Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 20 ноября 2015 г. N 146
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС по КЧР) в составе:
Председателя Комиссии - А.С. Уракчиева- руководителя управления
Членов Комиссии - Д.М. Карасовой - зам. начальника отдела контроля закупок
и рекламы управления;
-И.Р. Ахба - главного специалиста-эксперта отдела;
- Ф.А. Кубановой - специалиста -эксперта отдела;
при участии: представителей КЧР КП "Дирекция капитального строительства" Бедной Г.И. Хутова Р. А.-К. по доверенности (Заказчик), в отсутствии Региональной общественной организации содействия защиты гражданских прав "Независимое содружество против коррупции", надлежаще уведомлен, не явился (ходатайство о рассмотрении жалобы в их отсутствие от 20.11.2015, б/д) (Заявитель), рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика, содержащие, по мнению Заявителя, признаки нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении открытого конкурса на Организацию выполнения работ по объекту: "Строительство онкологического диспансера в г. Черкесск, КЧР" (номер извещения на официальном сайте zakupki.gov.ru N0179200001915000837 и в результате осуществления внеплановой поверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево - Черкесской Республике (далее - Карачаево - Черкесское УФАС) 16.11.2015 г. поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении открытого конкурса на Организацию выполнения работ по объекту: "Строительство онкологического диспансера в г. Черкесск, КЧР" (номер извещения на официальном сайте zakupki.gov.ru N0179200001915000837), начальная (максимальная) цена контракта 425 731 668 рублей.
Конкурсная документация утверждена первым заместителем директора КЧР КП "ДКС" Филиппенко Е.Е. Ответственное должностное лицо - Бедная Г.И.
По мнению Заявителя, Заказчиком при разработке конкурсной документации, допущены нарушений Закона о контрактной системе, а именно, заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в конкурсе не раскрыто понятие "сопоставимости", что не позволяет однозначно выявить лучшее предложение по показателю "Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объем"; отсутствие проектно-сметной документации в полном объеме.
Представители Заказчика представили возражения относительно доводов жалобы и указали на следующее.
1. По мнению заявителя жалобы РОО содействия защиты гражданских прав "Независимое содружество против коррупции" в конкурсной документации в части "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (Критерий 1) не установлен предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке Единой комиссией и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках, а также отсутствует зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию. По критерию N 2 "Опыт участника по выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" не раскрыто содержание, определяющее сопоставимость, имеющегося у участников закупки опыта с предметом осуществляемой закупки, а также не установлена пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями, учитывая, что в отношении сведений, представляемых участниками возможна количественная оценка. П. 9. ч.1 ст. 50 Закона 44-ФЗ дословно гласит: "Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом". Не установленный Заказчиком "надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок", по мнению заявителя жалобы, нарушает вышеуказанный пункт.
2. Считаем, что Заказчиком установлен объективный и прозрачный порядок оценки заявок. П.4 ст. 32 Федерального Закона 44-ФЗ гласит: "В документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок. В части разработки критериев и порядка оценки Заказчик руководствовался Постановлением от 28 ноября 2013 г. N 1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту Правила) и требованиями Федерального Закона 44-ФЗ, которые содержат лишь описание требований и не содержат ссылок на образец шкалы.
По вопросу опыта участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема".
Пункт 27. Правил гласит: "Показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема".
Закон 44-ФЗ в требованиях о составе конкурсной документации не предусматривает дословное раскрытие этого определения. Более того ни в законе 44-ФЗ и Правилах не предусмотрено подробное определение этого понятия. Требования в отношении критериев по опыту участника также в этих документах не раскрыто для открытого конкурса. Данное определение Заказчиком взято из Постановления Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 "ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К УЧАСТНИКАМ ЗАКУПКИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ, СЛУЧАЕВ ОТНЕСЕНИЯ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ К ТОВАРАМ, РАБОТАМ, УСЛУГАМ, КОТОРЫЕ ПО ПРИЧИНЕ ИХ ТЕХНИЧЕСКОЙ И (ИЛИ) ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СЛОЖНОСТИ, ИННОВАЦИОННОГО, ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО ИЛИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА СПОСОБНЫ ПОСТАВИТЬ, ВЫПОЛНИТЬ, ОКАЗАТЬ ТОЛЬКО ПОСТАВЩИКИ (ПОДРЯДЧИКИ, ИСПОЛНИТЕЛИ), ИМЕЮЩИЕ НЕОБХОДИМЫЙ УРОВЕНЬ КВАЛИФИКАЦИИ, А ТАКЖЕ ДОКУМЕНТОВ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ СООТВЕТСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ЗАКУПКИ УКАЗАННЫМ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ. В данном постановлении указано, что требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки). В п. 3.1. конкурсной документации указан Код ОКПД- 45.21.15.130. Заказчиком также установлено наличие у участника свидетельства СРО имеющем п. 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.3. Жилищно-гражданское строительство (стоимость по одному договору должна соответствовать требованиям части 1.1. статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации)".
В шкале Опыт участника по выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема:
Показатель |
Коэффициент значимости показателя |
опыт участника по выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема - копии заключенных участником контрактов и копии справок о стоимости выполненных работ и затрат. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) заключенного за последние 3 года до даты подачи заявки должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта на право заключить который проводится закупка. |
0,2 |
0 шт. - 0 баллов;
1-3 шт. - 25 баллов
4-9 шт. - 50 баллов;
10 и более - 100 баллов.
Вопрос "сопоставимости" опыта раскрыт Заказчиком полностью в соответствии с законодательством, регулирующим проведение открытого конкурса.
Шкала по количеству представленных участником контрактов достаточно точно и прозрачно позволяет определить количество присуждаемых баллов, а коэффициент значимости 0,2 указанный также в шкале позволяет установить оценку по данному критерию.
Учитывая вышеизложенное, в соответствии с Законом N 44-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" считаем жалобу не обоснованной.
3. О не размещении Заказчиком проектной документации в полном объеме.
В качестве доводов по существу вопроса сообщаем, что прямого указания об обязанности заказчика размещать проектную документацию согласно Постановлению РФ от 16.02.2008 г. N87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" на официальном сайте по 44-ФЗ нет. Согласно п.3 ч.1 ст.33 44-ФЗ Заказчик при описании объекта закупки может включать в аукционную документацию спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии. Таким образом, заказчик вправе самостоятельно определять какие сведения необходимо развешивать на официальном сайте о характере и технологии работ.
Что касаемо отсутствия в аукционной документации разделов проектной документации, в том числе "Проект организации строительства", "Перечень мероприятий, обеспечивающих сохранение окружающей среды" сообщаем, что участник конкурса должен сам разработать свое видение процесса организации строительства, а не копировать проектные решения.
Кроме того проектная организация ссылаясь на Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" не представил заказчику проектную документацию в электронном виде. Изготовление сканированной копии проектной документации и тем более размещение ее на официальном сайте на всеобщее обозрение проектная организация дала категорический отказ, кроме небольшой части проектной документации, которая и была размещена на сайте.
Также в соответствии с частью 7-8 ст. 50 44-ФЗ любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации, а заказчик в течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации.
Комиссия УФАС по КЧР, изучив материалы дела, выслушав доводы сторон пришла к следующим выводам.
1. Пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки:
1) Цена контракта - Значимость критерия: 60%;
2) Нестоимостные критерии оценки - значимость 40%, в том числе:
А) Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки - Значимость критерия: 20%.
Б) Опыт участников по выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема - Значимость критерия: 20%.
По критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлены показатели степени детализации и проработанности организационно-технических предложений, в том числе полнота учета технических требований документации, методологии (принципы, методы и способы) выполнения работ.
Количество баллов по каждому из показателей критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" выставляются в соответствии с установленным порядком оценки в Конкурсной документации, а именно:
0 - 50 баллов - развернутое описание методов по контролю качества выполняемых работ, соответствующие требованиям контракта и действующим нормативно-техническим документам;
0 - 40 баллов - описание применяемых прогрессивных технологий по производству работ, адаптированных к реализации проекта и позволяющих сокращение сроков с учетом обеспечения нормативного качества;
0 - 10 баллов - представляет развернутую схему производства работ с учетом требований экологических характеристик объекта закупки.
Комиссия приходит к выводу о том, что установленный Заказчиком порядок оценки по указанному критерию не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта в связи с отсутствием порядка, определяющего зависимость выставления количества баллов от представляемых участниками закупок сведений в составе заявок на участие в Конкурсе по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Кроме того, в случае установления в документации о закупке показателя "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "квалификация участников закупки" заказчик раскрывает содержание, определяющее сопоставимость имеющегося у участников закупки опыта по поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг с предметом осуществляемой закупки, в том числе, указывают единицу измерения объема.
Данная позиция содержится также в письме ФАС России от 19.10.2015 N АЦ/57532/15.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Далее, согласно ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
4) документация о закупке должна содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, окончательное предложение, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт;
5) документация о закупке должна содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт;
6) поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.
Заказчиком на официальном сайте, вместе с извещением и конкурсной документацией размещены локально-сметные расчеты, техническое задание с подробным описанием выполняемых работ, планы-схемы строящегося здания.
По мнению Комиссии УФАС по КЧР, размещенная на официальном сайте информация содержит все предусмотренные ст. 33 Закона о контрактной системе обязательные требования и является достаточной для формирования предложения участников закупки.
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу Заявителя обоснованной в части установления ненадлежащего порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
2. Признать Заказчика нарушившим п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать в связи с тем, что выдано на основании решения по делу N 141 от 20.11.2015 г.
4.В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения по делу N 141 от 20.11.2015 г. соответствующему должностному лицу УФАС по КЧР для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, материалы по настоящему делу не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.С. Уракчиев
Члены Комиссии Д.М. Карасова
И.Р. Ахба
Ф.А. Кубанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 20 ноября 2015 г. N 146
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.11.2015