Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 8 декабря 2015 г. N 842-ж/15
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Новиковой Н.В. |
- |
специалиста 1 разряда административно-кадрового отдела Челябинского УФАС России; |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрела жалобу ООО "ЭКСПРЕСС-КУРЬЕР" на действия заказчика при проведении электронного аукциона N 0169100000215000030 на поставку знаков почтовой оплаты (почтовых марок, маркированных конвертов), в присутствии:
- представителя Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области, действующего на основании доверенности от 07.12.2015;
- представителя Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области, действующего на основании доверенности от 07.12.2015;
- представителя Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области, действующего на основании доверенности от 07.12.2015;
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "ЭКСПРЕСС-КУРЬЕР" на действия заказчика при проведении электронного аукциона N 0169100000215000030 на поставку знаков почтовой оплаты (почтовых марок, маркированных конвертов).
Согласно представленным документам 26.11.2015 Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области объявило о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 990 000, 00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 04.12.2015 в 07:00.
На момент рассмотрения жалобы ООО "ЭКСПРЕСС-КУРЬЕР" контракт не заключен.
В жалобе указано, что заказчиком неправомерно размещена закупка на поставку знаков почтовой оплаты (почтовых марок, маркированных конвертов), так как поставка таких знаков может быть осуществлена ФГУП ИТЦ "Марка", что свидетельствует о необходимости закупки услуг по отправке почтовых отправлений.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились и пояснили следующее.
Закупка, размещенная заказчиком по оспариваемому аукциону, проведена с учетом того, что потребность заказчика выражена в поставке знаков почтовой оплаты, в отношении которых имеется конкурентный рынок.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 3 статьи 13 Закона о контрактной системе, заказчиками осуществляются закупки, в том числе, для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общих принципов законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что при закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчика основанием для проведения любой закупки является наличие потребности заказчика в приобретении товаров, работ, услуг для обеспечения своей деятельности.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований закупаемым товарам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
При этом, документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика.
Таким образом, при закупке товаров (работ, услуг) заказчик обязан раскрыть содержание объекта закупки, в том числе указать максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с извещением и документацией о закупке предмет закупки определен как поставка знаков почтовой оплаты (почтовых марок, маркированных конвертов).
В техническом задании документации о закупке определены характеристики закупаемых знаков почтовой оплаты, их количество и наименование.
В пункте 1.1 проекта контракта предмет контракта определен как поставка товара, из раздела 2 проекта контракта также следует, что права и обязанности сторон связаны с поставкой товара поставщиком и приобретением и оплатой товара заказчиком.
Таким образом, результатом определения поставщика по итогам проведения закупки является контракт на поставку знаков почтовой оплаты (почтовых марок, маркированных конвертов), порядок заключения которого регламентирован параграфами 3,4 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, доводы заявителя о том, что заказчик обязан разместить закупку на оказание услуг почтовой связи по пересылке почтовой корреспонденции, являются несостоятельным, как не основанными на нормах действующего законодательства о контрактной системе, предусматривающего право заказчика на определение товаров (работ, услуг), являющихся объектом закупки.
Таким образом, описание объекта закупки содержит информацию о потребности заказчика в части как определения объекта закупки, так и его описания, что соответствует пункту 1 части 1 статьи 64, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Исходя из совокупного толкования указанных положений антимонопольного законодательства, преследующих единые цели и задачи, следует, что запрещаются любые действия которые приводят или могут привести к ограничению (устранению, недопущению) конкуренции, как с точки зрения их фактического, так и возможного влияния на конкурентную среду при проведении закупки.
Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Так, заявитель указывает на то, что поставка знаков почтовой оплаты может быть осуществлена только ФГУП ИТЦ "Марка", вместе с тем заявитель не представил доказательств, свидетельствующих о невозможности участия в закупке других потенциальных хозяйствующих субъектов, которые бы позволяли сделать вывод об ограничении конкуренции.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" к деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи.
Таким образом, законодательством о естественных монополиях деятельность по обращению знаков почтовой связи не отнесена к деятельности естественных монополий, что дает возможность обращения марок на территории Российской Федерации хозяйствующим субъектам помимо ФГУП ИТЦ "Марка" и обуславливает в том числе выбранный заказчиком конкурентный способ определения поставщика.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
Признать доводы жалобы ООО "ЭКСПРЕСС-КУРЬЕР" на действия заказчика необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Н.В. Новикова
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 8 декабря 2015 г. N 842-ж/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.12.2015