Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 11 декабря 2015 г. N 04-01|321-2015
Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:
<_>,
рассмотрев жалобу ИП Дубова Елена Вячеславовна (Алтайский край, г. Барнаул) на действия Заказчика - МБОУ Тазовская средняя общеобразовательная школа (ИНН 8910002090) при формировании и утверждении аукционной документации "Оказание услуг по откачке и вывозу жидких бытовых отходов" (закупка N 0190300000715001021),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила жалоба ИП Дубова Елена Вячеславовна на положения аукционной документации N 0190300000715001021 "Оказание услуг по откачке и вывозу жидких бытовых отходов".
Заказчик - МБОУ Тазовская средняя общеобразовательная школа.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 659 777,60 рублей.
По мнению Заявителя:
1. заказчик обязан, в силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, установить требование о наличии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности с разрешёнными видами работ "Сбор отходов IV класса опасности" и "Транспортирование отходов IV класса опасности";
2. в проекте контракта не заполнено приложение (спецификация) в части наименования оказываемых услуг, единиц измерения и их количества. При этом содержание данных пунктов не определяется по результатам аукциона и не зависит от них.
Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую камеральную проверку соблюдения Заказчиком требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. В силу части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частью 1 статьи 17 запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
Исходя из буквального и смыслового толкования нормативных положений статьи 17 Закона о защите конкуренции, запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, поскольку перечень запретов, перечисленных в статье 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим.
При осуществлении закупки заказчик наделен правом самостоятельного формирования объекта закупки, из своей потребности, однако формирование объекта закупки не должно входить в противоречие с общими принципами Закона о контрактной системе в части обеспечения потенциальным претендентам гарантий по реализации их права на участие в торгах, эффективность использования бюджетных средств и развитие добросовестной конкуренции, а также соблюдать требования статьи 17 Закона о защите конкуренции, запрещающей совершение любых действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89- ФЗ "Об отходах производства и потребления" и пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию. При этом согласно части 3.1 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" после 1 января 2016 года осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности без лицензии не допускается.
Заказчик указывает, что в связи с тем, что заключение контракта на оказание услуг по откачке и вывозу жидких бытовых отходов планируется в декабре 2015 года, а получить лицензию Заказчик обязан до 01 января 2016 года, требование о наличии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности не устанавливается.
В данной части доводы жалобы признаются необоснованными.
В соответствии с п. 4 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации. По мнению Заказчика, требований по обязательному заполнению приложения (спецификации) в части наименования оказываемых услуг вышеуказанная статья не содержит. Таким образом, при формировании документации об электронном аукционе заполнение Приложения к контракту (спецификации) не является обязательным для Заказчика.
Между тем Заказчиком не учтено следующее. Согласно статье 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Подготовка проекта контракта в полном объеме - важнейшая задача и обязанность заказчика. Закон о контрактной системе не предусматривает право поставщика даже в минимальной степени вмешиваться в текст контракта. Спецификация готовится заказчиком вместе с проектом контракта до проведения закупки. На этом этапе заказчик вправе собрать максимум информации от потенциальных поставщиков по объекту закупки, чтобы составить наиболее полное и точное описание.
Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе при подготовке и утверждении аукционной документации N 0190300000715001021 "Оказание услуг по откачке и вывозу жидких бытовых отходов", что образует состав административного правонарушения по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем отсутствие в составе проекта контракта спецификации, в части наименования оказываемых услуг, единиц измерения и их количества, не повлекло за собой ущемление прав и законных интересов участников закупки, не повлияло на результаты определения поставщика (исполнителя). В этой связи Комиссия считает возможным не выдавать Заказчику предписание о внесении изменений в аукционную документацию, ограничившись предписанием о заполнении спецификации при направлении проекта контракта участнику, с которым планируется заключить контракт.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Дубова Елена Вячеславовна на положения аукционной документации N 0190300000715001021 "Оказание услуг по откачке и вывозу жидких бытовых отходов" частично обоснованной.
2. Признать Заказчика - МБОУ Тазовская средняя общеобразовательная школа нарушившим ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Ямало-Ненецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ в отношении должностного лица МБОУ Тазовская средняя общеобразовательная школа <_> и отдела муниципального заказа управления социально-экономического развития Администрации Тазовского района <_>, утвердивших аукционную документацию N 0190300000715001021 "Оказание услуг по откачке и вывозу жидких бытовых отходов" с нарушением Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закон о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 11 декабря 2015 г. N 04-01|321-2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2015