Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 24 декабря 2015 г. N 299
Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок в составе: председателя комиссии Горбуновой А.В. заместителя руководителя Забайкальского УФАС России; членов комиссии: Терешиной Л.В. главного государственного инспектора отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Забайкальского УФАС России, Борисовой В.В. ведущего специалиста-эксперта этого же отдела,
рассмотрев поступившую жалобу ФГУП "Охрана" МВД России по Забайкальскому краю на нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе) членами аукционной комиссии заказчика - МКУ "Управление по делам ГО ЧС городского округа "город Чита" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по пультовой охране складских помещений (реестровый N 0391300029815000044).
в присутствии представителя заказчика: Филимоновой Ю.А. (доверенность от 13.10.2015; представителей заявителя: Вербицкого Д.В. (доверенность от 23.12.2015), Ковалева В.А. (доверенность от 23.12.2015),
УСТАНОВИЛА:
18 декабря 2015 года в адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба ФГУП "Охрана" МВД России по Забайкальскому краю в связи с необоснованным отклонением второй части заявки.
Заявитель указывает на, что ФГУП "Охрана" МВД России по Забайкальскому краю осуществляет охранную деятельность от имени Предприятия на основании Положения о филиале, разработанного в соответствии с Уставом, тем самым не осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом о частной охранной деятельности, в связи с чем, в соответствии с законодательством требование предоставление лицензии в соответствии с требованиями аукционной документации неправомерно.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать предписание о пересмотре вторых частей заявок.
Представитель заказчика с доводами заявителя не согласился, пояснив следующее.
В соответствии с требованиями аукционной документации в составе второй части заявки участник закупки должен представить лицензию на осуществление охранной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 11.03.1192 N2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в РФ".
Указанный документ (лицензия) в составе второй части заявки ФГУП "Охрана" МВД России по Забайкальскому краю представлен не был, в связи с этим, заявка была признана несоответствующей требованиям, установленным аукционной документацией.
С доводом заявителя о том, что он вправе осуществлять охранную деятельность на основании Устава, заказчик не согласился в виду того, что в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 14.11.2002 N161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" установлено, что отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, унитарное предприятие может осуществлять только на основании лицензии.
Перечень объектов, охрану которых осуществляет ведомственная охрана определен статьей 8 Федерального закона от 14.04.199 N77-ФЗ "О ведомственной охране". Данным перечнем услуги по пультовой охране объектов всех форм собственностей не предусмотрены.
Пунктом 3.1. Постановления Правительства РФ от 11.02.2005 N66, установлено, что ФГУП "Охрана" вправе охранять объекты, на которые частная охранная деятельность не распространятся.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О частной детективной и охранной деятельности в РФ" услуги по охране объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке) находящихся в собственности, во владении, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении относятся к видам охранных услуг в рамках частной детективной и охранной деятельности. Физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, частного охранника или частной охранной организации, запрещается оказывать услуги, предусмотренные настоящей статьей.
На основании вышеизложенного представитель заказчика, считает, что требования, установленные в аукционной документации законны, а отклонение второй части заявителя правомерным.
В ходе рассмотрения жалобы, комиссией на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
30 ноября 2015 года муниципальным заказчиком размещено извещение, документация о проведении электронного аукциона на пультовую охрану складского помещения. Начальная цена контракта 125938,20 рублей.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 08.12.2015 на участие в аукционе поступило 5 заявок. В аукционе приняли участие 4 участник закупки.
В соответствии с протоколом подведения итогов от 14.12.2015, две заявки были отклонены. Заявка ЧРП "Тантал-1" отклонена по причине того, что заявка не содержит сведений об идентификационном номере налогоплательщика, заявка ФГУП "Охрана" МВД России по Забайкальскому краю отклонена по причине того, что заявка не содержит копии лицензии на осуществление охранной деятельности на территории РФ.
Победителем признано ЧОП "Сфинкс", заявка которого соответствовала требованиям аукционной документации.
На момент рассмотрения жалобы по существу муниципальный контракт не заключен.
Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснения сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно требованиям части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Требования к участникам закупки установлены в пункте 20 аукционной документации, в соответствии с которым участник закупки должен предоставить копию лицензии на осуществление охранной деятельности на территории РФ, в соответствии с Законом РФ от 11.03.1992 г. N2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в РФ".
В соответствии с подпунктом 2 пункта 4.2 аукционной документации, вторая часть заявки должна содержать копию лицензии на осуществление охранной деятельности на территории РФ.
Согласно части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Установлено, что в составе заявки ФГУП "Охрана" МВД России по Забайкальскому краю в составе второй части заявки отсутствует лицензия на осуществление охранной деятельности на территории РФ. В связи с указанным, заявка участника закупки членами аукционной комиссии была признана не соответствующей требованиям аукционной документации.
В тоже время, в ходе проведения проверки, установлено следующее нарушение Закона о контрактной системе.
Объектом рассматриваемого электронного аукциона является пультовая охрана складского помещения.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона 11 марта 1992 г. N 2487-I
"О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" услуги по охране объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке) находящихся в собственности, во владении, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении относятся к видам охранных услуг в рамках частной детективной и охранной деятельности. Физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, частного охранника или частной охранной организации, запрещается оказывать услуги, предусмотренные настоящей статьей.
В соответствии со статьей 1 вышеназванного закона, частная детективная и охранная деятельность определяются как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.
В силу требований статьи вышеуказанного закона, частная охранная деятельность не распространяется на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные Федеральным законом от 27 мая 1996 года N 57-ФЗ "О государственной охране", а также на объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
В тоже время, установлено, что Постановлением Правительства РФ от 11.02.2005 N66 "Вопросы реформирования вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации" Министерством внутренних дел РФ по согласованию с Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом утвержден Устав ФГУП "Охрана" предусмотрев, что указанное предприятие выступает в установленном порядке в качестве правопреемника по договорам, заключенным подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации и исполняемым военизированными и сторожевыми подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, а также подразделениями, осуществляющими функции по проектированию, монтажу, обслуживанию и ремонту технических средств охраны.
В соответствии с пунктом 3.1 Постановления ФГУП "Охрана" вправе охранять объекты, на которые частная охранная деятельность не распространяется.
Приказом МВД РФ от 13.05.2011 N367 утвержден Устав ФГУП "Охрана". Согласно пункту 2.1.1 Устава целями деятельности предприятия являются в том числе:
- охрана объектов различных форм собственности, в том числе подлежащих государственной охране, обеспечение их защиты от противоправных посягательств.
В соответствии с пунктом 6.2 Устава филиалы и представительства осуществляют свою деятельность от имени предприятия, которое несет ответственность за их деятельность.
В соответствии с положением о филиале ФГУП "Охрана" МВД РФ по Забайкальскому краю (утвержденным Приказом ФГУП "Охрана" МВД России от 26.01.2009 N27) указанный филиал создан в соответствии с Уставом, утвержденным приказом МВД России от 21.05.2005 N401, на основании приказа Предприятия от 27.07.2005 N83 и является его обособленным подразделением.
Из вышеизложенного следует, что филиал ФГУП "Охрана" МВД России по Забайкальскому краю осуществляет охранную деятельность в соответствии с наделенными Постановлением Правительства РФ полномочиями, уставом предприятия и не осуществляет охранную деятельность в соответствии с Федеральным законом "О частной детективной и охранной деятельности на территории РФ".
Таким образом, документом подтверждающим право участника закупки осуществлять охранную деятельность является лицензия на осуществление охранной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 11 марта 1992 г. N 2487-I, либо иной документ в соответствии, с которым участник закупки имеет право оказывать услуги по охране объектов и имущества.
Следовательно, установленное заказчиком требование к участникам закупки в части наличия только лицензии осуществление частной охранной деятельности не соответствуют требованиям действующего законодательства, что является нарушением части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение повлияло на рассмотрение заявок участников аукциона и определение поставщика.
Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, административным регламентом (утв. приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14), комиссия
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу филиала ФГУП "Охрана" МВД России по Забайкальскому краю обоснованной в части установления заказчиком неправомерных требований к участникам закупки.
2.Признать заказчика - МКУ "Управление по делам ГО ЧС городского округа "город Чита" нарушившим часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3.Выдать заказчику, аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок:
- об отмене протокола подведения итогов от 14.12.2015 при проведении электронного аукциона на оказание услуг по пультовой охране складских помещений (реестровый N 0391300029815000044);
- о проведении повторного рассмотрения поступивших вторых частей заявок участников аукциона, с учетом выявленных в ходе проверки нарушений в срок до 11.01.2016.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Забайкальского УФАС России для привлечения виновных лиц заказчика к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Забайкальского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: А.В.Горбунова
Члены Комиссии: Л.В.Терешина
В.В. Борисова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 24 декабря 2015 г. N 299
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.12.2015