Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике от 23 декабря 2015 г. N 174-44/02
Резолютивная часть решения объявлена 23 декабря 2015 года
В полном объеме решение изготовлено 24 декабря 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике (далее - Чеченское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
<________..>;
Члены Комиссии:
<________..>;
<________..>
В присутствии представителя Уполномоченного органа - Комитета Правительства Чеченской Республики по государственному заказу (364020, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. Грибоедова, 129, далее - Уполномоченный орган Чеченской Республики), <________..> (Доверенность N01 от 05.03.2015 г.)
В отсутствии представителей Заказчика - Администрации Грозненского муниципального района Чеченской Республики (364024, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. А. Шерипова, 12, далее - Администрация Грозненского муниципального района), надлежащим образом уведомлены, письменного ходатайства не представили,
В отсутствии надлежащим образом уведомленных представителей Заявителя - Индивидуального предпринимателя Гончарова Дмитрия Владимировича (462433, Оренбургская область, г. Орск, ул. Б. Хмельницкого, 3, кв. 84, далее - ИП Гончаров Д. В.), письменного ходатайства не представили,
рассмотрев Жалобу ИП Гончарова Д. В., на действия Заказчика - Администрации Грозненского муниципального района при проведении процедуры закупки в форме аукциона в электронной форме на право заключения контракта на капитальный ремонт автомобильных дорог Грозненского муниципального района, и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 3 и частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон "О контрактной системе _"), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N727/14,
УСТАНОВИЛА:
Уполномоченным органом Чеченской Республики на Общероссийском официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по размещению информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru. (далее - Официальный сайт) было размещено извещение о проведении на электронной торговой площадке Акционерного Общества "Электронные торговые системы" на сайте www.etp-micex.ru (далее - АО "ЭТС") процедуры закупки в форме аукциона в электронной форме на капитальный ремонт автомобильных дорог Грозненского муниципального района, на начальную (максимальную) цену контракта 5 480 000, 00 рублей (Реестровый номер 0194200000515008103) (далее - Электронный аукцион).
Согласно Протокола рассмотрения единственной заявки на участие в аукционе в электронной форме (электронном аукционе) (0194200000515008103) от 18.12.2015 г. (далее - Протокола рассмотрения заявок) по окончании срока подачи заявок на участие в Электронном аукционе была подана одна единственная заявка с соответствующим порядковым номером, которая по результатам проведения процедуры рассмотрения первых частей заявок аукционной комиссией Уполномоченного органа Чеченской Республики, руководствуясь пунктом 2 части 4 статьи 67 Федерального закона "О контрактной системе _" и положениями документации об Электронном аукционе, была признана не соответствующей требованиям документации об Электронном аукционе и отклонена от участия в аукционе. При этом, руководствуясь частью 16 статьи 66 и частью 8 статьи 67 Федерального закона "О контрактной системе _" Электронный аукцион был признан не состоявшимся.
По мнению ИП Гончарова Д. В., его права нарушены следующими действиями Заказчика - Администрации Грозненского муниципального района:
1. Нарушение статьи 63, статья 45, статьи 64, статьи 34 и статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе _", в части нарушения требования к содержанию извещения и документации об Электронном аукционе и установления требований к исполнения контакта с нарушением требований Федерального закона "О контрактной системе _" (в частности установление требований к срокам выполнения работ до 31.12.2015 г., при том, что контракт может быть заключен не ранее 01.01.2016 г.), (установление требований к обеспечению исполнения контракта в виде банковской гарантии с нарушением требований статьи 45 Федерального закона "О контрактной системе _"), (отсутствие в извещении и в документации об Электронном аукционе конкретных сумм обеспечения заявки и обеспечения исполнения контракта), (указание в проекте контракта конкретной даты заключения контракта - 21.12.2015 г., при том, что торги по Электронному аукциону, согласно документации и извещения, должны состояться 21.12.2015 г., что может привести к нарушению сроков заключения контракта, либо к заключению контракта с нарушением объявленных условий исполнения контракта).
ИП Гончаров Д. В., в качестве обоснования доводов, изложенных в жалобе представил документацию об Электронном аукционе.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 3 и частью 15 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе _" внеплановой проверки Комиссия установила:
1. Согласно пояснениям, представленным представителем Уполномоченного органа Чеченской Республики на рассмотрение настоящей жалобы, процедура закупки проведена в соответствии с требованиями Федерального закона "О контрактной системе _", документация была разработана и утверждена Заказчиком - Администрацией Грозненского муниципального района и также соответствует требованиям законодательства РФ о контрактной системе. Каких-либо требований ограничивающих количество участников закупки не было установлено.
Уполномоченный орган Чеченской Республики в рамках свих полномочий определенных статьей 26 Федерального закона "О контрактной системе _" провел процедуру закупки на основании заявки и документации представленной заказчиком - Администрацией Грозненского муниципального района.
2. Выслушав представителей сторон, исследовав полученные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам:
Согласно пункта 7 и пункта 8 статьи 42 Федерального закона "О контрактной системе _" в извещении об осуществлении закупки, в том числе, должна содержаться информация, о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом), а также о размере обеспечения исполнения контракта, порядке предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 5 статьи 63 Федерального закона "О контрактной системе _" в извещении о проведении Электронного аукциона должна содержаться информация, указанная в статье 42 настоящего Федерального закона.
Кроме того, согласно пункта 8 части 1 статьи 64 Федерального закона "О контрактной системе _" документация об Электронном аукционе, помимо информации, указанной в извещении о проведении Электронного аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 44 Федерального закона "О контрактной системе _" обеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств.
Согласно части 3 статьи 96 Федерального закона "О контрактной системе _" исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
При этом, требованиям к банковской гарантии, в том числе используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе _" установлены статьей 45 Федерального закона "О контрактной системе _".
В извещении о проведении Электронного аукциона указана размер обеспечения заявок в виде конкретной суммы (54 800,00 рублей т.е., 1% от начальной (максимальной) суммы контракта), с указанием порядка внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в аукционе, что соответствует требованиям установленным пунктом 7 статьи 42 и частью 5 статьи 63 Федерального закона "О контактной системе _".
Кроме того, в документации об Электронном аукционе, в разделе 14 "Размер обеспечения заявок на участие в аукционе в электронной форме и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в аукционе в электронной форме" указан размер обеспечения заявок в виде процента от начальной (максимальной) цены контракта (1%, что составляет 54 800,00 рублей), что соответствует требованиям установленным частью 1 статьи 64 Федерального закона "О контрактной системе _".
Также, в извещении о проведении Электронного аукциона и в документации об Электронном аукционе содержится информация о размере обеспечения исполнения контракта (274 000, 00 рублей и % от начальной (максимальной) цены контракта) что соответствует требованиям пункта 8 статьи 42, части 5 статьи 63 и пункта 8 части 1 статьи 64 Федерального закона "О контрактной системе _".
Однако, в извещении и в документации об Электронном аукционе отсутствует требования к обеспечению исполнения контракта (представляемой в виде банковской гарантии) в соответствии с требованиями пункта 7 части 2 статьи 45 Федерального закона "О контрактной системе _", а также дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе _" в соответствии с частью 8.2. статьи 45 Федерального закона "О контрактной системе _", что противоречит требованиям установленным пунктом 8 статьи 42, части 5 статьи 63, пунктом 8 части 1 статьи 63 Федерального закона "О контрактной системе _".
Кроме того, согласно извещения и документации, об Электронном аукционе, срок выполнения работ, являющихся предметом Электронного аукциона установлен до 31.12.2015 г.. при этом, дата проведения аукциона указана 21.12.2015 года.
В соответствии с положениями Федерального закона "О контрактной системе _" по результатам проведения аукциона, аукционная комиссия проводит процедуру рассмотрения вторых частей заявок и подведения итогов Электронного аукциона.
При этом, согласно части 5 статьи 69 Федерального закона "О контрактной системе _" общий срок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать три рабочих дня с даты размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона.
Кроме того, согласно части 9 статьи 70 Федерального закона "О контрактной системе _" контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.
Однако, исходя из положений статьи 69 и статьи 70 Федерального закона "О контрактной системе _" контракт должен быть заключен не ранее 01 января 2016 года, таким образом, заключение и исполнение контракта на условиях, установленных в документации об Электронном аукционе (до 31.12.2015 г.) невозможно, без нарушения требования части 9 статьи 70 Федерального закона "О контрактной системе _".
При этом, согласно пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе _" описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Кроме того, согласно части 3 статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе _" не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 27 Федерального закона "О контрактной системе _" установлено, что участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона "О контрактной системе _", запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, описание объекта закупки, в том числе установление требования о выполнении работ в сроки которые не выполнимы противоречит требованиям установленным пунктом 1 части 1 и частью 3 статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе _" и ограничивает количество участников закупки, что противоречит требованиям установленным частью 1 статьи 27 и частью 2 статьи 8 Федерального закона "О контрактной системе _".
Нарушение требований пункта 8 статьи 42, части 5 статьи 63, пункта 8 части 1 статьи 63, пункта 1 части 1 и части 3 статьи 33, части 2 статьи 8 и части 1 статьи 27 Федерального закона "О контрактной системе _" содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2. статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона "О контрактной системе _" в целях централизации закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, могут быть созданы государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, уполномоченные на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, или несколько таких органов, казенных учреждений либо полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков могут быть возложены на один такой государственный орган, муниципальный орган, одно такое казенное учреждение или несколько государственных органов, муниципальных органов, казенных учреждений из числа существующих. Такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких уполномоченных органов, уполномоченных учреждений или о наделении их указанными полномочиями. Не допускается возлагать на такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта. Контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители).
Согласно пункта 2 Распоряжения Правительства Чеченской Республики от 02.12.2013 г. N375-р "О мерах по реформированию системы закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения нужд Чеченской Республики" (далее - Распоряжение N375), Комитет Правительства Чеченской Республики по государственному заказу определен органом исполнительной власти Чеченской Республики, уполномоченным на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Чеченской Республики.
В соответствии с пунктом 5.2. Порядка взаимодействия Комитета Правительства Чеченской Республики по государственному заказу с государственными и муниципальными заказчиками при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденного Постановлением Правительства Чеченской Республики от 19.12.2013 г. N339 (далее - Порядок взаимодействия), заказчик при осуществлении закупок товара, работы услуги путем проведения конкурсов аукционов в электронной форме не менее чем за десять рабочих дней до планируемой в соответствии с планом-графиком даты размещения в Единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (извещения о проведении конкурса, аукциона в электронной форме) представляет в уполномоченный орган заявку на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), в которой содержится, в том числе, утвержденная Заказчиком документация о закупке (конкурсная документация, документация об электронном аукционе), подготовленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе проект контракта, являющийся неотъемлемой частью документации о закупке.
Документация об Электронном аукционе утверждена заказчиком - Администрацией Грозненского муниципального района.
Таким образом, действия (бездействия) Заказчика - Администрацией Грозненского муниципального района в части отсутствия в извещении и в документации об Электронном аукционе требований к обеспечению исполнения контракта (представляемой в виде банковской гарантии) в соответствии с требованиями пункта 7 части 2 статьи 45 Федерального закона "О контрактной системе _", а также в части отсутствия дополнительных требования к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе _" в соответствии с частью 8.2. статьи 45 Федерального закона "О контрактной системе _" противоречат требованиям установленным пунктом 8 статьи 42, части 5 статьи 63, пунктом 8 части 1 статьи 63 Федерального закона "О контрактной системе _".
Кроме того, действия (бездействия) Заказчика - Администрации Грозненского муниципального района в части установления требований о выполнении работ в сроки которые не выполнимы противоречит требованиям установленным пунктом 1 части 1 и частью 3 статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе _" и ограничивает количество участников закупки что в свою очередь противоречит требованиям установленным частью 2 статьи 8 и части 1 статьи 27 Федерального закона "О контрактной системе _".
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе _" при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании выше изложенного и руководствуясь частями 1, 2, 4 статьи 105, на основании части 3, части 15 и части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Федерального закона "О контрактной системе _", Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать Жалобу Индивидуального предпринимателя Гончарова Дмитрия Владимировича обоснованной, в части отсутствия в извещении и в документации об Электронном аукционе требований к обеспечению исполнения контракта, и отсутствия дополнительных требования к банковской гарантии, а также в части установления требований о выполнении работ в сроки которые не выполнимы;
2. Признать в действиях Заказчика - Администрации Грозненского муниципального района нарушения требований пункта 8 статьи 42, части 5 статьи 63, пункта 8 части 1 статьи 63, пункта 1 части 1 и части 3 статьи 33, части 2 статьи 8 и части 1 статьи 27 Федерального закона "О контрактной системе _";
3. Выдать Заказчику - Администрации Грозненского муниципального района Предписание об устранении нарушения пункта 8 статьи 42, части 5 статьи 63, пункта 8 части 1 статьи 63, пункта 1 части 1 и части 3 статьи 33, части 2 статьи 8 и части 1 статьи 27 Федерального закона "О контрактной системе _" путем отмены процедуры закупки;
4. Передать материалы дела должностному лицу Чеченского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административного правонарушения в отношение должностного лица Заказчика - Администрации Грозненского муниципального района.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии <______>
Члены Комиссии: <______>
<______>
<________..>
(871-2) 22-22-91
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике от 23 декабря 2015 г. N 174-44/02
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.12.2015