Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 12 января 2016 г. N 1
Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок в составе: Горбуновой А.В. заместителя руководителя Забайкальского УФАС России, членов комиссии: Терешиной Л.В. главного государственного инспектора отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, Осиповой А.О., главного специалиста-эксперта этого же отдела,
рассмотрев жалобу ООО "НоСтол" на нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" членами котировочной комиссии заказчика - ФГКУ УМВД России по Забайкальскому краю при проведении запроса котировок на оказание услуг по вывозу и утилизации твердо-бытовых отходов (реестровый номер N 0191100010615000141),
в присутствии представителей заказчика: Мокроусовой Т.А. (доверенность от 30.12.2016), Цыденовой С.Д. (доверенность от 22.04.2016), представителя заявителя ООО "НоСтол" (доверенность от 11.01.2016), представителя победителя ОАО "Забайкалспецтранс" Севостьяновой А.А. (доверенность от 12.01.2016),
УСТАНОВИЛА:
28 декабря 2015 года в адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба ООО "НоСтол" из которой следует, что членами котировочной комиссии заказчика заявка заявителя отклонена в связи с отсутствием лицензии на осуществление деятельности в соответствии с предметом закупки.
Заявитель считает отклонение не правомерным, поскольку на момент рассмотрения заявок ООО "НоСтол" осуществляет деятельность по сбору и транспортировке отходов без лицензии в связи с ее отменой (письмо Роспотребнадзора N 11-05/605). Размещение отходов производится по договору с ИП Волощук по договору с ИП Волощук И.П. В настоящее время общество находится в процессе лицензирования на 2016 год.
Заявитель просит отменить результаты рассмотрения заявок, поскольку в настоящее время общество осуществляет деятельность на законных основаниях.
Представитель заказчика не согласился с доводами заявителя и пояснил следующее.
В соответствии с установленными в извещении о проведении запроса котировок требованиями, заявка на участие в запросе котировок должна содержать лицензию на осуществление заявленного вида деятельности.
Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона.
В своих доводах представитель заказчика ссылался на положения статьи 9 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89 -ФЗ "Об отходах..", в соответствии с которой после 1 января 2016 г. осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
Поскольку ООО "НоСтол" в составе заявки не представило лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, в соответствии с требованиями Закона о лицензировании и с требованиями Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89 -ФЗ "Об отходах производства и потребления", котировочная комиссия отклонила заявку, как не соответствующую требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок.
В ходе рассмотрения жалобы, комиссией на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка размещения указанного заказа. В ходе проверки установлено следующее.
17 декабря 2015года заказчик разместил извещение на общероссийском официальном сайте www.zakupki.gov.ru. запрос котировок на оказание услуг по вывозу и утилизации твердо-бытовых отходов.
Начальная (максимальная) цена контракта 59688,00 рублей.
Извещением о проведении запроса котировок цен (пункт 13 извещения) установлено требование к участникам закупки о предоставлении в составе заявки лицензии на осуществление данного вида деятельности.
Согласно протоколу рассмотрения от 24 декабря 2015 года на участие в запросе котировок поступило и рассмотрено две заявки. Заявка ООО "НоСтол" (заявка N2), отклонена в соответствии с пунктом 13 извещения, так как не представлена лицензия на осуществление заявленного вида деятельности.
Победителем признано ОАО "Забайкалспецтранс" заявка которого признана соответствующей требования установленным извещением о проведении запроса котировок и предложившее цену контракта 53280,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснения сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.
Положения статьи 31 Закона о контрактной системе распространяются на все осуществляемые заказчиком закупки. В извещении о проведении запроса котировок заказчик обязан устанавливать к участникам требования в соответствии со всей статьей 31 Закона о контрактной системе, а исчерпывающий перечень документов в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
К таким требованиям относится, в частности требование к участнику закупки о наличии лицензии, если соответствующий вид деятельности подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ
"О лицензировании отдельных видов деятельности" (пункт 30 статьи 12) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит обязательному лицензированию.
Таким образом, соответствие участника закупки требованиям законодательства, дающим ему право на осуществление вида деятельности, являющейся объектом закупки является наличие у него лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Согласно части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки, а также следующие информацию и документы:
1) согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки товара;
2) предложение о цене контракта;
3) документы, подтверждающие право участника запроса котировок на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, или копии таких документов;
4) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок;
5) декларацию о принадлежности участника запроса котировок к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона;
6) документы, подтверждающие соответствие предлагаемых участником запроса котировок товара, работы или услуги условиям допуска, запретам на допуск, ограничениям допуска в случае, если такие условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, либо заверенные копии данных документов.
Согласно части 4 статьи 73 Закона о контрактной системе требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 3 настоящей статьи информации и документов, не допускается.
Таким образом, установление требование о предоставлении в составе заявки лицензии является нарушением частей 3,4 статьи 73 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 7 статьи 77 Закона о контрактной системе Котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 настоящего Федерального закона.
Таким образом, неправомерное установление требований о предоставлении лицензии в составе заявки привело к необоснованному отклонению заявки ООО "НоСтол" к участию в запросе котировок.
Вместе с тем, комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. При этом согласно части 9 статьи 31 Закона отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1 статьи 31 Закона.
Таким образом, котировочная комиссия и заказчик при отсутствии в составе заявки копии лицензии вправе проверять ее фактическое наличие иными способами, в том числе путем направления запросов в лицензирующие органы, изучения реестров лицензий на официальных сайтах лицензирующих органов.
В случае если котировочная комиссия или заказчик выявят несоответствие участника, в том числе победителя запроса котировок, требованию о наличии лицензии, установленному в извещении о проведении запроса котировок, то такой участник должен быть отстранен от участия в запросе котировок или заказчик должен отказаться от заключения контракта с таким участником в порядке, установленном частями 9 и 11 статьи 31 Закона о контрактной.
Необходимо также отметить, что согласно части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным извещением о проведении запроса котировок требованиям к участникам закупки.
Установлено, что на момент рассмотрения жалобы, ООО "Но Стол" не имеет лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов.
Таким образом, поскольку выявленное нарушение не могло повлиять на результаты выбора победителя запроса котировок Комиссия решила предписание не выдавать.
Позиция Министерства экономического развития РФ изложена в письмах от 19 августа 2014 г. N Д28И-1616 "О разъяснении _", от 31 декабря 2014 г. N Д28и-2918 "О разъяснении положений _" "
Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, административным регламентом (утв. приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14), комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Но Стол" обоснованной частично.
2. Признать заказчика нарушившим части 3,4 статьи 73 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать, так как нарушение не повлияло на выбор победителя.
4. Предать материалы дела должностному лицу для привлечение виновных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Забайкальского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: А.В.Горбунова
Члены Комиссии: Л.В.Терешина
А.О.Осипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 12 января 2016 г. N 1
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.01.2016