Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 23 ноября 2015 г. N 148
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике по контролю в сфере размещения закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии - А.С.Уракчиева-руководителя управления;
Членов Комиссии - Г.П.Авраховой - зам. руководителя управления - начальника
отдела контроля размещения закупок и рекламы;
- Д.М. Карасовой - зам. начальника отдела;
- И.Р. Ахба - гл. специалиста - эксперта
- Ф.А. Кубановой - специалиста-эксперта;
при участии: представителя КЧР КП "Дирекция капитального строительства" (369000, КЧР, г. Черкесск, Советская, 67) Хутова Р.А.-К. по доверенности; представителя Управления в сфере закупок (369000, КЧР, г. Черкесск, Кирова, 17) Боташевой Л.С. по доверенности (далее - Уполномоченный орган), в отсутствии представителя ООО "Гидрострой 28" (368300, Республика Дагестан, г. Каспийск, ул. Ахмет-Хан Султана, 17) - (далее - Заявитель), надлежаще извещен, не явился, при рассмотрении жалобы Заявителя на действия Заказчика и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с ч.5 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее - Карачаево-Черкесское УФАС 18.11.2015 г. поступила жалоба от ООО "Гидрострой 28" на действия заказчика - КЧР КП "Дирекция капитального строительства" при проведении открытого конкурса на: "организация выполнения строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство детского сада на 300 мест по ул.Доватора 70, г.Черкесск, Карачаево-Черкесская Республика".
Извещение о проведении аукциона по вышеуказанному предмету размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru N 0179200001915000815, начальная (максимальная) цена контракта составляет 153 951 817,00 рублей.
Конкурсная документация утверждена первым заместителем директора КЧР КП "Дирекция капитального строительства" Филиппенко Е.Е.
По мнению Заявителя, Заказчиком установлен непрозрачный порядок оценки заявок в отношении критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", в нарушение п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе.
По мнению Заявителя, Заказчиком при разработке конкурсной документации, допущены нарушений Закона о контрактной системе, а именно, заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в конкурсе.
Представители Заказчика представили возражения относительно доводов жалобы и указали на следующее.
В данной закупке Заказчик нестоимостной критерий "качественные, функциональные, экологические характеристики объекта закупки" разбивает на три подкритерия с учетом степени детализации и проработанности организационно-технических предложений на выполнение строительно-монтажных работ, т.е. дает более развернутую схему описания для участников.
N п/п |
Наименование сведений (предложений), входящих в состав заявки участников закупки |
Предельные мах-мin величины значимости |
1 |
Степень детализации и проработанности организационно-технических предложений, в т.ч. полнота учета технических требований документации, методологии (принципы, методы и способы) выполнения работ. Для оценки заявок по данному показателю участники конкурса представляют: |
При отсутствии сведений по данному критерию - 0 баллов |
1. Развернутое описание методов по контролю качества выполняемых работ, соответствующие требованиям контракта и действующим нормативно- техническим документом. |
0-50 баллов |
|
2. Описание применяемых прогрессивных технологий по производству работ, адаптированных к реализации Проекта и позволяющих сокращение сроков с учетом обеспечения нормативного качества. |
0-40 баллов |
|
3. Представляет развернутую схему производства работ с учетом требований экологических характеристик объекта закупки. |
0-10 баллов |
|
|
Итого по показателю "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" |
100 баллов |
Из шкалы видно, что Заказчиком установлены минимальные и максимальные значения баллов по каждому подкритерию. По шкале указанной в приведенной таблице, в соответствии с пунктом 26 Правил количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупке. Итоговый рейтинг заявки рассчитывается путем сложения баллов по каждому критерию оценки заявки, установленному в конкурсной документации, умноженных на величину значимости таких критериев.
Необходимо подчеркнуть, что в законе 44-ФЗ и в вышеуказанных Правилах нет требований к форме и содержанию шкалы оценки нестоимостных критериев заявки, лишь сказано, что согласно п. 11. Правил "В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчик обязан установить показатель, указанный в подпункте "б" пункта 27 настоящих Правил. При этом значимость показателя должна составлять не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки, что и отражено в конкурсной документации.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов. Подробные значения установлены Заказчиком в виде шкалы критериев и все условия Правил по оценке заявок участников выдержаны.
Т.к. закупка размещена в сфере строительства, предполагающего определенные технологии производства, качество выполняемых работ, влияющих на безопасность возводимых объектов, а предназначение конкурса, как определено в законе 44-ФЗ - это выявление предложения участников с лучшими условиями исполнения контракта, то заказчик установил, не нарушая правила оценки и Федеральный Закон 44-ФЗ в качестве критериев организационно-технические предложения, касающиеся именно особенностей строительства объекта.
Заказчиком установлен объективный и прозрачный порядок оценки заявок по "качественным, функциональным и экологическим характеристикам".
Комиссия УФАС по КЧР, изучив материалы дела, выслушав доводы сторон пришла к следующим выводам.
1. Пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки:
1) Цена контракта - Значимость критерия: 60%;
2) Нестоимостные критерии оценки - значимость 40%, в том числе:
А) Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки - Значимость критерия: 20%.
Б) Опыт участников по выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема - Значимость критерия: 20%.
По критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлены показатели степени детализации и проработанности организационно-технических предложений, в том числе полнота учета технических требований документации, методологии (принципы, методы и способы) выполнения работ.
Количество баллов по каждому из показателей критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" выставляются в соответствии с установленным порядком оценки в Конкурсной документации, а именно:
0 - 50 баллов - развернутое описание методов по контролю качества выполняемых работ, соответствующие требованиям контракта и действующим нормативно-техническим документам;
0 - 40 баллов - описание применяемых прогрессивных технологий по производству работ, адаптированных к реализации проекта и позволяющих сокращение сроков с учетом обеспечения нормативного качества;
0 - 10 баллов - представляет развернутую схему производства работ с учетом требований экологических характеристик объекта закупки.
Комиссия приходит к выводу о том, что установленный Заказчиком порядок оценки по указанному критерию не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта в связи с отсутствием порядка, определяющего зависимость выставления количества баллов от представляемых участниками закупок сведений в составе заявок на участие в Конкурсе по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Кроме того, в случае установления в документации о закупке показателя "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "квалификация участников закупки" заказчик раскрывает содержание, определяющее сопоставимость имеющегося у участников закупки опыта по поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг с предметом осуществляемой закупки, в том числе, указывают единицу измерения объема.
Данная позиция содержится также в письме ФАС России от 19.10.2015 N АЦ/57532/15.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия, руководствуясь статьей 99, ч.8 ст.106 Закона N 44-ФЗ
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать в связи с тем, что выдано по делу N147 от 23.11.2015 г.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения по делу N 147 от 23.11.2015 г. соответствующему должностному лицу УФАС по КЧР для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, материалы по настоящему делу не передавать.
Председатель Комиссии А.С.Уракчиев
Члены Комиссии: Г.П. Аврахова
Д.М. Карасова
И.Р. Ахба
Ф.А. Кубанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 23 ноября 2015 г. N 148
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2016