Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 14 декабря 2015 г. N 07-01|18.1|60-2015
Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:
<_>,
рассмотрев дело N 07-01/18.1/60-2015 в отношении Заказчика - МУП "Пассажирские перевозки"МО г. Ноябрьск (г.Ноябрьск; ИНН: 8905028448) при проведении открытого конкурса "Оказание услуг по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности МУП "ПП" за 2015 год" (закупка N 0590300003015000001),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила на рассмотрение жалоба ООО "Фирма Аудитинформ" (г.Омск) на действия Заказчика - МУП "Пассажирские перевозки"МО г. Ноябрьск (г.Ноябрьск; ИНН: 8905028448) при проведении открытого конкурса "Оказание услуг по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности МУП "ПП" за 2015 год" (закупка N 0590300003015000001).
По мнению Заявителя, установление Заказчиком в конкурсной документации в критерии "качественные характеристики объекта закупки" подкритерия "Наличие офисного помещения с учетом совпадения адреса местонахождения. Оценка проводится на основании выписки из ЕГРЮЛ и копий документов на право пользования офисным помещением" не основано на законе, что может привести к неверному определению победителя открытого конкурса (нарушение ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции"). Данный подкритерий не относится к качеству товаров (качеству работ, качеству услуг) к квалификации трудовых ресурсов, а также к иным раскрывающим показателям нестоимостного критерия, установленного в Конкурсной документации.
Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или Конкурсной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Статья 18.1 Закона о защите конкуренции определяет круг лиц, правомочных обжаловать действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по проведению закупок, требования к содержанию жалобы и срокам ее подачи, порядок, сроки рассмотрения жалобы и принятия по ней решений.
В соответствии с ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Согласно положениям ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии (далее - жалоба) подается в письменной форме в антимонопольный орган и должна содержать наименование, указание на место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона организатора торгов, оператора электронной площадки, действия (бездействие) которых обжалуются; наименование, сведения о месте нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица) заявителя, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса; указание на обжалуемые торги, если размещение информации об обжалуемых торгах на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, адрес сайта, на котором она размещена; указание на обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, соответствующие доводы.
Следовательно, основанием для подачи жалобы на действия организатора торгов, членов комиссий может быть нарушенное право.
Из жалобы установлено. ООО "Фирма Аудитинформ" имеет намерение принять участие в открытом конкурсе, однако при ознакомлении с конкурсной документацией Обществом были выявлены нарушения положений закона о контрактной системе, о защите конкуренции.
ООО "Фирма Аудитинформ" считает, что в конкурсной документации имеются следующие нарушения требований законодательства, которые могут привести к неверному определению победителя открытого конкурса и тем самым нарушить права иных участников.
Согласно положениям конкурсной документации Конкурсная комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе, поданных участниками размещения заказа, признанными участниками конкурса. Целью оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе является выявление комиссией лучших условий исполнения муниципального контракта (п.12.1 Конкурсной документации).
Оценка заявок производится на основании критериев оценки, их содержания и значимости, установленных настоящим порядком оценки.
Устанавливаются следующие критерии оценки заявок на участие в конкурсе:
- цена контракта - 60 %;
- Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки.-20%;
- квалификация участников закупки - 20%.
Заявитель считает, что установление Заказчиком в конкурсной документации в критерии "качественные характеристики объекта закупки" подкритерия "Наличие офисного помещения с учетом совпадения адреса местонахождения. Оценка проводится на основании выписки из ЕГРЮЛ и копий документов на право пользования офисным помещением" не основано на законе, что может привести к неверному определению победителя открытого конкурса.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 утверждены "Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки).
В силу пункта 10 Правил оценки в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 25 Правил оценки установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по показателям, предусмотренным пунктом 25 настоящих Правил, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению) по каждому из указанных показателей.
Пунктом 27 Правил оценки заявок определено, что показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Таким образом, действующими правилами не установлена возможность указывать Заказчику в конкурсной документации в качестве показателя (подкритерия) нестоимостного критерия оценки "качественные характеристики объекта закупки" подкритерия "Наличие офисного помещения с учетом совпадения адреса местонахождения. Оценка проводится на основании выписки из ЕГРЮЛ и копий документов на право пользования офисным помещением".
Данный подкритерий, по мнению Заявителя, не относится к качеству товаров (качеству работ, качеству услуг), к квалификации трудовых ресурсов, а также к иным раскрывающим показателям нестоимостного критерия, установленного в Конкурсной документации.
Установленный в конкурсной документации подкритерий "Наличие офисного помещения с учетом совпадения адреса местонахождения. Оценка проводится на основании выписки из ЕГРЮЛ и копий документов на право пользования офисным помещением" нарушает, как считает Заявитель, пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Означенные нарушения также не отвечают требованиям ст. 17 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции", т.к., по мнению ООО "Фирма Аудитинформ", может быть искажен результат итогов конкурса и неверно определен победитель.
Из возражений, представленных Заказчиком, установлено.
Согласно Постановлению Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" при разрешении споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица, следует учитывать, что в силу "подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон) адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) для целей осуществления связи с юридическим лицом.
Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (пункт 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - ГК РФ).
Заказчик указывает, что специфика предмета закупки "аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности" включает в себя неоднократный обмен почтовой корреспонденцией с поставщиком услуги. Проведение обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности регламентировано действующим федеральным законодательством с предоставлением результатов такой аудиторской проверки собственнику предприятия в установленные последним сроки.
Таким образом, исполнение требований собственника находится в прямой зависимости от стабильности и гарантированности почтового документооборота между Заказчиком и Поставщиком, что, в данном случае, позволяет отнести оспариваемый Заявителем подкритерий к критерию качественных, функциональных характеристик объекта закупки.
Кроме того, установление указанного подкритерия в конкурсной документации, является мерой снижения рисков заключения контракта с "фирмой-однодневкой". Согласно Письму ФНС России от 11.02.2010 г. N 3-7-07/84 под "фирмой-однодневкой" понимается юридическое лицо, которое:
-не обладает фактической самостоятельностью;
-создано без цели ведения предпринимательской деятельности;
-не представляет налоговую отчетность;
- зарегистрированное по адресу массовой регистрации.
Таким образом, сопоставление и оценка документов на право пользования офисным помещением со сведениями из ЕГРЮЛ позволяет минимизировать риски, связанные с данной закупкой.
Заказчик отмечает, что обжалуемый Заявителем подкритерий 3 критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" по своему оценочному показателю не является определяющим в общей оценке заявок Участников закупки.
Проанализировав доводы жалобы и возражения Заказчика, Комиссия приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50, пункту 7 части 6 статьи 83 Закона N 44-ФЗ документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона N 44-ФЗ порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Правил для оценки заявок заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) стоимостные критерии оценки, в том числе цена контракта;
б) нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - квалификация участников закупки).
В соответствии с положениями пункта 8 Правил для оценки заявок заказчик устанавливает в документации о закупке не менее двух критериев оценки, одним из которых должен быть критерий "цена контракта".
Следовательно, заказчик для оценки заявок на участие в закупке вправе также установить в конкурсной документации как один из нестоимостных критериев, так и оба нестоимостных критерия, за исключением особенностей оценки заявок на выполнение строительных работ, указанных в пункте 11 Правил.
Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках участников закупки, которые не были отклонены.
На основании изложенного, в целях выявления лучшего условия исполнения контракта, документация о закупке должна содержать:
предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям;
зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (показателям критерия) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
пропорциональную зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "квалификация участников закупки" (показателям критерия), учитывая, что в отношении сведений, представляемых по указанному критерию, возможна количественная оценка;
инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
Проанализировав конкурсную документацию Комиссия не усматривает в ней положений, нарушающих Закон о контрактной системе, а также ограничивающих либо нарушающих права и законные интересы участников закупки.
Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в т.ч., наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В пункте 1 части 1 статьи 33 указанного закона предусмотрено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно позиции арбитражного суда, изложенной в постановлении арбитражного суда кассационной инстанции Волго-Вятского округа по делу N А38-5664/2014, на основании анализа указанных выше норм, заказчик вправе включить в документацию о проведении закупки такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. Федеральным законом N 44-ФЗ не предусмотрены ограничения по включению в документацию по закупке требований к услугам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к услуге.
При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Заявитель никоим образом не обосновал доводы жалобы относительно того, что в результате включения рассматриваемого подкритерия повлечет за собой искажение результатов итогов конкурса и неверное определение победителя, а также не представил доводов относительно того, каким образом могут быть ущемлены или нарушены его права или законные интересы в связи с включением в конкурсную документацию в критерий "качественные характеристики объекта закупки" подкритерия "Наличие офисного помещения с учетом совпадения адреса местонахождения. Оценка проводится на основании выписки из ЕГРЮЛ и копий документов на право пользования офисным помещением".
Исследовав материалы дела, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Фирма Аудитинформ" (г.Омск) на действия Заказчика - МУП "Пассажирские перевозки"МО г. Ноябрьск (г.Ноябрьск; ИНН: 8905028448) при проведении открытого конкурса "Оказание услуг по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности МУП "ПП" за 2015 год" (закупка N 0590300003015000001) необоснованной.
В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 14 декабря 2015 г. N 07-01|18.1|60-2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.12.2015