Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 18 декабря 2015 г. N 895-ж/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Гареевой Д.Ф. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО ЧОО "ТРИУМФ" на действия заказчика при проведении открытого конкурса на оказание услуг по вооруженной охране Ледового дворца спорта в г. Челябинске, расположенного по адресу: 454003, г. Челябинск, ул. 250-лет Челябинску, 38 (далее спортсооружение или здание), а также товарно-материальных ценностей, находящихся в здании и на прилегаемой к нему территории (извещение N 0369200019315000013) в присутствии:
- представителя ОБУ "Ледовая Арена "Трактор" (далее - заказчик), действующего на основании доверенности от 16.02.2015 N 74 АА 2490176;
- представителя ГСБУ "Челябинский областной фонд имущества" (далее - специализированная организация), действующего на основании доверенности от 17.12.2015 N 17;
- представителя ООО ЧОО "ТРИУМФ" (далее - заявитель), действующего на основании доверенности от 10.08.2015,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 11.12.2015 поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении открытого конкурса на оказание услуг по вооруженной охране Ледового дворца спорта в г. Челябинске, расположенного по адресу: 454003, г. Челябинск, ул. 250-лет Челябинску, 38 (далее спортсооружение или здание), а также товарно-материальных ценностей, находящихся в здании и на прилегаемой к нему территории (извещение N 0369200019315000013) (далее - закупка).
Согласно представленным документам заказчик объявил о проведении открытого конкурса путем опубликования 03.12.2015 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения N 0369200019315000013 об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта - 14 500 000,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 21.12.2015 16:00.
На дату рассмотрения жалобы контракт по итогам проведения закупки не заключен, прием заявок не завершен.
Согласно доводам жалобы содержание конкурсной документации противоречит статье 8 Закона о контрактной системе, так как в подпункте 2 пункта 12.2 части 2 Информационной карты заказчиком установлен Показатель 1, требующий наличие у участника закупки опыта по оказанию охранных услуг на объектах при проведении массовых мероприятий (не менее 7400 человек единовременно), что необоснованно ограничивает число участников закупки по следующим основаниям:
1. Ледовая арена "Трактор" является самым крупным сооружением в городе Челябинске по вместимости участников массовых мероприятий (7500 человек единовременно);
2. Опыт участника по охране такого объекта может быть только у охранного предприятия, которое охраняло указанный объект;
3. Установленный заказчиком в подпункте 2 пункта 12.2 части 2 Информационной карты Показатель 1 предусматривает монополизм на охранные услуги по данному объекту;
4. Существует множество охранных предприятий в Челябинской области, имеющих большой и безупречный опыт по охране массовых мероприятий, которые не могут участвовать в данной закупке в связи с установлением заказчиком в подпункте 2 пункта 12.2 части 2 Информационной карты Показателя 1.
Представители заказчика, специализированной организации с доводами, изложенными в жалобе, не согласились и пояснили следующее.
Согласно разрешению на ввод объекта Ледовая арена "Трактор" в эксплуатацию (N RU74315000-105-2011 от 15.07.2011), выданного Администрацией города Челябинска, количество зрительских мест для проведения хоккейных матчей составляет 7 415 мест, а при проведении иных спортивных мероприятий - 9 000 мест.
К числу основных спортивных мероприятий с массовым пребыванием на них населения, проводимых в спортсооружении, относятся хоккейные матчи Чемпионата Континентальной хоккейной лиги с участием основной команды ЧГОО ХК "Трактор".
Согласно договору оказания услуг по обеспечению проведения спортивных мероприятий от 01.07.2015 N 38 заказчик оказывает ЧГОО ХК "Трактор" услуги по обслуживанию хоккейных матчей, а хоккейный клуб организует и проводит хоккейные матчи.
По данным ЧГОО ХК "Трактор" (справки от 15.12.2015 исх. N 706) количество зрителей, участников хоккейных матчей и обслуживающего персонала во время проведения в спортсооружении хоккейных матчей составляет от 4500 до 7500 человек. Согласно календарю хоккейных матчей Чемпионата КХЛ в спортивном сезоне 2015-2016 годов в спортсооружении планируется провести 30 таких матчей.
Заказчиком для оценки заявок участников закупки в конкурсной документации установлен нестоимостной критерий - квалификация участников закупки. В рамках данного критерия оценки заявок одним из показателей является опыт участника открытого конкурса по оказанию охранных услуг на объектах при проведении массовых мероприятий (не менее 7 400 человек единовременно). Установление данного показателя обусловлено условиями эксплуатации спортсооружения, а именно систематическое проведение массовых мероприятий с единовременных посещением в количестве до 7 500 человек.
При этом к учету принимается опыт оказания охранных услуг, оказанных не только на спортивных объектах, но и на любых других, в их числе охрана торгово-развлекательного комплекса "Горки" город Челябинск (посещаемость до 40 000 человек), арены "Металлург" город Магнитогорск (вместимость 7 500 человек), арены "Уралец" город Екатеринбург (вместимость более 7 000 человек).
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, рассмотрев доводы, изложенные в жалобе, проведя внеплановую проверку закупки, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Правил в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
- цена контракта;
- расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
- стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);
- предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с положениями пункта 8 Правил для оценки заявок заказчик устанавливает в документации о закупке не менее двух критериев оценки, одним из которых должен быть критерий "цена контракта".
Следовательно, заказчик для оценки заявок на участие в закупке вправе также установить в конкурсной документации как один из нестоимостных критериев, так и оба нестоимостных критерия.
Как следует из содержания пункта 12.1 части 2 Информационной карты заказчиком установлено 2 критерия оценки заявок, а именно: стоимостной - цена контракта и нестоимостной - квалификация участника открытого конкурса.
Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно пункту 12.2 части 2 Информационной карты в рамках нестоимостного критерия "Квалификация участника открытого конкурса" предусматриваются такие показатели, как:
1. Опыт участника открытого конкурса по оказанию охранных услуг на объектах при проведении массовых мероприятий (не менее 7 400 человек единовременно);
2. Наличие у участника открытого конкурса, состоящих у него в штате и работающих по основному месту работы работников (охранников), имеющих разрешение на хранение и использование оружия;
3. Наличие работников (охранников), состоящих в штате участника открытого конкурса по основному месту работы, прошедших курсы повышения квалификации сотрудников частных охранных организаций по охране и обеспечению антитеррористической защищенности и безопасности объектов с массовым пребыванием граждан (далее - курсы по антитеррору).
Согласно доводам заявителя содержание Показателя 1 в нарушение статьи 8 Закона о контрактной системе ограничивает количество участников закупки.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно пункту 3 Правил оценка - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.
Таким образом, отсутствие в заявке на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) сведений, подтверждающих опыт участника открытого конкурса по оказанию охранных услуг на объектах при проведении массовых мероприятий (не менее 7 400 человек единовременно), не может являться основанием для отстранения такого участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что доводы заявителя относительно необоснованного установления заказчиком показателя 1 по критерию оценки заявок "Квалификация участника открытого конкурса", влекущего ограничение количества участников закупки, не находят своего подтверждения на заседании Комиссии.
При рассмотрении жалобы, комиссией проведена внеплановая проверка документации о закупке и извещения о закупке, в ходе которой установлено следующее.
1. Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Как следует из положений части 9 статьи 32 Закона о контрактной системе, не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
В силу пункта 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно пункту 12.2 части 2 Информационной карты в рамках показателя 1 оценивается наличие у участника открытого конкурса опыта работы по оказанию охранных услуг на объектах при проведении массовых мероприятий (не менее 7 400 человек единовременно).
Из содержания пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе следует, что извещение об осуществлении закупки, конкурсная документация должны содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Вместе с тем, ни извещение об осуществлении закупки, ни конкурсная документация, в том числе проект контракта, не содержат сведений о том, что в рамках исполнения контракта, заключенного по результатам открытого конкурса (извещение N 0369200019315000013), исполнителем будут оказываться услуги по охране при проведении массовых мероприятий, на которых единовременно будут присутствовать не менее 7 400 человек.
Доводы представителя заказчика относительно того, что при оценке опыта участника открытого конкурса по оказанию охранных услуг на объектах при проведении массовых мероприятий (не менее 7 400 человек единовременно) конкурсной комиссией будет учитываться опыт оказания охранных услуг, например, в торгово-развлекательном комплексе "Горки" город Челябинск (посещаемость до 40 000 человек), арена "Металлург" город Магнитогорск (вместимость 7 500 человек), арена "Уралец" город Екатеринбург (вместимость более 7 000 человек), не принимаются Комиссией во внимание, так как для получения максимального балла участнику закупки, согласно требованиям заказчика, необходимо представить подтверждение опыта по оказанию охранных услуг на объектах при проведении массовых мероприятий, на которых единовременно присутствовало не менее 7 400 человек.
Такие понятия как посещаемость, вместимость и единовременное присутствие не являются равнозначными. В связи с чем, члены конкурсной комиссии вопреки доводам представителя заказчика, не смогут присвоить баллы по рассматриваемому показателю участникам закупки, представившим опыт оказания охранных услуг на объектах с посещаемостью до 40 000 человек или вместимостью 7 500 человек.
Более того, согласно пункту 12.2 части 2 Информационной карты при наличии у участника открытого конкурса опыта работы по оказанию охранных услуг на объектах при проведении массовых мероприятий (не менее 7 400 человек единовременно) участник открытого конкурса получает до 30 баллов, а именно:
1) от 1 до 3 массовых мероприятий - 10 баллов
2) от 4 до 6 массовых мероприятий - 20 баллов
3) от 7 и более массовых мероприятий - 30 баллов
- при отсутствии указанного опыта участник открытого конкурса получает 0 баллов.
Однако, количество массовых мероприятий также не нашло своего отражения ни в извещении об осуществлении закупки, ни в конкурсной документации, в том числе проекте контракта, тогда как в рамках показателя 1 по критерию оценки заявок "Квалификация участника открытого конкурса" при наличии опыта участника открытого конкурса по оказанию охранных услуг на объектах при проведении массовых мероприятий (не менее 7 400 человек единовременно) конкурсной комиссией оценивается количество проведенных массовых мероприятий.
Так, в Техническом задании (Приложение 1 к документации об открытом конкурсе) в пункте 3 в позиции 2 таблицы "Требования к организации постов охраны" указано следующее.
N п.п. |
Посты охраны/ доп. услуги |
Кол-во охранников / контролеров-распорядителей (чел.) |
Условия охраны |
Кол-во часов охраны в день/за весь срок оказания охранных услуг |
2. |
Усиление при проведении массовых мероприятий: |
|||
2.1. |
Усиление при проведении хоккейных матчей регулярного чемпионата Континентальной Хоккейной Лиги |
34/39 |
40 дней |
6/- |
2.2. |
Усиление при проведении хоккейных матчей регулярного чемпионата Молодежной Хоккейной Лиги |
7/- |
27 дней |
6/- |
2.3. |
Усиление при проведении иных массовых мероприятий |
до 23/- |
По требованию заказчика |
-/300 |
На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что в некоторых случаях количество дней может быть равно количеству мероприятий, однако не всегда одно мероприятие длится один день, поскольку его продолжительность может составлять неделю и более.
Следовательно, конкурсная документация не содержит сведений как об общем количестве массовых мероприятий, так и о количестве единовременно присутствующих человек на таком мероприятии.
С учетом изложенного, содержание показателя 1 критерия оценки заявок "Квалификация участника открытого конкурса" не сопоставимо характеру и объему услуг, обозначенному в извещении об осуществлении закупки, конкурсной документации, в том числе проекте контракта, что нарушает требования пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, пункта 27 Правил.
Кроме того, следует отметить, что согласно пункту 5.1 Технического задания к охране объекта допускаются охранники имеющие удостоверение частного охранника и квалификацию не ниже 4-го разряда или охранника ФГУП "Охрана" МВД России.
Вместе с тем, показатель 3 критерия оценки заявок "Квалификация участника открытого конкурса" предусматривает наличие работников (охранников), состоящих в штате участника открытого конкурса по основному месту работы, прошедших курсы повышения квалификации сотрудников частных охранных организаций по охране и обеспечению антитеррористической защищенности и безопасности объектов с массовым пребыванием граждан (далее - курсы по антитеррору).
ФГУП "Охрана" МВД России является федеральным государственным предприятием, сотрудники которого не должны проходить курсы повышения квалификации сотрудников частных охранных организаций по охране и обеспечению антитеррористической защищенности и безопасности объектов с массовым пребыванием граждан.
Таким образом, заказчиком в конкурсной документации установлен порядок оценки заявок по показателю 3 критерия оценки заявок "Квалификация участника открытого конкурса", который в нарушение части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе предоставляет преимущественные условия для участия в закупке частным охранным предприятиям, тогда как ФГУП "Охрана" МВД России при подаче заявки должно быть присвоено по данному показателю 0 баллов, что ставит участников конкурса в неравные условия в противоречие части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Пунктом 3.2 части 2 Информационной карты предусмотрено, что описание объекта закупки указано заказчиком в Приложении 1 к документации об открытом конкурсе.
Согласно пункту 5.1 Технического задания (Приложение 1 к документации об открытом конкурсе) исполнение обязанностей по охране объекта должно осуществляться в соответствии с утвержденной заказчиком инструкцией.
Однако утвержденная заказчиком инструкция, которая согласно положениям конкурсной документации определяет порядок оказания услуг, не входит в состав конкурсной документации, что не соответствует пункту 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку отсутствие инструкции не позволяет определить требования заказчика к оказываемым услугам.
3. В силу пункту 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В пункте 17.1 части 2 Информационной карты заказчиком требования к участникам закупки, установленные действующим законодательством РФ к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся объектом закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона о контрактной системе, а именно:
"Наличие действующей на весь срок оказания услуг лицензии на право осуществления частной охранной деятельности в соответствии со статьей 11.2 Федерального закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" и Положением о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" либо положение о соответствующем структурном подразделении (для подразделений вневедомственной охраны органов внутренних дел)".
Согласно статье 3 Закона о частной детективной и охранной деятельности в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона.
Таким образом, заказчиком в нарушение части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе в пункте 17.1 части 2 Информационной карты установлено требование к участникам закупки без конкретизации данного требования применительно к объекту закупки.
Вместе с тем, отсутствие в документации о закупке конкретизированных требований относительно вида лицензии не позволяет сделать однозначный вывод об установленных заказчиком требованиях, тогда как документация должна содержать конкретные требования к участникам закупки в соответствии с объектом закупки.
Кроме того, в нарушение части 5 статьи 31, пункта 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении закупки не указаны требования о соответствии участника закупки единым требованиям, предусмотренным пунктами 1, 3-5, 7,9, 10 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Следует отметить, что из содержания пункта 5.1 Технического задания можно сделать вывод о том, что к охране объекта заказчиком допускаются, в том числе охранники ФГУП "Охрана" МВД России.
ФГУП "Охрана" МВД России оказывает услуги на основании Постановления Правительства РФ от 11.02.2005 N 66 "Вопросы реформирования вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации", а также Устава ФГУП "Охрана" МВД России, утвержденного Приказом МВД России от 13.05.2011 N 367 "О некоторых вопросах организации деятельности федерального государственного унитарного предприятия "Охрана" Министерства внутренних дел Российской Федерации".
Между тем, пункт 17.1 части 2 Информационной карты не содержит требования о предоставлении Устава ФГУП "Охрана" МВД России, который подтверждает соответствие участника закупки требованиям, установленным действующим законодательством РФ к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся объектом закупки, что не соответствует пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
4. Статьей 3 Закона о частной детективной и охранной деятельности предусмотрен исчерпывающий перечень видов услуг, которые разрешается предоставлять в целях охраны.
Заказчиком при описании объекта закупки в Техническом задании (пункт 4) предусмотрено, что в целях предотвращения и профилактики совершения террористических и экстремистских актов на объекте исполнитель собственными силами или с привлечением третьего лица, имеющего право на оказание таких услуг, обязуется обеспечить обследование объекта на наличие взрывоопасных предметов, а при обнаружении взрывоопасных предметов, - удалить их с объекта и произвести ликвидацию.
Однако ликвидация взрывоопасных предметов не входит в перечень услуг, оказываемых при охране объекта, согласно статье 3 Закона о частной детективной и охранной деятельности.
Более того, взрывоопасный предмет - устройство или вещество, способное при определенных условиях (наличии источника инициирования, возбуждения и т.п.) практически мгновенное выделять большое количество энергии, обладающей разрушающей и поражающей силой.
К взрывоопасным предметам относятся: боеприпасы артиллерийские и ракеты всех калибров и типов; ручные и противотанковые гранаты; авиабомбы и кассетные боеприпасы всех калибров; инженерные боеприпасы всех типов; авиационные боеприпасы, "зависшие" при боевом применении; самодельные взрывные устройства, а также фугасы (управляемые и неуправляемые).
Согласно статье 1 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" боеприпасы - предметы вооружения и метаемое снаряжение, предназначенные для поражения цели и содержащие разрывной, метательный, пиротехнический или вышибной заряды либо их сочетание.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применение пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом, относится к лицензируемым видам деятельности.
Лицензирование деятельности по утилизации боеприпасов в соответствии с Положением о лицензировании разработки, производства, испытания, хранения, реализации и утилизации боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применения пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.09.2012 N 925, осуществляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза" предусмотрена группа 93 "Оружие и боеприпасы; их части и принадлежности".
Указанная группа включает в себя, в том числе товарную позицию 9306, в которую включены такие боеприпасы, бомбы, гранаты, торпеды, мины, ракеты и аналогичные средства для ведения боевых действий, их части; патроны, прочие боеприпасы, снаряды и их части, включая дробь и пыжи для патронов.
Таким образом, в случае необходимости в рамках исполнения контракта осуществления деятельности по удалению и ликвидации взрывоопасных предметов, заказчиком в извещении об осуществлении закупки, в конкурсной документации должно быть установлено требование о наличии у участника закупки лицензии на разработку, производство, испытание, хранение, реализацию и утилизацию боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применение пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом, вид работ - утилизация боеприпасов.
Комиссия, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО ЧОО "ТРИУМФ" необоснованными.
2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение части 2 статьи 8, части 5 статьи 31, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 2 части 3 статьи 49, пунктов 1, 4, 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, пункта 27 Правил.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены комиссии Е.В. Кулезнева
Д.Ф. Гареева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 18 декабря 2015 г. N 895-ж/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.12.2015