Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 15 декабря 2015 г. N 881-ж/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Новиковой Н.В. |
- |
специалиста 1 разряда административно-кадрового отдела Челябинского УФАС России; |
|
Гареевой Д.Ф. |
- |
ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "ВЕКТОР" (далее - Общество, Участник закупки, Заявитель, Податель жалобы) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на услуги по организации конгресса и деловых сессий в форматах нетворкинга, бизнес-завтраков, встреч с представителями власти для действующих предпринимателей в рамках реализации программы по вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность (извещение N 0369200023115000019) (далее - Аукцион), в присутствии
представителей Государственного бюджетного учреждения "Молодежный ресурсный центр" (далее - Заказчик), действующих на основании приказа о возложении обязанностей контрактного управляющего от 24.11.2015 N 68, доверенности б/н, в отсутствие представителей Заявителя, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и рассмотрении жалобы по существу,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 09.12.2015 поступила жалоба ООО "ВЕКТОР" на действия Заказчика при проведении Аукциона, объявленного Заказчиком и Уполномоченным органом путем опубликования на официальном сайте в сети "Интернет" www. zakupki.gov.ru 30.11.2015 извещения о проведении Аукциона и документации об Аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 950 000 рублей.
По состоянию на 15.12.2015 контракт по объекту рассматриваемой закупки не заключен, заключение контракта приостановлено по требованию антимонопольного органа, что подтверждается письмом Заказчика от 15.12.2015 N 01-147.
Заявитель в жалобе указывает на то, что Заказчиком неправомерно сокращены сроки оказания услуг (всего 2-5 дней), сроки подачи заявок на участие в Аукционе.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные возражения (исх. N 01-148 от 15.12.2015), пояснили, что действия Заказчика соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе, сокращенные сроки оказания услуг связаны с поздним получением Заказчиком финансирования (федеральные субсидии получены в октябре 2015 года), сроки подачи заявок соответствуют требованиям части 2 статьи 63 Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика также обратили внимание антимонопольного органа на то, что не совершали действий, направленных на ограничение количества участников закупки, что подтверждается протоколом рассмотрения первых частей заявок от 09.12.2015 (на участие в Аукционе поступило 6 заявок, решением аукционной комиссии все участники закупки допущены к участию в Аукционе, по результатам Аукциона начальная (максимальная) цена контракта снижена до 26,27%).
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе Комиссия, рассмотрев доводы жалобы ООО "ВЕКТОР" и проведя внеплановую проверку, пришла к следующим выводам.
1. Согласно части 2 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Заказчиком извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе 30.11.2015.
Извещением о проведении Аукциона предусмотрена дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 08.12.2015 10:00.
Таким образом, Заказчиком установлен срок окончания подачи заявок, включающий 7 календарных дней, в соответствии с частью 2 статьи 63 Закона о контрактной системе
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об Аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Установление порядка оказания услуг в проекте контракта, документации о закупке организует работу участника по исполнению контракта, помогает наладить взаимодействие сотрудников участника закупки и заказчика при исполнении контракта и позволяет:
1) обеспечить необходимые условия для эффективного взаимодействия сторон контракта в вопросах исполнения контракта, отчета о ходе его исполнения, порядка сдачи результатов, а также оперативного решения возникающих в процессе конфликтов;
2) рационально использовать ресурсы (временные, производственные, трудовые, транспортные) участника закупки и заказчика при исполнении контракта;
3) усовершенствовать контроль за исполнением контракта;
4) оптимально разместить производительные силы;
5) содействовать достижению ожидаемого результата;
6) обеспечить документальное и информационное взаимодействие.
Заранее спланированный порядок оказания услуг дает возможность участнику закупки на стадии определения поставщика принять решение об участии в закупке, рассчитать коммерческое предложение, риски, а также выделить ресурсы на исполнение контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе устанавливает, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Описание объекта закупки - это фиксация заказчиком в документации о закупке качественных и количественных характеристик, признаков товаров, услуг, работ, регламента и порядка действий при поставке товара, выполнении работ, оказании услуг, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям.
Такая фиксация требований Заказчика позволяет идентифицировать объект закупки, установить результат, достижение которого признается со стороны Заказчика должным исполнением контракта.
Наличие в документации о закупке полного и прозрачного описания объекта закупки, конкретных условий исполнения контракта, подразумевающих последовательность действий Заказчика и исполнителя, позволяет участнику закупки понять поставленную задачу в полной мере, способствует выработке объективных, системно организованных знаний об объекте закупки и условиях исполнения контракта.
В силу части 1 статьи 64, частью 5 статьи 63, пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что документация об Аукционе и извещение о проведении Аукциона должны содержать график оказания услуг.
График оказания услуг, являющихся объектом закупки, изложен Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе (Приложение N 1 к документации об Аукционе).
Заявителем на заседании Комиссии Челябинского УФАС России не представлено документов и сведений, свидетельствующих о совершении Заказчиком действий, направленных на ограничение количества участников закупки.
Следует отметить, что на участие в Аукционе заявки подали 6 участников закупки, все они допущены решением аукционной комиссии к участию в Аукционе.
Согласно протоколу Аукциона от 14.12.2015 ценовые предложения подали три участника закупки, начальная (максимальная) цена контракта снижена на 26,27%.
Решением аукционной комиссии, отраженным в протоколе подведения итогов электронного аукциона от 14.12.2015 N0369200023115000019-3 Победителем Аукциона признан Индивидуальный предприниматель Стяжкова Лилия Рашидовна.
В ходе проведения внеплановой проверки в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
3. В нарушение пункта 6 части 5 статьи 63, пунктов 3-5,7,9,10 части 1, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе в извещении о проведении Аукциона отсутствуют следующие требования к участникам закупки:
1) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
2) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
3) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
4) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
5) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов;
6) участник закупки не является офшорной компанией.
4. В нарушение части 3 статьи 64, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении о проведении Аукциона и пункте 13 документации об Аукционе неправомерно установлено требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, поскольку не соответствует объекту рассматриваемой закупки (не требуется наличие у участника закупки какого-либо специального разрешения - лицензии, свидетельства СРО, аттестата аккредитации и т.д.).
5. Согласно части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Правила), но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Пунктом 6.3 проекта контракта определено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательств, и устанавливается в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Исполнителем.
Установление Заказчиком в пункте 6.3 проекта контракта фиксированного размера пени (1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации) не соответствует части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, поскольку по результатам расчета по формуле, установленной пунктами 6-8 Правил размер пени может быть 0,01 или 0,02 или 0,03 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Кроме того, проект контракта не содержит формулу расчета пени, установленную пунктами 6-8 Правил, что не соответствует требованиям части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе.
6. Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Аналогичные требования к сроку действия банковской гарантии установлены заказчиком в пункте 8 документации об Аукционе, пункте 7.5 проекта контракта.
Согласно пункту 11.1 проекта контракта контракт вступает в силу с момента подписание контракта обеими сторонами и действует до полного исполнения сторонами обязательств, принятых на себя по контракту.
Действительно, в силу статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации срок может быть обозначен календарной датой, периодом времени в годах, месяцах, днях, так и определен указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Вместе с тем, указание срока действия контракта (окончания срока действия контракта) в виде события, не обладающего признаком неизбежности наступления, приводит к невозможности представления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта со сроком действия, превышающим срок действия контракта, поскольку отсутствует возможность установить, когда наступит событие, связанное с полными исполнением обязательств сторонами, и является нарушением части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, поскольку ограничивает право участника закупки на самостоятельный выбор способа обеспечения исполнения контракта.
Исходя из изложенного, информации, представленной сторонами, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "ВЕКТОР" на действия Заказчика необоснованными ввиду недоказанности.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 6 части 5 статьи 63, пунктов 3-5,7,9,10 части 1, части 5 статьи 31, части 3 статьи 64, части 7 статьи 34, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Н.В. Новикова
Д.Ф. Гареева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 15 декабря 2015 г. N 881-ж/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.12.2015