Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 1 декабря 2015 г. N 04-01|302-2015
Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:
<_>,
при участии:
<_> - представитель Заказчика,
рассмотрев жалобу ИП Киц Игорь Владимирович (г. Ноябрьск) на действия Заказчика - ГБУЗ "Ноябрьская ЦГБ" (ИНН/КПП 8905018707/890501001) при проведении конкурса с ограниченным участием "Поставка пищевых продуктов для медицинской организации" (закупка N 0190200000315010277),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила жалоба ИП Киц Игорь Владимирович на положения конкурсной документации N 0190200000315010277 "Поставка пищевых продуктов для медицинской организации".
Заказчик - ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская центральная городская больница".
НМЦ контракта 7 222 230,00 рублей.
По мнению Заявителя:
1. Извещение и документация открытого конкурса с ограниченным участием не содержит преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;
2. Извещение и документация открытого конкурса с ограниченным участием не содержит преимуществ организациям инвалидов;
3. Заказчиком не указаны коды ОКПД товара, требуемого к поставке;
4. Заказчиком нарушены требования ч. 3 ст. 17 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части включения в состав логов продукции (товаров, работ, услуг) технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Из жалобы установлено.
1. Согласно статье 28 Закона о контрактной системе учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, являющимся участниками закупок при определении поставщиков, предоставляются преимущества, указанные в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и, в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг.
Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни.
Потребность Заказчика содержит товары, включенные в перечень утвержденный Постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 N 649 "О порядке предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимуществ в отношении предлагаемой ими цены контракта".
Извещение и документация открытого конкурса с ограниченным участием не содержит преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, что является нарушением Закона N 44-ФЗ.
2. Согласно ст. 29 Закона о контрактной системе организациям инвалидов, являющимся участниками закупок при определении поставщиков, предоставляются преимущества, в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере то пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг.
Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни.
Согласно, письму Минэкономразвития России от 19.08.2014 N Д28и-1616 для реализации порядка предоставления преимуществ организациям инвалидов необходимо, чтобы объект закупки, сформированный заказчиком в рамках одной процедуры закупки, состоял только из товаров, включенных в Перечень.
В случае если заказчик включил в объект закупки товары, включенные в Перечень, и товары, не включенные в Перечень, то такие действия заказчика нарушают права организаций инвалидов, приводят к необоснованному ограничению числа участников закупок, что противоречит принципу обеспечения конкуренции (часть 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ).
Потребность Заказчика содержит товары, включенные в перечень, утвержденный
Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 341 "О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта.
Извещение и документация открытого конкурса с ограниченным участием не содержит преимуществ организациям инвалидов, что является нарушением Закона N 44-ФЗ.
3. В извещении, о проведении закупки, опубликованном на официальном сайте в разделе информации об объекте закупки указаны коды ОКПД - услуг.
Заказчиком не указаны коды ОКПД товара требуемой поставки, что является нарушением ст. 33 Закона М- 44-ФЗ (описание объекта закупки).
4. В соответствии с ч. 3 ст. 17 Федерального закона N 135-ФЗ-ФЗ "О защите конкуренции" запрещается при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в сослав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Потребность Заказчика не содержит технологически и функционально связные товары. Пример: лечо-хлеб, кукуруза консервированная -хлеб и т.д..
По мнению Заявителя, Заказчик специально сужает крут потенциальных участников закупки, что не соответствует и противоречит принципам Закона о контрактной системе: обеспечение честной конкуренции и обеспечение эффективности государственных закупок.
Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую камеральную проверку соблюдения Заказчиком, Уполномоченным органом, Единой комиссией требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом N 44-ФЗ.
Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 1 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 56 Закона о контрактной системе под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
Заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, указанных в части 2 настоящей статьи, с учетом требований настоящего Федерального закона путем проведения электронного аукциона, закрытого аукциона, запроса котировок, запроса предложений, а также у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом к участникам таких закупок не применяются дополнительные требования, установленные в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона в отношении участников закупок, которые осуществляются только путем проведения конкурса с ограниченным участием.
При проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
В отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
Федеральным законом N 44-ФЗ не предусмотрена обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к объекту закупки.
Из возражений, представленных Заказчиком, установлено.
В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) на официальном сайте был опубликован открытый конкурс с ограниченным участием, извещение N 0190200000315010277 на поставку пищевых продуктов для медицинской организации.
При проведении конкурса с ограниченным участием применялись положения Закона о контрактной системе, о проведении открытого конкурса с учетом особенностей определенных статьей 56 Закона о контрактной системе.
Потребность заказчика подготовлена в соответствии с ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, и содержит полное, объективное и раскрытое описание объекта закупки. В описании объекта закупки указаны характеристики объекта закупки. В описание объекта закупки не включены требования или указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарами информации, которая повлекла за собой ограничение количества участников закупки.
Из потребности Заказчика видно, что Заказчик нуждается в поставке пищевых продуктов для приготовления блюд пациентам, а не в изготовлении готовых продуктов.
Исходя из своей потребности заказчик, выбрал ОКПД не из раздела D "Продукция обрабатывающих производств" общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности, а ОКПД из раздела G "Услуги по оптовой торговле" общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности. Это связано с тем, что согласно п. 10 раздела 2 "Термины и определения. Общие понятия" Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.08.2013 г. N 582-ст.) оптовым покупателем является - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающие, приобретающие товары для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для перепродажи, или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним использованием.
Согласно п. 2 раздела 2 "Термины и определения. Общие понятия" Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.08.2013 г. N 582-ст.) оптовая торговля - это вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для перепродажи, или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Большинство поставщиков и производителей имеют ОКВЭД из раздела G "Оптовая и розничная торговля" поставка пищевых продуктов.
Конкурсная документация не ограничивает привлечение субподрядчиков, что не приводит к ограничению количества участников закупки.
Информация, указанная в документации "Потребность", а именно наименование и характеристики товара не ограничивают число участников в торгах, что подтверждается предоставленными коммерческими предложениями при обосновании цены контракта и количеством заявок, поданных на участие в закупке.
Обязанность представлять документально обоснованные доводы жалобы статьей 105 Закона о контрактной системе возложена на подателей жалобы. ИП Киц Игорь Владимирович не представил в материалы дела обоснований своим доводам относительно того, что положения рассматриваемой конкурсной документации ограничивают конкуренцию, нарушают его права и законные интересы как участника закупки.
При таких обстоятельствах, Комиссия не усматривает в действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе и статьи 17 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Киц Игорь Владимирович (г. Ноябрьск) на действия Заказчика - ГБУЗ "Ноябрьская ЦГБ" (ИНН/КПП 8905018707/890501001) при проведении конкурса с ограниченным участием "Поставка пищевых продуктов для медицинской организации (закупка N 0190200000315010277) необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закон о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 1 декабря 2015 г. N 04-01|302-2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2015