Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 2 декабря 2015 г. N 04-01|310-2015
Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:
<_>,
при участии:
<_> - представитель Заявителя,
рассмотрев жалобу ПАО "НК "Роснефть" - Ямалнефтепродукт" на действия Заказчика - МКУ "Управление по содержанию муниципального имущества" (ул. Зверева, д. 21 а, город Надым, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629730; ИНН 8903032470) при проведении электронного аукциона "Поставка горюче-смазочных материалов через сеть автозаправочных станций" (закупка N 0190300001215000915),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила жалоба ПАО "НК "Роснефть" - Ямалнефтепродукт" на положения документации по электронному аукциону N 0190300001215000915 "Поставка горюче-смазочных материалов через сеть автозаправочных станций".
Муниципальный заказчик - МКУ "Управление по содержанию муниципального имущества".
НМЦ контракта 3 002 180,00 руб.
По мнению Заявителя, Заказчик, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе) и статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции) неправомерно объединил в один лот условия о передаче нефтепродуктов через автозаправочные станции в нескольких муниципальных образованиях Ямало-Ненецкого автономного округа, а именно: на территории города Надыма и Надымского района, города Новый Уренгой и Пуровского района, что влечет за собой ограничение количества участников закупки и неэффективное расходование бюджетных средств.
Из жалобы установлено.
12 ноября 2015 года Администрацией МО Надымский район на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг http://zakupki.gov.ru размещено Извещение N 0190300001215000915 о проведении электронного аукциона (далее - Извещение). Закупке присвоен номер 0190300001215000915.
Предметом контракта, согласно документации, является передача МКУ "Управление по содержанию муниципального имущества" (далее - Заказчик) нефтепродуктов через автозаправочные станции в количестве и ассортименте, указанных в Приложении N1 к контракту.
ПАО "НК "Роснефть"-Ямалнефтепродукт" считает, что объединение в один лот условия о передаче нефтепродуктов через автозаправочные станции в нескольких муниципальных образованиях ЯНАО, а именно на территории города Надыма и Надымского района, города Новый Уренгой и Пуровского района, влечет за собой ограничение количества участников закупки, что противоречит пункту 1 части 1 статьи 33, пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и нарушают запрет, установленный статьей 17 закона о защите конкуренции" на основании следующего.
Местом доставки товара, выполнения работы или оказания услуги, согласно извещению, являются АЗС на территории города Надыма и Надымского района, города Новый Уренгой и Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа.
В связи с тем, что ни у одного хозяйствующего субъекта нет АЗС на всей территории, обозначенной в государственном контракте, ни один из хозяйствующих субъектов не может отвечать требованиям Заказчика, закрепленным в конкурсной документации закупки N 0190300001215000915.
Заявитель, наряду с другими хозяйствующими субъектами, лишается возможности принять участие в закупке в силу того, что не имеет автозаправочной станции в городе Новый Уренгой, Надымском районе. В Пуровском районе у Заявителя имеется АЗС в г. Тарко-Сале.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Не смотря на то, что законодательством прямо не запрещено объединение лотов по территориальному признаку, документация не должна содержать условий ограничивающих количество участников размещения заказа.
Заявитель считает, что принцип объединения оказания услуг по поставке нефтепродуктов через АЗС по территории, приводит к ограничению количества участников закупки, и как следствие, к ограничению конкуренции на соответствующем рынке, в силу отдаленности мест их оказания. Указанные условия противоречат пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о размещении заказов и нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
По мнению ПАО "НК "Роснефть" - Ямалнефтепродукт", действия заказчика необоснованно ограничили конкуренцию, а именно привели к уменьшению количества потенциальных участников размещения заказа, исключили объективную возможность участия в аукционе малых и средних предприятий.
Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую камеральную проверку соблюдения Заказчиком требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссией установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. В силу части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частью 1 статьи 17 запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
Исходя из буквального и смыслового толкования нормативных положений статьи 17 Закона о защите конкуренции, запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, поскольку перечень запретов, перечисленных в статье 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим.
При осуществлении закупки заказчик наделен правом самостоятельного формирования объекта закупки, из своей потребности, однако формирование объекта закупки не должно входить в противоречие с общими принципами Закона о контрактной системе в части обеспечения потенциальным претендентам гарантий по реализации их права на участие в торгах, эффективность использования бюджетных средств и развитие добросовестной конкуренции, а также соблюдать требования статьи 17 Закона о защите конкуренции, запрещающей совершение любых действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.
Согласно данным еженедельного мониторинга оптовой и розничной реализации нефтепродуктов на территории автономного округа, проводимого Ямало-Ненецким УФАС России ОАО "Роснефть-Ямалнефтепродукт" имеет следующие АЗС:
3 АЗС в городе Салехард;
2 АЗС в городе Лабытнанги;
1 АЗС в городе Надым;
1 АЗС в п. Тазовский;
1 АЗС в г. Тарко-Сале.
В городе Салехард реализацию нефтепродуктов осуществляют следующие хозяйствующие субъекты: ОАО "Роснефть-Ямалнефтепродукт", ООО "Лукойл-Северо Запад нефтепродукт", ГУПЯНАО "Ямалгосснаб".
В городе Новый Уренгой: ОАО "Уренгойтехинком", ООО "Корпорация Роснефтегаз", ООО "НЕФТО", ООО "АНЗОРИ", ОАО "Газпромнефть-Урал".
В поселке Тазовский: ОАО "Роснефть- Ямалнефтепродукт" и ООО "Корпорация Роснефтегаз".
МО Ноябрьск: ОАО "Газпромнефть-Урал", ООО "Лукойл- Уралнефтепродукт", ООО "Корпорация Роснефтегаз";
МО Пуровский р-н: ОАО "Газпромнефть-Урал", ООО "Корпорация Роснефтегаз", ОАО "Роснефть-Ямалнефтепродукт";
МО Губкинский: ОАО "Роснефть-Ямалнефтепродукт", ООО "ГК ЯмалТрансНефтеПродукт", ООО "Пурнефтепереработка", ООО "Босслер", ЗАО "Автомобилист";
МО Муравленко: ООО "Корпорация Роснефтегаз", ОАО "Газпромнефть- Урал".
МО Ямальский р-н: ООО "Максим-Яр-Сале", ООО "Заря-Яр-сале", ИП Сафрыгина Т.Г.
МО Шурышкарский р-н: ИП Борута Н.В, ООО "Энергоресурс", ИП Сибильская С.С., ООО "Виктория".
МО Приуральский р-н: ГУП ЯНАО "Ямалгосснаб", ООО "Корпорация Роснефтегаз".
МО Лабытнанги: ОАО "Роснефть-Ямалнефтепродукт", ООО "Лукойл- Северо Запад нефтепродукт".
Между тем в материалы дела Заказчиком представлена следующая информация.
Заказчиком в адрес уполномоченного органа было направлено письмо от 25.11.2015 N 4501-18/506 о внесении изменений в заявку от 30.10.2015 N 4501-18/459 на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) для поставки горюче-смазочных материалов через сеть автозаправочных станций.
На основании данного письма 26.11.2015 в извещение N 0190300001215000915 внесены изменения, в части места доставки товара: на территории Надымского района.
Жалоба ПАО "Роснефть-Ямалнефтепродукт" направлена исх. от 24.11.2015.
Следовательно, Заказчиком внесены изменения в аукционную документацию до момента подачи жалобы.
Таким образом, Комиссия не усматривает нарушений Закона о контрактной системе в действиях Заказчика при проведении электронного аукциона "Поставка горюче-смазочных материалов через сеть автозаправочных станций".
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ПАО "НК "Роснефть" - Ямалнефтепродукт" (г. Салехард) на действия Заказчика - МКУ "Управление по содержанию муниципального имущества" при проведении электронного аукциона "Поставка горюче-смазочных материалов через сеть автозаправочных станций" (закупка N 0190300001215000915) необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 2 декабря 2015 г. N 04-01|310-2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2015