Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике от 21 декабря 2015 г. N 173-44/02
Резолютивная часть решения объявлена 21 декабря 2015 года
В полном объеме решение изготовлено 23 декабря 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике (далее - Чеченское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
<_________..>;
Члены Комиссии:
<_________..>;
<_________..>
В присутствии представителя Уполномоченного органа - Комитета Правительства Чеченской Республики по государственному заказу (364020, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. Грибоедова, 129, далее - Уполномоченный орган Чеченской Республики), <_________..> (Доверенность N01 от 05.03.2015 г.)
В присутствии представителя Заказчика - Государственного бюджетного учреждения "Республиканская клиническая больница им. Ш. Ш. Эпендиева" (364015, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. Кемеровская, 12, далее - ГБУ "Республиканская клиническая больница им. Ш. Ш. Эпендиева"), <_________..> (Сотрудник контрактной службы),
В отсутствии надлежащим образом уведомленных представителей Заявителя - Кузнецова Ильи Николаевича (385058, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Лесная, 9, кв. 23, далее - Кузнецов И. Н.), письменного ходатайства не представили,
рассмотрев Жалобу Кузнецова И. Н., на действия Заказчика - ГБУ "Республиканская клиническая больница им. Ш. Ш. Эпендиева" при проведении процедуры закупки в форме аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку продуктов питания для нужд ГБУ "Республиканская клиническая больница им. Ш. Ш. Эпендиева, и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 3 и частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон "О контрактной системе _"), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N727/14,
УСТАНОВИЛА:
Уполномоченным органом Чеченской Республики на Общероссийском официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по размещению информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru. (далее - Официальный сайт) было размещено извещение о проведении на электронной торговой площадке Акционерного Общества "Электронные торговые системы" на сайте www.etp-micex.ru (далее - АО "ЭТС") процедуры закупки в форме аукциона в электронной форме на поставку продуктов питания для нужд ГБУ "Республиканская клиническая больница им. Ш. Ш. Эпендиева, на начальную (максимальную) цену контракта 2 926 044, 00 рублей (Реестровый номер 0194200000515008045) (далее - Электронный аукцион).
Согласно Протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме (электронном аукционе) (0194200000515008045) от 18.12.2015 г. (далее - Протокола рассмотрения заявок) по окончании срока подачи заявок на участие в Электронном аукционе было подано три заявки с соответствующими порядковыми номерами, которые по результатам проведения процедуры рассмотрения первых частей заявок аукционной комиссией Уполномоченного органа Чеченской Республики признаны соответствующими требованиям документации об Электронном аукционе и допущены к участию в аукционе.
По результатам проведения аукциона, согласно Протокола проведения Электронного аукциона от 21.12.2015 г. (далее - Протокол проведения аукциона) победителем Электронного аукциона был признан участник закупки с порядковым номером заявки 683615 с предложением по цене исполнения контракта 2 867 523 рубля 12 копеек, вторым был признан участник закупки с порядковым номером заявки 672 165 с предложением по цене исполнения контракта 2 882 153 рубля 34 копейки.
По мнению Кузнецова И. Н., его права нарушены следующими действиями Заказчика - ГБУ "Республиканская клиническая больница им. Ш. Ш. Эпендиева":
1. Нарушение статьи 63, статьи 64, статьи 34 и статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе _", в части нарушения требования к содержанию извещения и документации об Электронном аукционе и нарушения порядка описания объекта закупки (в частности установление требований к срокам поставки товаров до 31.12.2015 г., при том, что контракт может быть заключен не ранее 01.01.2016 г.), (включение в один лот Электронного аукциона поставку овощей, бакалейной продукции, молочной продукции, мясной продукции которые относятся к разным группам по ОКДП), (установление требований о соответствии поставляемых продуктов питания требованиям нормативных правовых актов утративших силу "Картофель" "Масло растительное", "Морковь", "Свекла"), (установление требований к сроку годности поставляемых продуктов питания "не менее 80%" которые не возможно рассчитать и соответственно ограничивают количество участников закупки).
Кузнецов И. Н., не представил документов и сведений подтверждающие обоснованность доводов, изложенные в жалобе.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 3 и частью 15 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе _" внеплановой проверки Комиссия установила:
1. Согласно пояснениям, представленным представителем Заказчика - ГБУ "Республиканская клиническая больница им. Ш. Ш. Эпендиева" на рассмотрение настоящей жалобы, процедура закупки проведена в соответствии с требованиями Федерального закона "О контрактной системе _", документация была разработана и утверждена Заказчиком - ГБУ "Республиканская клиническая больница им. Ш. Ш. Эпендиева" и также соответствует требованиям законодательства РФ о контрактной системе. Каких-либо требований ограничивающих количество участников закупки не было установлено.
Техническим заданием документации об Электронном аукционе, Заказчиком установлены требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам объекта закупки с учетом потребностей заказчика, которые подлежат к поставке в ходе исполнения контракта и которые соответствуют требованиям Федерального закона "О контрактной системе _".
Заказчиком - ГБУ "Республиканская клиническая больница им. Ш. Ш. Эпендиева" была подана заявка в Уполномоченный орган Чеченской Республики в целях проведения процедуры закупки в форме Электронного аукциона в связи с необходимостью обеспечения стационарных больных питанием в период новогодних каникул, а также на первый квартал 2016 года, при этом, в связи с тем что начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 926 044 руля 00 копеек, извещение о проведении Электронного аукциона должно было быть размещено на Официальном сайте за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в Электронном аукционе, в соответствии с требованиями части 2 статьи 63 Федерального закона "О контрактной системе _", что позволило бы в установленные сроки заключить контракт и исполнить его до 31.12.2015 года.
Однако, извещение о проведении Электронного аукциона было размещено на Официальном сайте за 17 дней до окончания срока подачи заявок, при этом дата проведения аукциона была установлена 21.12.2015 г., что не позволяет заключить и исполнить контракт на условиях установленных в документации об Электронном аукционе, т.е., до 31.12.2015 года.
2. Выслушав представителей сторон, исследовав полученные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам:
Согласно пункта 2 статьи 42 Федерального закона "О контрактной системе _" в извещении об осуществлении закупки, в том числе, должно содержаться, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг.
В соответствии с частью 5 статьи 63 Федерального закона "О контрактной системе _" в извещении о проведении Электронного аукциона должна содержаться информация, указанная в статье 42 настоящего Федерального закона.
Согласно извещения и документации, об Электронном аукционе, срок поставки товаров, являющихся предметом Электронного аукциона установлен до 31.12.2015 г.. дата проведения аукциона 21.12.2015 года.
В соответствии с положениями Федерального закона "О контрактной системе _" по результатам проведения аукциона, аукционная комиссия проводит процедуру рассмотрения вторых частей заявок и подведения итогов Электронного аукциона.
При этом, согласно части 5 статьи 69 Федерального закона "О контрактной системе _" общий срок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать три рабочих дня с даты размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона.
Кроме того, согласно части 9 статьи 70 Федерального закона "О контрактной системе _" контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.
Однако, исходя из положений статьи 69 и статьи 70 Федерального закона "О контрактной системе _" контракт должен быть заключен не ранее 01 января 2016 года, таким образом, заключение и исполнение контракта на условиях, установленных в документации об Электронном аукционе (до 31.12.2015 г.) невозможно, без нарушения требования части 9 статьи 70 Федерального закона "О контрактной системе _".
При этом, согласно пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе _" описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Кроме того, согласно части 3 статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе _" не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Таким образом, описание объекта закупки, в том числе установление требования о поставке товаров в сроки которые не выполнимы противоречит требованиям установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе _" и ограничивает количество участников закупки.
Кроме того, согласно пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона "О контрактной системе _" документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Статьей 33 Федерального закона "О контрактной системе _" установлены требования к описанию объекта закупки.
При этом, согласно пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе _" описание объекта закупки должно носить объективный характер, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе _" при описании объекта закупки необходимо использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии
Согласно извещения и документации, об Электронном аукционе, предметом Электронного аукциона является поставка продуктов питания.
Разделом II "Техническое задание" документации об Электронном аукционе, Заказчиком установлены требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам объекта закупки, подлежащего к поставке в ходе исполнения контракта, в том числе требования к "Картофелю" (позиция 2 Технического задания), требования к "Маслу растительному" (позиция 5 Технического задания), требования к "Моркови" (позиция 8 Технического задания), требования к "Свекле" (позиция 12 Технического задания).
При этом, согласно требований документации, по позиции 2 Технического задания документации об Электронном аукционе, "Картофель" должен соответствовать ГОСТ Р 51809-2001, однако, данный ГОСТ утратил силу 01 июля 2014 года в связи с введением в действие ГОСТ Р51808-2013.
Кроме того, по позиции 5 Технического задания "Масло растительное" должно соответствовать ГОСТ Р 52465-2005, однако данный ГОСТ утратил силу 15 февраля 2015 года в связи с введением в действие ГОСТ 1129-2013.
По позиции 8 Технического задания "Морковь" должна соответствовать ГОСТ Р 51782-2001, однако данный ГОСТ, также утратил силу 15 февраля 2015 года в связи с введением ГОСТ 32284-2013.
По позиции 12 Технического задания документации об Электронном аукционе, "Свекла" должна соответствовать ГОСТ 51811-2001, тогда как, данный ГОСТ утратил силу 15 февраля 2015 года в связи с введением в действие ГОСТ 32285-2013.
Таким образом, установление требований о соответствии продуктов питания в частности к "Картофелю" (позиция 2 Технического задания), к "Маслу растительному" (позиция 5 Технического задания), к "Моркови" (позиция 8 Технического задания), к "Свекле" (позиция 12 Технического задания) ГОСТам утратившим силу, может привести к поставке продуктов питания не соответствующих требованиям установленным нормативными правовыми актами действующим на территории Российской Федерации, в частности действующим ГОСТам, и соответственно противоречит принципу эффективности осуществления государственной (муниципальной) закупки, в соответствии с которым при осуществлении закупок заказчики должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Кроме того, закупка не соответствующих продуктов питания не позволяет достичь целей осуществления государственной (муниципальной) закупки, в частности реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами, в том числе целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации.
При этом, согласно части 1 статьи 12 Федерального закона "О контрактной системе _" государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Кроме того, согласно части 1 статьи 13 Федерального закона "О контрактной системе _" в соответствии с настоящим Федеральным законом заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, для достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами.
Частью 1 статьи 27 Федерального закона "О контрактной системе _" установлено, что участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона "О контрактной системе _", запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что установление требований о поставке товаров в сроки которые не выполнимы противоречит требованиям установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе _" и ограничивает количество участников закупки что в свою очередь противоречит требованиям установленным частью 1 статьи 8 и части 1 статьи 27 Федерального закона "О контрактной системе _", кроме того, установление в техническом задании требований к продуктам питания в частности к "Картофелю" (позиция 2 Технического задания), к "Маслу растительному" (позиция 5 Технического задания), к "Моркови" (позиция 8 Технического задания), к "Свекле" (позиция 12 Технического задания), о соответствии требованиям ГОСТов которые утратили силу противоречит требованиям установленным пунктами 1 и 2 части 1 и части 2 статьи 33, части 1 статьи 12, части 1 статьи 13, части 1 статьи 8 и части 1 статьи 27 Федерального закона "О контрактной системе _".
Нарушение требований пунктов 1 и 2 части 1 и части 2 статьи 33, части 1 статьи 12, части 1 статьи 13, части 1 статьи 8 и части 1 статьи 27 Федерального закона "О контрактной системе _" содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2. статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона "О контрактной системе _" в целях централизации закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, могут быть созданы государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, уполномоченные на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, или несколько таких органов, казенных учреждений либо полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков могут быть возложены на один такой государственный орган, муниципальный орган, одно такое казенное учреждение или несколько государственных органов, муниципальных органов, казенных учреждений из числа существующих. Такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких уполномоченных органов, уполномоченных учреждений или о наделении их указанными полномочиями. Не допускается возлагать на такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта. Контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители).
Согласно пункта 2 Распоряжения Правительства Чеченской Республики от 02.12.2013 г. N375-р "О мерах по реформированию системы закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения нужд Чеченской Республики" (далее - Распоряжение N375), Комитет Правительства Чеченской Республики по государственному заказу определен органом исполнительной власти Чеченской Республики, уполномоченным на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Чеченской Республики.
В соответствии с пунктом 5.2. Порядка взаимодействия Комитета Правительства Чеченской Республики по государственному заказу с государственными и муниципальными заказчиками при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденного Постановлением Правительства Чеченской Республики от 19.12.2013 г. N339 (далее - Порядок взаимодействия), заказчик при осуществлении закупок товара, работы услуги путем проведения конкурсов аукционов в электронной форме не менее чем за десять рабочих дней до планируемой в соответствии с планом-графиком даты размещения в Единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (извещения о проведении конкурса, аукциона в электронной форме) представляет в уполномоченный орган заявку на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), в которой содержится, в том числе, утвержденная Заказчиком документация о закупке (конкурсная документация, документация об электронном аукционе), подготовленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе проект контракта, являющийся неотъемлемой частью документации о закупке.
Документация об Электронном аукционе утверждена заказчиком - ГБУ "Республиканская клиническая больница им. Ш. Ш. Эпендиева".
Таким образом, действия Заказчика - ГБУ "Республиканская клиническая больница им. Ш. Ш. Эпендиева" в части установления требований о поставке товаров в сроки которые не выполнимы противоречит требованиям установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе _" и ограничивает количество участников закупки что в свою очередь противоречит требованиям установленным частью 1 статьи 8 и части 1 статьи 27 Федерального закона "О контрактной системе _", кроме того, установление в техническом задании требований к продуктам питания в частности к "Картофелю" (позиция 2 Технического задания), к "Маслу растительному" (позиция 5 Технического задания), к "Моркови" (позиция 8 Технического задания), к "Свекле" (позиция 12 Технического задания), о соответствии требованиям ГОСТов которые утратили силу противоречит требованиям установленным пунктами 1 и 2 части 1 и части 2 статьи 33, части 1 статьи 12, части 1 статьи 13, части 1 статьи 8 и части 1 статьи 27 Федерального закона "О контрактной системе _".
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе _" при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия не рассмотрела жалобу Кузнецова И. Н. на предмет нарушения антимонопольного законодательства.
На основании выше изложенного и руководствуясь частями 1, 2, 4 статьи 105, на основании части 3, части 15 и части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Федерального закона "О контрактной системе _", Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать Жалобу Кузнецова Ильи Николаевича обоснованной, в части установления требований о поставке товаров в сроки которые не выполнимы, а также в части установления требований к продуктам питания, о соответствии требованиям нормативных правовых актов, которые утратили силу;
2. Признать в действиях Заказчика - ГБУ "Республиканская клиническая больница им. Ш. Ш. Эпендиева" нарушения требований пунктами 1 и 2 части 1 и части 2 статьи 33, части 1 статьи 12, части 1 статьи 13, части 1 статьи 8 и части 1 статьи 27 Федерального закона "О контрактной системе _";
3. Выдать Заказчику - ГБУ "Республиканская клиническая больница им. Ш. Ш. Эпендиева" Предписание об устранении нарушения пунктами 1 и 2 части 1 и части 2 статьи 33, части 1 статьи 12, части 1 статьи 13, части 1 статьи 8 и части 1 статьи 27 Федерального закона "О контрактной системе _" путем отмены процедуры закупки;
4. Передать материалы дела должностному лицу Чеченского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административного правонарушения в отношение должностного лица Заказчика - ГБУ "Республиканская клиническая больница им. Ш. Ш. Эпендиева".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии <______>
Члены Комиссии: <______>
<______>
<_________..>
(871-2) 22-22-91
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике от 21 декабря 2015 г. N 173-44/02
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.12.2015