Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 28 декабря 2015 г. N 926-ж/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Гареевой Д.Ф. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
в ходе рассмотрения жалобы ООО Производственная-коммерческая фирма "АВАНГАРД", в присутствии:
- представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная клиническая больница N 2", действующего на основании доверенности N 3 от 12.01.2015,
- члена конкурсной комиссии, личность удостоверена паспортом;
- представителя ООО Производственная-коммерческая фирма "АВАНГАРД", действующего на основании доверенности от 25.11.2015,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО Производственная-коммерческая фирма "АВАНГАРД" на действия заказчика при проведении конкурса с ограниченным участием N 0369300195715000400 на оказание услуг по лечебному питанию для пациентов, находящихся на стационарном лечении в ГБУЗ ОКБ N 2 в 2016 г. (далее - конкурс).
Извещение о проведении конкурса опубликовано на официальном сайте 17.11.2015 (в последней редакции).
Начальная (максимальная) цена контракта - 13 152 450 рублей 00 копеек.
Дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе - 22.12.2015 в 10:00.
На дату рассмотрения жалобы ООО Производственная-коммерческая фирма "АВАНГАРД" контракт не заключен.
На заседании Комиссии заявитель поддержал доводы жалобы и указал следующее.
1. Заказчиком в конкурсной документации установлено содержание показателя по нестоимостному критерию в части: наличие сестры диетической медицинской и/или врача-диетолога, не соответствующее предмету закупки, тем самым нарушены пункты 10, 13 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085.
2. Заказчиком в нарушение пункта 11 Правил, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в конкурсной документации определено два порядка расчета баллов по показателю критерия "Квалификация участника конкурса".
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения и указал следующее.
1. Специфика лечебного процесса подразумевает наличие структуры производства и структуры специалистов, занятых в этом производстве. Согласно Приказу Минздрава России от 05.08.2003 N 330 "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации" на пищеблоке лечебно-профилактического учреждения контроль за соблюдением технологии приготовления и выходом готовых диетических блюд осуществляет заведующий производством (шеф-повар, ст. повар), контроль за качеством готовых диетических блюд - врач-диетолог, медицинская сестра диетическая, дежурный врач, разрешающий выдачу готовой пищи в отделения.
При этом в статье 24 Закона о контрактной системе указано, что под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
С целью выявления лучших условий исполнения контракта, а также с учетом особенностей предмета закупки, заказчиком в конкурсной документации установлен такой показатель критерия как "наличие шеф-поваров, заведующего производством, сестры диетической медицинской и/или врача-диетолога".
При этом согласно разъяснениям конкурсной документации от 21.12.2015 по показателю "наличие шеф-поваров, заведующего производством, сестры диетической медицинской и/или врача-диетолога" оценка заявки и присвоение максимального количества баллов будет производится при наличии одного из вышеперечисленных сотрудников.
2. Заказчиком в конкурсной документации для оценки заявок по критерию "Квалификация участника закупки" установлена формула, предусмотренная пунктом 23 Правил. Таким образом, определен один порядок расчета баллов.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Во исполнение части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе в пункте 8 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085, установлено, что в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта", а в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла".
Согласно пункту 4 Правил в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
- цена контракта;
- расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
- стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);
- предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с положениями пункта 8 Правил для оценки заявок заказчик устанавливает в документации о закупке не менее двух критериев оценки, одним из которых должен быть критерий "цена контракта".
Следовательно, заказчик для оценки заявок на участие в закупке вправе также установить в конкурсной документации как один из нестоимостных критериев, так и оба нестоимостных критерия.
Как следует из содержания Приложения 2 к информационной карте конкурсной документации заказчиком установлено 2 критерия оценки заявок, а именно: стоимостной - цена контракта и нестоимостной - квалификация участника конкурса.
Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно Приложению 2 к информационной карте конкурсной документации в рамках нестоимостного критерия "Квалификация участника конкурса" предусматриваются такой показатель, как:
|
Обеспеченность участника конкурса трудовыми ресурсами, квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для оказания услуг (с приложением подтверждающих копий документов): |
100 баллов |
|
|
- наличие повара 4-го разряда |
максимальное количество баллов - 20 |
|
|
- наличие повара 5-го разряда и/или наличие повара 6-го разряда |
максимальное количество баллов - 30 |
|
|
- наличие шеф-поваров, заведующего производством, сестры диетической медицинской и/или врача-диетолога
|
максимальное количество баллов - 50 |
|
Как следует из доводов заявителя в конкурсной документации установлено содержание показателя по нестоимостному критерию в части: наличие сестры диетической медицинской и/или врача-диетолога, не соответствующее предмету закупки, так как исходя из пункта 3.2.10 проекта контракта врач-диетолог, участвующий в оказании услуг по организации лечебного питания, является сотрудником заказчика, а в соответствии с Приказом Минздрава РФ от 05.08.2003 N 330 медицинская сестра диетическая должна работать под руководством врача-диетолога и обе эти квалификационные категории должны присутствовать в штате лечебного учреждения.
Представитель заказчика на заседании Комиссии пояснил, что заказчиком 21.12.2015 в ответ на запрос даны разъяснения положений конкурсной документации, согласно которым по показателю "наличие шеф-поваров, заведующего производством, сестры диетической медицинской и/или врача-диетолога" оценка заявки и присвоение максимального количества баллов будет производится при наличии одного из вышеперечисленных сотрудников.
Между тем, в соответствии с пунктом 3.2.10 проекта контракта исполнитель обязан обеспечить доступ к месту приготовления пищи врача-диетолога, в выходные и праздничные дни - дежурного врача приемного отделения ЛПУ для совершения ими нижеуказанных действий:
- контроля правильности хранения запасов продуктов питания;
- снятия пробы готовой пищи непосредственно из котла;
- ежедневного контроля качества, органолептического анализа и бракеража готовой продукции;
- оценки каждого блюда в бракеражном журнале со следующим заключением:
- выполнение меню;
- доброкачественность блюд, продуктов;
- правильность кулинарной обработки;
- правильность выхода (контрольное взвешивание) всех блюд;
- ежедневной приемки по количеству готового лечебного питания в соответствии с количеством, указанным в порционных требованиях о питающихся по номенклатуре диет (с учетом дополнений).
Следовательно, из положений пункта 3.2.10 проекта контракта следует, что врач-диетолог, участвующий в оказании услуг по организации лечебного питания, является сотрудником заказчика.
Доводы представителя заказчика относительно того, что в содержание показателя по критерию "Квалификация участника конкурса" включено наличие сестры диетической медицинской и/или врача-диетолога" с целью выявления лучших условий исполнения контракта, не принимаются Комиссией во внимание в связи с тем, что из Приложения 2 к информационной карте конкурсной документации следует, что по показателю критерия "Квалификация участника конкурса" оценивается наличие и уровень квалификации технологических специалистов, состоящих в штате участника закупки, которые будут задействованы непосредственно для исполнения обязательств по контракту.
Таким образом, в конкурсной документации установлено содержание показателя по нестоимостному критерию, а именно: наличие сестры диетической медицинской и/или врача-диетолога, не соответствующее предмету закупки, что нарушает пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, пункты 10, 13 Правил.
Кроме того, следует отметить, что согласно части 8 статьи 50 Закона о контрактной системе разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.
Заказчик 21.12.2015 разъяснил, что по показателю "наличие шеф-поваров, заведующего производством, сестры диетической медицинской и/или врача-диетолога" оценка заявки и присвоение максимального количества баллов будет производится при наличии одного из вышеперечисленных сотрудников. Следовательно, запятую заказчик предлагает использовать в качестве союза "или".
Вместе с тем, в соответствии с правилами русского языка знаками препинания близкими по функциональным качествам являются запятая, точка с запятой, точка. Знаки эти ставятся при перечислении синтаксически равнозначных единиц: однородных членов предложения и частей предложения (запятая, точка с запятой), отдельных предложений (точка). При этом главное значение основного разделительного союза "или" - разделительная дизъюнкция, взаимоисключение (только одна из частей соответствует действительности).
С учетом изложенного, разъяснения, данные заказчиком 21.12.2015, в части оценки заявки и присвоения максимального количества баллов по показателю "наличие шеф-поваров, заведующего производством, сестры диетической медицинской и/или врача-диетолога", изменяют суть конкурсной документации, что нарушает часть 8 статьи 50 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
При этом согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии и с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пояснениям заказчика в конкурсной документации для оценки заявок по критерию "Квалификация участника закупки" установлена формула, предусмотренная пунктом 23 Правил.
В соответствии с пунктом 23 Правил указано, что в случае если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия оценки (показателя), за исключением случая, предусмотренного пунктом 24 настоящих Правил, количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю), определяется по формуле.
,
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
В случае если используется один показатель, КЗ = 1;
- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
- максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
В Приложении 2 к информационной карте конкурсной документации заказчиком указан порядок расчета баллов по критерию "Квалификация участников закупки в соответствии с пунктом 23 Правил, однако в конкурсной документации не раскрыто, что будет взято за основу при расчете максимального предложения из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки () с учетом потребности заказчика, что не позволяет сделать вывод о порядке присвоения рейтинга участникам закупки по указанному критерию.
Таким образом, в нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в конкурсной документации не определен порядок оценки заявок по критерию квалификация участника закупки ввиду отсутствия информации о том, что будет являться лучшим условием исполнения контракта при расчете рейтинга.
Кроме того, в силу пункта 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
На основании изложенного, при наличии в документации о закупке показателей нестоимостного критерия, порядок оценки должен содержать:
1) значимость в отношении каждого показателя, которая в соответствии с пунктом 3 Правил является выраженным в процентах весом показателя;
2) сумму величин значимости показателей критерия оценки в размере 100 процентов;
3) формулу расчета или шкалу количества баллов, предусматривающую присвоение по каждому показателю от 0 до 100 баллов (для дальнейшего умножения на коэффициент значимости показателя).
Из содержания Приложения 2 к информационной карте конкурсной документации следует, что Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (), определяется по формуле:
,
|
где: КЗ - коэффициент значимости показателя. - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается; - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки. |
Вместе с тем, Приложение 2 к информационной карте конкурсной документации, помимо формулы для расчета баллов, содержит и шкалу количества баллов, в которой, в свою очередь, заказчиком не определено значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки, что не соответствует пункту 11 Правил.
При этом заказчиком не определено, в каких случаях конкурсная комиссия присваивает по критерию максимальное количество баллов.
Обеспеченность участника конкурса трудовыми ресурсами, квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для оказания услуг (с приложением подтверждающих копий документов): |
100 баллов |
- наличие повара 4-го разряда |
максимальное количество баллов - 20 |
- наличие повара 5-го разряда и/или наличие повара 6-го разряда |
максимальное количество баллов - 30 |
- наличие шеф-поваров, заведующего производством, сестры диетической медицинской и/или врача-диетолога
|
максимальное количество баллов - 50 |
С учетом изложенного, заказчиком установлен двойной порядок оценки заявок, что противоречит положениям пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, пункта 11 Правил.
Ко всему прочему, в соответствии с пунктом 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно Приложению 2 к информационной карте конкурсной документации заказчиком установлены такие показатели по критерию "Квалификация участника закупки", как обеспеченность участника конкурса трудовыми ресурсами и квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для оказания услуг (с приложением подтверждающих копий документов).
При этом в разделе II Приложения 2 к информационной карте конкурсной документации указано, что при оценке заявок участников закупки по показателю нестоимостного критерия "Обеспеченность участника конкурса трудовыми ресурсами, квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для оказания услуг (с приложением подтверждающих копий документов)" рассматривается квалификация специалистов, привлекаемых к выполнению работ по предмету конкурса в случае представления следующих документов на каждого заявленного специалиста:
- копии трудовых книжек или копии приказов (распоряжений) о приеме на работу с копией трудового договора, подтверждающие трудовые отношения сотрудников с участником конкурса с отметкой работодателя о работе сотрудника в организации участника конкурса в настоящее время на дату подачи заявки;
- копии свидетельств и/или аттестатов и/или дипломов и/или удостоверений о профессиональном образовании, копии приказа (распоряжения) о присвоении разрядов.
Таким образом, из раздела II Приложения 2 к информационной карте конкурсной документации следует, что показатель "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" рассматривается через показатель "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг".
Следовательно, в конкурсной документации заказчиком не установлена значимость показателя "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами", что противоречит пункту 11 Правил.
3. Согласно части 6 статьи 52 Закона о контрактной системе информация о месте, дате и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника открытого конкурса, конверт с заявкой которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке которого открывается, наличие информации и документов, предусмотренных конкурсной документацией, условия исполнения контракта, указанные в заявке на участие в открытом конкурсе и являющиеся критерием оценки заявок на участие в открытом конкурсе, объявляются при вскрытии данных конвертов и открытии указанного доступа и вносятся соответственно в протокол. В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, в этот протокол вносится информация о признании открытого конкурса несостоявшимся.
На заседании Комиссии, представителем заказчика представлен протокол вскрытия конвертов с единственной заявкой на участие в конкурсе.
Изучив протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, Комиссия установила, что вышеуказанный протокол не содержит информацию, предусмотренную частью 6 статьи 52 Закона о контрактной системе, а именно: условия исполнения контракта, указанные в заявке на участие в открытом конкурсе и являющиеся критерием оценки заявок на участие в открытом конкурсе.
Таким образом, действия конкурсной комиссии при формировании протокола вскрытия конвертов нарушают часть 6 статьи 52 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьей статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО Производственная-коммерческая фирма "АВАНГАРД" на действия заказчика обоснованными.
2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 9 части 1, части 8 статьи 50 Закона о контрактной системе, пунктов 10, 11, 13 Правил.
3. Признать в действиях конкурсной комиссии нарушение части 6 статьи 52 Закона о контрактной системе.
4. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с тем, что допущенные нарушения не повлияли на результаты торгов.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены комиссии В.А. Ливончик
Д.Ф. Гареева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 28 декабря 2015 г. N 926-ж/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.12.2015