Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 2 декабря 2015 г. N 04-01|311-2015
Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:
<_.>,
при участии:
<_> - представитель Заявителя,
рассмотрев жалобу ПАО "НК "Роснефть" Ямалнефтепродукт" (г.Салехард) на действия Заказчика - Муниципальное казенное учреждение "Дирекция по обслуживанию деятельности органов местного самоуправления Пуровского района" (г. Тарко-Сале, Пуровский район; ИНН 8911023769 КПП 891101001) при проведении электронного аукциона "Купля-продажа нефтепродуктов (бензин, дизельное топливо) через сеть автозаправочных станций с использованием топливных карт" (закупка N 0190300001315000770),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила жалоба ПАО "НК "Роснефть" Ямалнефтепродукт" на положения аукционной документации N 0190300001315000770 "Купля-продажа нефтепродуктов (бензин, дизельное топливо) через сеть автозаправочных станций с использованием топливных карт".
Заказчик - Муниципальное казенное учреждение "Дирекция по обслуживанию деятельности органов местного самоуправления Пуровского района".
Начальная (максимальная) цена контракта - 488 705,00 рублей.
По мнению Заявителя, Заказчик, в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и ст. 17 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции" неправомерно объединил в один лот условия о передаче нефтепродуктов через автозаправочные станции в нескольких муниципальных образованиях Ямало-Ненецкого автономного округа, а именно на территории ЯНАО: Пуровский район; города Ноябрьск, Муравленко, Губкинский, Новый-Уренгой, Тарко-Сале; поселки Коротчаево, Пурпе, что влечет за собой ограничение количества участников закупки.
Из жалобы установлено. Согласно пункту 17 Информационной карты аукциона и пункту 1.1. проекта контракта, предметом контракта является купля-продажа нефтепродуктов (бензин, дизельное топливо) (в дальнейшем "Товар") Муниципальному заказчику через сеть автозаправочных станций Продавца с использованием топливных карт (далее - Карты).
Место купли-продажи нефтепродуктов: автозаправочные станции продавца, расположенные на территории:
- ЯНАО; Пуровский район; города Ноябрьск, Муравленко, Губкинский, Новый-Уренгой, Тарко-Сале; поселки Коротчаево, Пурпе;
- Тюменская область, г. Тюмень.
ПАО "НК "Роснефть"-Ямалнефтепродукт" считает, что объединение в один лот условия о передаче нефтепродуктов через автозаправочные станции в нескольких муниципальных образованиях Ямало-Ненецкого автономного округа, а именно на территории ЯНАО; Пуровский район; города Ноябрьск, Муравленко, Губкинский, Новый-Уренгой, Тарко-Сале; поселки Коротчаево, Пурпе; Тюменская область, г. Тюмень, влечет за собой ограничение количества участников закупки, что противоречит пункту 1 части 1 статьи 33, пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и нарушают запрет, установленный статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании следующего.
Местом доставки товара, выполнения работы или оказания услуги, согласно извещению, являются АЗС на территории ЯНАО; Пуровский район; города Ноябрьск, Муравленко, Губкинский, Новый-Уренгой, Тарко-Сале; поселки Коротчаево, Пурпе; Тюменская область, г. Тюмень.
В связи с тем, что ни у одного хозяйствующего субъекта нет АЗС одновременно на территории, обозначенной в проекте контракта, ни один из хозяйствующих субъектов не может отвечать требованиям учреждения, закрепленным в аукционной документации закупки N0190300001315000770.
Общество, наряду с другими хозяйствующими субъектами, лишается возможности принять участие в закупке в силу того, что не имеет автозаправочных станций в городах Тюмень, Ноябрьск, Муравленко, Губкинский, Новый Уренгой, поселках Коротчаево, Пурпе. В Пуровском районе у Общества имеется АЗС в г. Тарко-Сале.
Кроме того, согласно пп. 1.1., 2.1.3. проекта государственного контракта, входящего в состав документации закупки N0190300001315000770 передача товара осуществляется на АЗС, которые принадлежат покупателю.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Не смотря на то, что законодательством прямо не запрещено объединение лотов по территориальному признаку, документация не должна содержать условий ограничивающих количество участников закупки.
Общество считает, что принцип объединения оказания услуг по поставке нефтепродуктов через АЗС по территории, приводит к ограничению количества участников закупки, и как следствие, к ограничению конкуренции на соответствующем рынке, в силу отдаленности мест их оказания. Указанные условия противоречат пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о размещении заказов и нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
По мнению Заявителя, действия заказчика необоснованно ограничили конкуренцию, а именно привели к уменьшению количества потенциальных участников закупки, исключили объективную возможность участия в аукционе малых и средних предприятий.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Из возражений, представленных Заказчиком, установлено.
Уполномоченным органом - Администрацией муниципального образования Пуровский район 18.11.2015 г. в целях определения поставщика для закупки муниципальным казенным учреждением "Дирекция по обслуживанию деятельности органов местного самоуправления Пуровского района" (далее по тексту - заказчик) объектом которой является купля-продажа нефтепродуктов (бензин) через сеть автозаправочных станций с использованием топливных карт было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0190300001315000770.
В соответствии с вышеуказанным извещением 26.11.2015 г., т.е. по окончании срока подачи заявок была подана одна заявка, аукцион признан несостоявшимся.
В соответствии с ч. 1 ст. 71 Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) оператор электронной площадки направил заказчику обе части такой заявки, а также документы участника, предусмотренные п.п. 2-6 и 8 ч. 2 ст. 61 Закона.
27.11.2015 г. аукционной комиссией, назначенной приказом N 307-п от 16 ноября 2015 г. была рассмотрена эта заявка и документы на предмет соответствия ее требованиям, установленным Законом и документации об электронном аукционе.
По результатам рассмотрения заявки на участие в электронном аукционе комиссией был оформлен протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе N 0190300001315000770 от 27.11.2015 г., согласно которого единственная заявка была признана соответствующей требованиям Закона, документации об электронном аукционе.
Заказчик утверждает, что указание в жалобе на территориальное расположение автозаправочных станций, через которые должна осуществляется передача нефтепродуктов - ЯНАО; Пуровский район; города Ноябрьск, Муравленко, Губкинский, Новый-Уренгой, Тарко-Сале; поселки Коротчаево, Пурие, не соответствует информации содержащейся в извещении об осуществлении закупки, аукционной документации.
Однако одновременно Заказчик указывает, что в извещении об осуществлении закупки, аукционной документации, содержится информация о месте купли-продажи нефтепродуктов, а именно автозаправочные станции продавца, расположенные на территории ЯНАО; Пуровский район; города Ноябрьск, Муравленко, Губкинский, Новый-Уренгой, Тарко-Сале; поселки Коротчаево, Пурпе; Тюменская область, г. Тюмень, т.е. перечислены населённые пункты, в которых заказчику в процессе своей деятельности необходимо совершать заправку транспортных средств.
Следовательно, указание Заказчика относительно недостоверности сведений, указанных в жалобе на территориальное расположение автозаправочных станций, через которые должна осуществляется передача нефтепродуктов, несостоятельно.
Заказчик считает, что не допустил нарушений Закона, описание объекта закупки и требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе составлены в соответствии с Законом.
Согласно Закону о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать краткое изложение условий контракта, содержащее помимо всего прочего информацию о месте доставки товара, являющегося предметом контракта.
Согласно и. 1 ст. 432 ГК РФ, существенными являются условия о предмете договора (контракта), условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров (контрактов) данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. В отношении договора купли-продажи, видами которого являются договоры поставки и поставки для государственных и муниципальных нужд, п. 3 ст. 455 ГК РФ установлено, что условия договора купли-продажи о товаре считается согласованными, если договор позволяет определить наименование и количество товара, так же ч. 2 ст. 510 ГК РФ установлено, что договором поставки может быть предусмотрено получение товаров покупателем (получателем) в месте нахождения поставщика (выборка товаров). Выборка товара предполагает, что товар в месте нахождения поставщика получает покупатель (получатель) товара и самостоятельно его транспортирует, т.е. представляет собой способ исполнения договора поставки. Такая возможность применения выборки товара должна быть обязательно указана в самом тексте договора (контракта).
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой на участие в закупке. Условия контракта, которые должны содержаться в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке и заявке на участие в закупке, в силу закона должны считаться существенными условиями контракта.
Заказчиком указывает, что им такие требования выполнены в полном объеме.
Одной из основных задач деятельности заказчика, в соответствии с Уставом, является осуществление транспортного обслуживания органов местного самоуправления муниципального образования Пуровский район (далее - ОМС). Деятельность имеет разъездной характер, связана с перевозкой пассажиров. Такие поездки в большинстве случаях осуществляются в условиях низких температур, при неблагоприятных погодных условиях, сопряжены со значительными трудностями при перевозке пассажиров, так же сказывается территориальное расположение (место нахождения заказчика), отдалённость, друг от друга, населённых пунктов. В таких условиях своевременная заправка транспортного средства является одним из главных приоритетов, которые влияют на безопасность пассажиров.
Заказчик при планировании и подготовке осуществления закупки исходил из необходимости достижения заданных результатов обеспечения муниципальных нужд, эффективностью закупки.
В силу своей уставной деятельности заказчик осуществляет обслуживание деятельности ОМС, в эти функции не входит определение направления перевозок, их количества, количества задействованных в таких перевозках транспортных средств, что в свою очередь не позволяет заказчику определить (рассчитать, запланировать), объем закупаемых нефтепродуктов в том или ином населённом пункте автозаправочной станции.
Разделение заказчиком заказа на несколько лотов являлось бы нецелесообразным и неэффективным использованием средств бюджета муниципального образования Пуровский район.
Заказчик указывает, что положения аукционной документации не препятствуют участнику воспользоваться своими правами по обеспечению потребностей заказчика, такими как заключение сделок с третьими лицами и иными правами, предусмотренными Гражданским законодательством Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую камеральную проверку соблюдения Заказчиком требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. В силу части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частью 1 статьи 17 запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
Исходя из буквального и смыслового толкования нормативных положений статьи 17 Закона о защите конкуренции, запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, поскольку перечень запретов, перечисленных в статье 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим.
При осуществлении закупки заказчик наделен правом самостоятельного формирования объекта закупки, из своей потребности, однако формирование объекта закупки не должно входить в противоречие с общими принципами Закона о контрактной системе в части обеспечения потенциальным претендентам гарантий по реализации их права на участие в торгах, эффективность использования бюджетных средств и развитие добросовестной конкуренции, а также соблюдать требования статьи 17 Закона о защите конкуренции, запрещающей совершение любых действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.
Согласно данным еженедельного мониторинга оптовой и розничной реализации нефтепродуктов на территории автономного округа, проводимого Ямало-Ненецким УФАС России ОАО "Роснефть-Ямалнефтепродукт" имеет следующие АЗС:
3 АЗС в городе Салехард;
2 АЗС в городе Лабытнанги;
1 АЗС в городе Надым;
1 АЗС в п. Тазовский;
1 АЗС в г. Тарко-Сале.
В городе Салехард реализацию нефтепродуктов осуществляют следующие хозяйствующие субъекты: ОАО "Роснефть-Ямалнефтепродукт", ООО "Лукойл-Северо Запад нефтепродукт", ГУПЯНАО "Ямалгосснаб".
В городе Новый Уренгой: ОАО "Уренгойтехинком", ООО "Корпорация Роснефтегаз", ООО "НЕФТО", ООО "АНЗОРИ", ОАО "Газпромнефть-Урал".
В поселке Тазовский: ОАО "Роснефть- Ямалнефтепродукт" и ООО "Корпорация Роснефтегаз".
МО Ноябрьск: ОАО "Газпромнефть-Урал", ООО "Лукойл- Уралнефтепродукт", ООО "Корпорация Роснефтегаз";
МО Пуровский р-н: ОАО "Газпромнефть-Урал", ООО "Корпорация Роснефтегаз", ОАО "Роснефть-Ямалнефтепродукт";
МО Губкинский: ОАО "Роснефть-Ямалнефтепродукт", ООО "ГК ЯмалТрансНефтеПродукт", ООО "Пурнефтепереработка", ООО "Босслер", ЗАО "Автомобилист";
МО Муравленко: ООО "Корпорация Роснефтегаз", ОАО "Газпромнефть- Урал".
МО Ямальский р-н: ООО "Максим-Яр-Сале", ООО "Заря-Яр-сале", ИП Сафрыгина Т.Г.
МО Шурышкарский р-н: ИП Борута Н.В, ООО "Энергоресурс", ИП Сибильская С.С., ООО "Виктория".
МО Приуральский р-н: ГУП ЯНАО "Ямалгосснаб", ООО "Корпорация Роснефтегаз".
МО Лабытнанги: ОАО "Роснефть-Ямалнефтепродукт", ООО "Лукойл- Северо Запад нефтепродукт".
Комиссия считает, что объединение Заказчиком в один объект закупки куплю-продажу нефтепродуктов (бензин, дизельное топливо): Муниципальному заказчику через сеть автозаправочных станций Продавца с использованием топливных карт. Место купли-продажи нефтепродуктов: автозаправочные станции продавца, расположенные на территории: ЯНАО; Пуровский район; города Ноябрьск, Муравленко, Губкинский, Новый Уренгой, Тарко-Сале; поселки Коротчаево, Пурпе; Тюменская область, г. Тюмень, влечет за собой ограничение количества участников закупки.
Кроме того Комиссия считает, что указание Заказчиком мест автозаправочные станции продавца сформулировано некорректно:
1. Пуровский район; города Ноябрьск, Муравленко, Губкинский, Новый Уренгой, Тарко-Сале; поселки Коротчаево, Пурпе расположены на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Остается непонятным, что именно имел ввиду Заказчик, отдельно указывая "автозаправочные станции продавца, расположенные на территории: ЯНАО", т.к. в аукционной документации после "ЯНАО" поставлен знак ";".
2. аналогичная ситуация с указанием в документации "автозаправочные станции продавца, расположенные на территории: Тюменская область, г. Тюмень.
Город Тюмень также входит в географические границы Тюменской области.
Довод Заказчика относительно возможности заключения договоров с третьими лицами Комиссия признает несостоятельными в силу указания в документации требования: "автозаправочные станции продавца". Обоснований данному пункту документации Заказчиком не представлено.
Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе при подготовке и утверждении аукционной документации N 0190300001315000770 "Купля-продажа нефтепродуктов (бензин, дизельное топливо) через сеть автозаправочных станций с использованием топливных карт".
Вышеуказанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ПАО "НК "Роснефть" Ямалнефтепродукт" на положения аукционной документации N 0190300001315000770 "Купля-продажа нефтепродуктов (бензин, дизельное топливо) через сеть автозаправочных станций с использованием топливных карт" обоснованной.
2. Признать Заказчика - Муниципальное казенное учреждение "Дирекция по обслуживанию деятельности органов местного самоуправления Пуровского района" нарушившим ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Ямало-Ненецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ в отношении должностного лица МКУ "Дирекция по обслуживанию деятельности органов местного самоуправления Пуровского района", утвердившего аукционную документацию N 0190300001315000770 "Купля-продажа нефтепродуктов (бензин, дизельное топливо) через сеть автозаправочных станций с использованием топливных карт" с нарушением Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закон о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 2 декабря 2015 г. N 04-01|311-2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2015