Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 8 декабря 2015 г. N 853-ж/15
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "Торговый дом Русский хлеб", в присутствии:
- представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областной перинатальный центр", действующего на основании доверенности N 105 от 08.12.2015,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы и заявившего ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "Торговый дом Русский хлеб" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона N 0369200011315000121 на поставку хлебобулочных изделий (хлеб из пшеничной муки) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 18.11.2015 Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Областной перинатальный центр" объявило о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 405 080, 00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 27.11.2015 в 10:00.
Состав единой комиссии утвержден Приказом Главного врача Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областной перинатальный центр" N 10.1 от 01.01.2015.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Торговый дом Русский хлеб" контракт не заключен.
В жалобе заявителя указано, что аукционная комиссия неправомерно отстранила от участия в аукционе заявителя в виду того, что в составе заявки представлены конкретные показатели хлебобулочной продукции в качестве неизменных показателей, которые определил заказчик в документации об аукционе.
Представитель заказчика с доводами жалобы заявителя не согласился, представил письменные пояснения и на заседании Комиссии указал следующее.
Заявка ООО "Торговый дом Русский хлеб" правомерно отклонена от участия в аукционе, поскольку в заявке представлены показатели товара, сопровождающиеся формулировкой "должен быть", что позволяет сделать вывод о неоднозначности предложения участника закупки и противоречит требования документации о закупке.
Таким образом, действия аукционной комиссии соответствуют требованиям действующего законодательства.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно подпункту б пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара в первой части заявки требуется указание конкретных показателей, соответствующих значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В пункте 22 документации об аукционе в требованиях к содержанию и составу первой части заявки на участие в электронном аукционе указано, что первая часть заявки должна содержать в том числе указание конкретных показателей, соответствующих значениям, установленным документацией о таком аукционе (Приложение N 1 Техническое задание").
При этом, в пункте 23 документации об аукционе в инструкции по заполнению первой части заявки указано, что заявка не должна содержать двусмысленных толкований.
Таким образом, требования к составу первой части заявки, установленные заказчиком в указанной части, соответствуют положениям законодательства о контрактной системе.
В документации о закупке содержится спецификация на поставку хлебобулочных изделий (хлеб из пшеничной муки) (Приложение N 1 к документации об аукционе), по показателям, значения которых не могут изменяться, заказчиком установлены характеристики продукции, которые необходимо указать в неизменном виде.
При этом, как следует из буквального толкования требований к составу первой части заявки и инструкции по ее заполнению участник закупки должен конкретизировать только характеристики показателей, указанных в спецификации, что не исключает необходимость отражения в заявке конкретного предложения участника закупки на поставку товара.
Так, заявка участника закупки, по своей правовой природе является акцептом, который должен быть полным и безоговорочным в силу статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Исходя из анализа действующего законодательства предложение лица, который выражает намерение вступить в договорные отношения, должно быть достаточно определено и должно соответствовать условиям полноты и безоговорочности.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе от 27.11.2015 (далее - протокол) заявка ООО "Торговый дом Русский хлеб" (порядковый номер заявки N 1) подлежала отклонению ввиду несоответствия ее требованиям, установленным документацией о закупке в части представления неоднозначных показателей товара.
Как установлено на заседании Комиссии участник закупки в составе первой части заявки характеристики товара, указанные в графе "показатели, которые не могут изменяться" сопровождал формулировкой "должен быть", что свидетельствует о наличии двоякой и неоднозначной информации, не позволяющей сделать вывод о том будет ли предлагаемая продукция обладать качественными характеристиками, указанными в заявке.
Таким образом, отсутствие конкретного предложения участника закупки в отношении характеристик хлебобулочных изделий противоречит пунктам 22, 23 документации об аукционе, а также требованиям гражданского законодательства в части отсутствия полной и безоговорочной информации о предлагаемом товаре.
Согласно пунктам 1, 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе основанием отказа в допуске к участию в аукционе участника закупки является непредоставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации, а также несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
На основании изложенного, решение аукционной комиссии об отказе в допуске к участию в аукционе ООО "Торговый дом Русский хлеб" по причине предоставления неоднозначных сведений о характеристиках товара на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, является правомерным.
2. Согласно пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В нарушение пункта 10 части 1, части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе в извещении и документации о проведении закупки не установлено требование о том, что участник закупки не должен являться офшорной компанией.
3. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара в составе первой части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе сведения о наименовании страны происхождения товара.
В пункте 22 документации об аукционе указаны требования к составу первой части заявки о предоставлении наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
Таким образом, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, подпункта "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении наименования места происхождения товара или наименования производителя товара, тогда как Федеральным законом от 31.12.2014 N 498-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" внесены изменения, устанавливающие требования о предоставлении в составе первой части заявки страны происхождения товара.
4. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Указанные требование Закона о контрактной системе продиктованы необходимостью указания в документации о закупке максимально четких и прозрачных сведений, позволяющих участнику закупки надлежащим образом оформить заявку и принять участие в аукционе на конкурентных началах, основанных на принципах открытости, прозрачности и обеспечения конкуренции, предусмотренных статьями 7, 8 Закона о контрактной системе.
В пункте 16 документации о закупке в требованиях к участникам закупки указано, что участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки.
Вместе с тем, в пункте 22 в требованиях к составу второй части заявки отсутствует условие о необходимости предоставления конкретных документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
С учетом изложенного, в документации об электронном аукционе содержится неоднозначная информация в части требований к участнику закупки по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и необходимости подтверждения участника закупки указанному требованию в составе второй части заявки в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.
5. Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать информацию о размере обеспечения исполнения контракта, сроке и порядке предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В силу части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Таким образом, заказчик в документации о закупке наряду со сроком и порядком предоставления обеспечения исполнения контракта должен указать требования к самому обеспечению, в том числе о сроке действия обеспечения исполнения контракта.
Согласно пункту 10.1 проекта контракта срок его действия определен до 31.12.2016, за исключением обязательств по оплате товара, обязательств по возмещению убытков и выплате неустоек (штрафа, пени), что свидетельствует об установлении срока действия контракта, в том числе до полного исполнения сторонами обязательств.
Таким образом, отсутствие в проекте контракта конкретной даты, обуславливающей срок действия контракта, является нарушением части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, поскольку не позволяет определить срок действия банковской гарантии, превышающий на один месяц срок действия контракта.
6. В пункте 7.2 проекта контракта установлен размер штрафной неустойки в отношении заказчика в размере 10% от цены контракта.
Так, в соответствии с пунктом 5 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила) размер штрафа в отношении заказчика равен 2,5% от цены контракта в случае, если цена контракта менее 3 млн. рублей.
В нарушение части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в пункте 7.2 проекта контракта предусмотрены меры ответственности заказчика в виде фиксированного штрафа в размере 10%, сумма которого не соответствует размеру санкций, предусмотренных Правилами.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Торговый дом Русский хлеб" на действия аукционной комиссии необоснованными.
2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчик нарушения части 5 статьи 34, части 3 статьи 96, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64, подпункта "б" пункта 1 части 3 статьи 66, пунктов 1, 10 части 1, части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.Б. Черенкова
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 8 декабря 2015 г. N 853-ж/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.12.2015