Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 15 декабря 2015 г. N 876,875,882,883
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобы ООО "СССР", ООО "УралРегион", ООО "СТРОЙТЕХГРУПП", ООО "МЕГАЛИОН" в присутствии представителя Муниципального казённого учреждения "Служба заказчика по строительству и ремонту", действующего на основании доверенности от 10.01.2014,
в отсутствие ООО "СССР", ООО "УралРегион", ООО "СТРОЙТЕХГРУПП", ООО "МЕГАЛИОН", надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения жалоб,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России поступили жалобы ООО "СССР", ООО "УралРегион", ООО "СТРОЙТЕХГРУПП", ООО "МЕГАЛИОН" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на реконструкцию (завершение реконструкции) здания школы N 118 под детский сад комбинированного типа N 1, расположенного в городе Снежинске Челябинской области, улица Школьная, дом 13 (извещение N 0369300005115000029) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 23.11.2015 Муниципальное казённое учреждение "Служба заказчика по строительству и ремонту" объявило о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 58 827 213 рублей 82 копеек.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 09.12.2015 10:00.
На момент рассмотрения жалоб ООО "СССР", ООО "УралРегион", ООО "СТРОЙТЕХГРУПП", ООО "МЕГАЛИОН" контракт не заключен.
В жалобе ООО "СтандартСтройСервисРемонт" указано, что заказчиком не установлено требование о наличии лицензии МЧС у участника закупки, тогда как к работам, подлежащим выполнению, относится монтаж охранно-пожарной сигнализации.
Кроме того, в документации об аукционе не определены промежуточные сроки выполнения работ.
В жалобе ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" указано, что заказчиком не установлено требование о наличии лицензии МЧС у участника закупки, не предусмотрена возможность выполнения работ при наличии свидетельства СРО на отдельные виды работ, а также установлено требование в составу первой части заявки о предоставлении наименования места происхождения товара или наименования производителя товара.
В жалобе ООО "УралРегион" указано, что в документации об аукционе исключены работы по устройству малых форм, теневых навесов, ротонды и колясочной, а также не размещена исполнительная документация в отношении ранее выполненных работ, что противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.
В жалобе ООО "МЕГАЛИОН" указано, что в требованиях к составу первой части заявки не конкретизирован порядок оформления заявки с учетом объекта закупки. Представители заказчика с доводами жалобы заявителя не согласились, представили письменные пояснения и на заседании Комиссии пояснили следующее.
Лицензия по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений не требуется при выполнении работ, составляющих объект закупки, так как объектом закупки является реконструкция объекта капитального строительства.
Заказчиком установлено требование о наличии свидетельства СРО на конкретный вид работ по организации строительства, что соответствует требованиям градостроительного законодательства.
Требования к составу первой части заявки конкретизированы в инструкции по заполнению заявки с учетом предмета контракта.
Условия исполнения контракта в части отсутствия источника финансирования и промежуточных сроков выполнения работ не являются обязательными требованиями, которые должны находить отражение в проекте контракта.
Сведения об объемах и видах работ, подлежащих выполнению содержаться в разделе 6 документации об аукционе, в том числе сведения о ранее выполненных работах.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1.1 Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в документации об аукционе в силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в статье пункте 1 части 1 статьи 31 Федерального закона.
Согласно системному толкованию указанных положений Закона о контрактной системе участник закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.
При этом, установление действующим законодательством требований к лицу, выполняющему работу, фактически означает требование к подрядчику, что порождает для участника закупки обязанность по подтверждению его соответствия указанным требования путем предоставления соответствующих документов на стадии подачи заявок на участие в аукционе.
Объектом закупки является выполнение работ по реконструкции (завершению реконструкции) здания школы N 118 под детский сад комбинированного типа N 1, расположенного в городе Снежинске Челябинской области, улица Школьная, дом 13, объем и виды которых определены в проектной и сметной документации, как следует из части 6.2 раздела 6 документации об аукционе.
В состав проекта входят работы по монтажу охранно-пожарной сигнализации в соответствии с разделом К1/3-ПИР.2008ОПС, объем которых определен в сметах 02-1-17 и 02-2-04.
Так, в соответствии со сметой 02-1-17 требуется осуществить, в том числе монтажные работы по установке приборов ПС приемно-контрольных, пусковых, концентратора блока базового, извещателя ПС автоматического дымового, фотоэлектрического, радиоизотопного, светового в нормальном исполнении, извещателя пожарного ручного, извещателя охранного поверхностного звукового Арфа-2.
В смете 02-2-04 предусмотрено выполнение аналогичных работ, указанных в смете 02-1-17.
В пункте 3.1.1 раздела 3, пункте 3.1 раздела 4 документации об аукционе в требованиях к участникам закупки указано, а также в требованиях к составу второй части заявки указано, что участник закупки должен предоставить свидетельство о допуске к работам по организации строительства по пункту 33.3 "жилищно-гражданское строительство" (далее - свидетельство на организацию строительства) Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", утвержденного Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации N 624 от 30 декабря 2009 года (далее - Перечень).
При этом, в пункте 3.1.1 раздела 3 документации об аукционе указано, что лицензия на выполнение работ, являющихся предметом закупки, участнику закупки не требуется.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений включена в перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" (далее -Постановление) установлен порядок лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Таким образом, Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", равно как и Постановлением предусмотрено императивное требование о выполнении работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений исключительно на основании лицензии.
При этом, установленное в документации о закупке требование к участнику закупки о наличии свидетельства на организацию строительства, не снимает с заказчика обязанность по установлению требования к участнику закупки о предоставлении в составе второй части заявки лицензии на выполнение работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с указанием конкретных видов разрешенной деятельности, соответствующей объекту закупки.
Кроме того, наличие у участника закупки свидетельства СРО не дает ему право организовывать работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, подлежащих лицензированию, равно как и не снимает с него обязанность по получению лицензии для выполнения указанных работ.
Таким образом, не установление заказчиком требования к участнику закупки и к составу второй части заявки о предоставлении лицензии на выполнение работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений не соответствует требованиям лицензионного законодательства, а также объекту закупки, включающему выполнение работ в соответствии со сметами 02-1-17, 02-2-04, предусматривающими монтаж охранно-пожарной сигнализации в нарушение пункта 2 части 1, части 3 статьи 64, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 1 части 1, 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.
1.2 Как следует из части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Таким образом, условием допуска к участию в закупке в случае осуществления закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о закупке в соответствии с положениями пункта 2 части 1, части 3 статьи 64, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 1 части 1, 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, должно являться обязательное наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
С учетом характера и видов работ, являющихся предметом закупки, в требованиях к составу второй части заявки заказчик должен указать конкретные виды работ по организации строительства, являющиеся объектом закупки, в соответствии с Перечнем.
В пункте 3.1.1 раздела 3, пункте 3.1 раздела 4 документации об аукционе к участнику закупки установлены требования о наличии действующего свидетельства о допуске к работам по организации строительства по пункту 33.3 "жилищно-гражданское строительство", что соответствует как требованиям законодательства о контрактной системе, так и требованиям градостроительного законодательства.
1.3 Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, в соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе требования к составу первой части заявки установлены с учетом объекта закупки, что свидетельствует о необходимости указания в документации об аукционе данных требований в зависимости от того, что является предметом контракта: поставка товара, выполнение работ (оказание услуг) без использования товара, выполнение работ (оказание услуг) с использованием товара.
Согласно подпункту б пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар в первой части заявки требуется выражение согласия на выполнение работ, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Таким образом, требования к содержанию заявки и инструкция по ее заполнению должны содержать однозначные и безусловные условия, позволяющие участникам закупки надлежащим образом оформить заявку.
В пункте 3.2 раздела 4 документации об аукционе требования к содержанию и составу первой части заявки на участие в аукционе установлены безотносительно к предмету контракта, для заключения которого размещена закупка. Так, требования к составу заявки указаны как при размещении закупки на поставку товара, выполнение работ (оказание услуг) без использования товара, выполнение работ (оказание услуг) с использованием товара, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
При этом, конкретизация порядка заполнения первой части заявки в инструкции по заполнению заявки не снимает с заказчика обязанность по установлению конкретной и однозначной информации в требованиях к составу первой части заявки с учетом специфики объекта закупки.
С учетом изложенного, в документации об электронном аукционе содержатся неоднозначные требования к содержанию первой части заявки участника закупки в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в пункте 3.2 раздела 4 документации об аукционе заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении наименования места происхождения товара или наименования производителя товара, тогда как Федеральным законом от 31.12.2014 N 498-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" внесены изменения, устанавливающие требования о предоставлении в составе первой части заявки страны происхождения товара.
2. Как следует из совокупного толкования части 2 статьи 42, части 5 статьи 63, частей 1,4 статьи 64 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке и проекте контракта, являющемся неотъемлемой частью документации, должна содержаться информация о наименовании и описании объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
При этом, как следует из части 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Таким образом, установление промежуточных сроков выполнения работ является правом заказчика, тогда как в проекте контракта не предусмотрено условие об определении им промежуточных сроков выполнения работ, что свидетельствует о том, что для заказчика юридически значимым является определение только начального и конечного срока выполнения работ, что отражено в пункте 2.1 проекта контракта.
При этом указание в пункте 6.4 раздела 6 документации об аукционе на то, что подрядчик обязан разработать график производства работ и согласовать его заказчиком с учетом начального и конечного срока выполнения работ, не свидетельствует о том, что подрядчик должен определить промежуточные сроки выполнения работ, что соответствует части 2 статьи 42, пункта 1 части 1,4 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация об источнике финансирования.
Извещение о проведении электронного аукциона, опубликованное на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, во исполнение требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе содержит сведения об источнике финансирования, а именно: Бюджет Муниципального образования г. Снежинск (лимиты финансирования МКУ "СЗСР" на 2015 год).
Представители заказчика на заседании Комиссии пояснили, что статья 34 Закона о контрактной системе не предусматривает обязанности заказчика по включению в проект контракта сведений об источнике финансирования.
Таким образом, довод заявителя относительно нарушения заказчиком требований части 1 статьи 34 закона о контрактной системе в связи с отсутствием в проекте контракта сведений об источнике финансирования является необоснованным в виду недоказанности.
4. Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к выполняемым работам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.
При этом, документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Таким образом, неопределенность сведений о потребности заказчика в работах, являющихся предметом закупки, может привести к тому, что контракт, по которому не определен его предмет, являющийся существенным условием договора подряда, в соответствии с частью 1 статьи 432 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) может быть признан незаключенным.
Предметом закупки является реконструкция (завершение реконструкции) здания школы N 118 под детский сад комбинированного типа N 1, расположенного в городе Снежинске Челябинской области, улица Школьная, дом 13 (извещение N 0369300005115000029), объем и виды которых определены в разделе 6 к документации об аукционе, в части 6.2 которого указано, что необходимо выполнить все работы по реконструкции (завершению реконструкции) здания школы N118 под МДОУ "Детский сад комбинированного типа N1", указанные в приведённой выше документации (проектной, рабочей) (кроме работ, выполненных до размещения извещения об осуществлении настоящей закупки, а также работ по устройству работ по устройству малых форм, теневых навесов, ротонды и колясочной).
При этом, объем и виды выполненных работ, определены заказчиком в части 6.1 раздела 6 документации об аукционе, тогда как размещение исполнительной, сметной документации по ранее осуществленной закупке, не предусмотрено действующим законодательством, а также необходимость размещения указанной информации не доказана заявителем.
Принимая во внимание, что выявленные нарушения в действиях заказчика не повлияли на результаты аукциона, так как победитель аукциона - ООО "СтройОптимум" имеет лицензию на выполнение работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений от 14.04.2010 N 4-Б/00358 с разрешенными видами деятельности, требуемыми для выполнения работ, указанных в документации об аукционе, снижение начальной (максимальной) цены контракта на 5 294 449 рублей, срок выполнение работ - до 01.09.2016, антимонопольный орган, руководствуясь принципами разумности, добросовестности и справедливости, принимает решение предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Комиссия, руководствуясь статьей статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "СтандартСтройСервисРемонт", ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" на действия заказчика обоснованными в части установления требований к участнику закупки по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
2. Признать доводы жалобы ООО "МЕГАЛИОН" на действия заказчика обоснованными в части установления требований к составу первой части заявки.
3. Признать доводы жалобы ООО "УралРегион" на действия заказчика необоснованными.
4. Признать в действиях заказчика нарушения части 1, части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64, части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены Комиссии В.А. Ливончик
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 15 декабря 2015 г. N 876,875,882,883
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.12.2015