и канализация" изоляционное покрытие "Энергофлекс", в разделе "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети" огнезащитное покрытие "Файрекс-300".Вместе с тем, Заказчиком размещены сметные расчеты с указанием применяемых товаров и их товарных знаков. В конце каждого раздела сметного расчета, который является неотъемлемой частью конкурсной документации, указано примечание о том, что указанные в конкурсной документации ссылки на товарные знаки и марки сопровождаются словами "или эквивалент".
Таким образом, в конкурсной документации заказчика при применении товаров с товарными знаками и марками есть указание слов "или эквивалент" в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
По второму доводу жалобы необходимо отметить, что в соответствии с п.п. "г" п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с п.п. 3-9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В разделе 9 "Предъявляемые к участникам открытого конкурса требования" конкурсной документации определены требования, устанавливаемые в соответствии с законодательством в сфере закупок к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг, наличия действующего свидетельства о допуске к видам работ, выданное саморегулируемой организацией согласно приказа от 30.12.2009 г. N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", в том числе работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) (п. 33.3 Жилищно-гражданское строительство. Стоимость по одному договору должна соответствовать требованиям ч. 1.1 ст. 55.8 ГрК РФ).
Согласно ч. 3 ст. 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям документации.
Данной нормой также предусмотрена возможность выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно лицом, осуществляющим строительство, и (или) с привлечением других лиц.
Вместе с тем, Закон о контрактной системе не содержит запрета на привлечение субподрядчиков для исполнения государственного или муниципального контракта.
Так, согласно документации о конкурсе допускается привлечение генподрядчиком к исполнению государственного контракта субподрядчиков, которые имеют действующую лицензию на выполнение работ по монтажу противопожарной сигнализации. Кроме того, необходимо учесть, что предметом контракта является выполнение строительно-монтажных работ как основного вида работ, определенного государственными нуждами. И требование Заказчиком о наличии у участника закупки помимо допуска СРО на организацию строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) еще и лицензии МЧС на выполнение работ по монтажу противопожарной сигнализации, явилось бы поводом для ограничения количества участников закупки.
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.С. Уракчиев
Члены Комиссии Д.М. Карасова
И.Р. Ахба
Ф.А. Кубанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 20 ноября 2015 г. N 142
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.11.2015